Урок математики для учащихся 2 классов по программе "Школа 2100"

Разделы: Математика


Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел.

Цель: формировать способность к сложению трехзначных чисел с переходом через разряд.

Задачи:

  • закрепить знание нумерации трехзначных чисел, умение анализировать и решать составные задачи;
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные процессы;
  • воспитывать умение слышать друг друга и учителя, уважать мнение другого, работать в коллективе.

Оборудование: графические модели, листы с заданиями, учебник (ч.1 ур.29), тетрадь.

I. Организационный момент. Включение детей в деятельность.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. А теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.

II. Актуализация знаний.

1. Составьте всевозможные трехзначные числа из цифр 5, 7, 0, если цифры в записи числа не повторяются.

    570 750

    507 705.

Важен упорядоченный перебор вариантов.
2. Дан ряд чисел: 385, 390, 395.

В каком порядке расположены числа?

    В порядке возрастания

На сколько 395 больше, чем 385?

    На 10

На сколько 385 меньше, чем 395?

    Тоже на 10

Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого числа?

    Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого числа, нужно из большего числа вычесть меньшее.

Найдите закономерность и продолжите ряд на три числа.

    Числа увеличиваются на 5, дальше идут числа 400, 405, 410.

Чтение чисел.
Расскажите, что вы знаете о числе 410.

410 – трехзначное число, в нем 4 с 1 д, предыдущее число 409, последующее 411, сумма цифр 5.

Как изобразить графически модель этого числа?

4 больших треугольника и 1 маленький.

Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

410 = 400 + 10.

Выразите 410 см в различных счетных единицах.

410 = 4 с 1 д = 4 с 10 ед = 41 д

Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

410 = 400 + 10

Выразите 410 см в различных единицах измерения.

410 см = 4 м 1 дм = 4 м 10 см = 41 дм

Увеличьте 410 на 62.

472

Уменьшите 410 на 110.

300

На сколько 410 меньше, чем 428?

на 18

На сколько 410 больше 0?

на 410

III. Постановка учебной задачи.

Рассмотрите записи, Что интересного вы заметили?

Первое слагаемое не меняется, второе слагаемое увеличивается.

Как вы думаете, что произойдет с суммой?

Сумма тоже увеличится.

Вычислите суммы.

В каком из примеров вы встретили затруднение?

Во втором.

Почему второй пример решить труднее?

В нем два перехода через разряд.

Поставьте цель, которую мы должны достичь сегодня на уроке. Чем мы будем заниматься?

Будем учиться решать примеры на сложение трехзначных чисел, в которых есть два перехода через разряд.

Задание выполняется на индивидуальных листах.

 

 

 

 

 

 

В решении 2-го примера возникают проблемы, это фиксируется.

 

IV. “Открытие” детьми новых знаний.

Что поможет нам вычислить эту сумму?

Графическая модель.

Выполните графическую модель этого примера.

Подводящий диалог.

 

 

Работают на листочках.

Как сложить трехзначные числа?

К сотням прибавить сотни, к десяткам – десятки, а к единицам – единицы.

А почему здесь возникло затруднение?

В разрядах единиц и десятков получается больше 10 разрядных единиц.

А куда деть “лишние” десятки и единицы?

Из 10 десятков образовать сотню, а из 10 единиц – десяток.

Ребята, вы сделали открытие!

По мере работы на доске тоже появляется графическая модель.
Покажите это в графической модели.

Сколько в итоге получилось сотен, десятков и единиц?

3 с 2 д 1 ед.

Какое это число?

321.

Как расположить числа, записывая сложение в столбик?

Единицы – под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями.

Почему?

Удобно складывать разрядные единицы.

С какого разряда надо начинать сложение? Почему?

С разряда единиц, т.к. число сотен и десятков при переходе через разряд может меняться.

Объясните сложение в столбик.

Складываю единицы: 6+5=11 ед. 1 ед. пишу, а один дес. запоминаю.

Складываю десятки: 7+4+1=12 дес. 2 дес. пишу, а 1 сотню запоминаю.

Складываю сотни: 1+1+1=3 с.

Читаю ответ: 321.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Громкое комментирование одного ученика.

V. Первичное закрепление.

№1 (б), с.56

(2 последних примера – работа в парах)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

№4, с.56

Прочитайте задание. Как вы поняли, что нужно делать?

Нужно решить примеры, записать их ответы, установить закономерность и записать следующее число.

Запись на доске:

Оцените свою работу.

Почему следующее число 678?

Количество сотен, десятков и единиц увеличивается на 1.

Дети решают типовые задания на новый способ действия, проговаривая способ решения в громкой речи.

 

 

 

 

 

Самопроверка.

 

 

Знаково (по частям)

VII. Повторение.

№7, с.57

Прочитайте задачу. О чем она?

О детях, которые хотят купить торт.

Прочитайте вопрос задачи.

Обратимся к схеме. Что означает весь отрезок?

Все деньги, которые были у детей.

Почему он разделен на 3 части?

Детей было трое.

Заполните схему.

(Знаково. Дети должны обратить внимание на то, что в схеме отсутствует главный вопрос)

Я тоже заполнила схему.

Повторите вопрос задачи.

Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Сравнить количество денег у детей со стоимостью торта.

Можем ли мы это сделать? Почему?

 

 

 

Самост. чтение

 

 

Часть условия находится в вопросе.

 

 

 

Самостоятельно.

Нет, нам неизвестно количество денег.

Что такое общее количество денег?

Целое.

Как найти целое?

Сложить части.

Можем ли мы найти целое? Почему?

Нет, неизвестна третья часть.

Составьте план решения задачи.

    1. Найти 3-ю часть.
    2. Найти целое.
    3. Сравнить.

VIII. Домашнее задание.

Решение этой задачи вы запишите дома. Это задание для всех.

Найдите в учебнике указанные на доске номера. Отметьте свое задание. Задайте мне вопросы.

№7, с.56 (бел.)
№5, с 56 (зел.)
№12, с.57 (кр.)

IX. Итог урока (рефлексия).

Какую цель мы поставили в начале урока?

Достигли ли мы поставленной цели?

Какое открытие помогло нам?

У кого были затруднения? Удалось ли вам их преодолеть? Как?

Кому все удалось?

Оцените работу класса.

Оцените свою работу.

 

 

 

 

Обратить внимание на запись ответа – в нем нет числовых данных.

 

 

 

 

Б – для всех, по выбору: З - легче
Кр. – труднее

 

 

 

 

 

На индивидуальных листках дети ставят себе отметку, аргументируя её.