Тип урока: комбинированный.
Вид урока: стандартный.
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме “Синонимы”.
Цель: обобщить знания о синонимах.
Задачи:
- образовательная: систематизировать знания о синонимах, формировать умения применять синонимы в речи;
- развивающая: развивать аналитические способности ума;
- воспитательная: воспитывать ценностное отношение к богатству родного языка.
Оборудование: мультимедиакурс “Культура общения и речи” (авторы Беккер Н.В., Пашкова Л.К.), доска, иллюстративный материал (кошка, тигр, пантера, лев, рысь, гепард), карточки со словами, ручки, карандаши, тетради, компьютеры.
Описание мультимедиа курса “Культура общения и речи”: данный курс содержит сведения по речевой лексикологии, знакомит с понятием “речевая этика”, а также рассказывает о построении текста. Курс содержат теоретический материал, тестирующую систему, компьютерный тренажер. Теоретический материал представлен в форме гипертекста и мультимедийных приложений.
Описание ресурсов:
- “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Знания обо всем” 2002.
- Энциклопедия “Мир вокруг нас”
Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с компьютером и в тетрадях.
План урока (45 мин.)
- Организационный момент (5 мин.)
- Актуализация опорных знаний (10 мин):
- Введение в проблему (3 мин.) ;
- Организация наблюдений над словами-синонимами (7 мин.)
- Физминутка (3 мин.)
- Формирование умений применять знания на практике (17 мин.):
- Работа с компьютером (10 мин);
- Работа в тетрадях (7 мин)
- Физминутка (2 мин.)
- Итог урока (5 мин)
- Домашнее задание (3 мин.)
Конспект урока
1. Организационный момент
- Приветствие учащихся;
- Сообщение темы урока;
- Постановка цели.
2. Актуализация опорных знаний
3. Введение в проблему
Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстративный материал. Учащиеся рассматривают и анализируют рисунки по вопросам:
- Кто изображен на рисунках?
- Чем отличаются эти животные?
- Что их объединяет?
Обращается внимание, что все эти животные разные, но относятся к одному семейству. Учитель подводит детей к мысли, что и в русском языке существуют слова, которые звучат по-разному, но имеют одно лексическое значение.
4. Организация наблюдений над словами-синонимами.
Постановка учебной задачи: к словам правого столбика подобрать синонимы из левого столбика.
После завершения работы организуется взаимопроверка выполненного задания.
5. Физминутка
6. Формирование умения применять, полученные знания на практике:
Работа с компьютером
а) Постановка учебной задачи: из трёх предложенных слов, выбрать слово, являющееся синонимом;
б) Сообщение последовательности действий поиска нужного кадра: глава “Лексикология” - раздел “Слова - друзья” - игра “Мозаика”;
в) Сообщение регламента работы;
г) Оказание помощи, организация взаимопроверки.
7. Работа в тетради
а) Постановка учебной задачи “Составить предложения, используя следующие словосочетания :
трудная задача - сложная задача, робкий щенок - боязливый щенок, красные цветы - алые цветы, громадный айсберг - огромный корабль, чудесный день - хороший человек, веселое настроение - радостное событие;
б) Фронтальная проверка работы.
8. Физминутка
9. Итог работы
Сделать вывод о том, в каких ситуациях используют синонимы, какую роль играют синонимы в речи.
10. Домашнее задание
Составить текст-описание весеннего утра с использованием синонимов.