Урок "Культура общения и речи"по теме: "Лексикология. Слова-синонимы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: стандартный.

Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме “Синонимы”.

Цель: обобщить знания о синонимах.

Задачи:

  • образовательная: систематизировать знания о синонимах, формировать умения применять синонимы в речи;
  • развивающая: развивать аналитические способности ума;
  • воспитательная: воспитывать ценностное отношение к богатству родного языка.

Оборудование: мультимедиакурс “Культура общения и речи” (авторы Беккер Н.В., Пашкова Л.К.), доска, иллюстративный материал (кошка, тигр, пантера, лев, рысь, гепард), карточки со словами, ручки, карандаши, тетради, компьютеры.

Описание мультимедиа курса “Культура общения и речи”: данный курс содержит сведения по речевой лексикологии, знакомит с понятием “речевая этика”, а также рассказывает о построении текста. Курс содержат теоретический материал, тестирующую систему, компьютерный тренажер. Теоретический материал представлен в форме гипертекста и мультимедийных приложений.

Описание ресурсов:

  • “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Знания обо всем” 2002.
  • Энциклопедия “Мир вокруг нас”

Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с компьютером и в тетрадях.

План урока (45 мин.)

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (10 мин):
  3. Введение в проблему (3 мин.) ;
  4. Организация наблюдений над словами-синонимами (7 мин.)
  5. Физминутка (3 мин.)
  6. Формирование умений применять знания на практике (17 мин.):
  7. Работа с компьютером (10 мин);
  8. Работа в тетрадях (7 мин)
  9. Физминутка (2 мин.)
  10. Итог урока (5 мин)
  11. Домашнее задание (3 мин.)

Конспект урока

1. Организационный момент

  • Приветствие учащихся;
  • Сообщение темы урока;
  • Постановка цели.

2. Актуализация опорных знаний

3. Введение в проблему

Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстративный материал. Учащиеся рассматривают и анализируют рисунки по вопросам:

  • Кто изображен на рисунках?
  • Чем отличаются эти животные?
  • Что их объединяет?

Обращается внимание, что все эти животные разные, но относятся к одному семейству. Учитель подводит детей к мысли, что и в русском языке существуют слова, которые звучат по-разному, но имеют одно лексическое значение.

4. Организация наблюдений над словами-синонимами.

Постановка учебной задачи: к словам правого столбика подобрать синонимы из левого столбика.

Слова

После завершения работы организуется взаимопроверка выполненного задания.

5. Физминутка

6. Формирование умения применять, полученные знания на практике:

Работа с компьютером

а) Постановка учебной задачи: из трёх предложенных слов, выбрать слово, являющееся синонимом;

б) Сообщение последовательности действий поиска нужного кадра: глава “Лексикология” - раздел “Слова - друзья” - игра “Мозаика”;

в) Сообщение регламента работы;

г) Оказание помощи, организация взаимопроверки.

7. Работа в тетради

а) Постановка учебной задачи “Составить предложения, используя следующие словосочетания :

трудная задача - сложная задача, робкий щенок - боязливый щенок, красные цветы - алые цветы, громадный айсберг - огромный корабль, чудесный день - хороший человек, веселое настроение - радостное событие;

б) Фронтальная проверка работы.

8. Физминутка

9. Итог работы

Сделать вывод о том, в каких ситуациях используют синонимы, какую роль играют синонимы в речи.

10. Домашнее задание

Составить текст-описание весеннего утра с использованием синонимов.