Цели:
- познакомить с особенностью окончания глаголов во втором лице, формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов второго лица единственного числа.
- закреплять умение определять форму глагола.
- развивать умение видеть и исправлять ошибки, развивать орфографическую зоркость.
- развивать мышление через классификацию слов, через работу с пословицами, развивать речь.
ХОД УРОКА
I. Закрепление.
– Начнем урок с повторения правописания словарных слов. Сегодня я предлагаю вам разгадать ребусы.
рис. 1 |
рис. 2 |
рис. 3 |
рис. 4 |
рис. 5 |
рис. 6 |
Ответы: родина (рис. 1), восток (рис. 2), восемь (рис. 3), коньки (рис. 4), воскресенье (рис. 5), пятница (рис. 6).
– Посмотрите внимательно на слова, назовите лишнее слово. Почему?
– На какие группы можно разделить эти слова? (Работаем с группой слов с Ь)
– Какую роль играет Ь в этих словах? (Показатель мягкости, разделительный)
– О какой роли мы не сказали?
II. Сообщение темы и задач урока.
– Сегодня на уроке мы узнаем, какую еще роль может выполнять Ь.
III. Работа над новым материалом.
1. Наблюдение над написанием глаголов.
На доске: О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей. Ты растешь на самой опушке, ты стоишь на самой жаре.
– Найдите в этих предложениях глаголы, определите их форму (работа в тетрадях).
– Посмотрите внимательно на глаголы. Что вы заметили?
– Какой вывод можно сделать? (В окончаниях глаголов второго лица единственного числа пишется Ь)
– А зачем в этих словах пишется Ь? Какова его роль?
2. Работа с правилом: учебник стр. 199
3. Упражнение в написании глаголов во втором лице: учебник, упр. 395, стр. 200
IV. Закрепление нового материала.
1. Комментированное письмо.
Что посеешь, то и пожнешь. Не разгрызешь ореха, так и зерна не съешь. Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Поспешишь – людей насмешишь.
– Выделите окончания.
– Как вы понимаете смысл этих пословиц? Чему они учат?
2. Самостоятельная работа.
– Восстановите пословицы по данным словам.
Труд, рыбка.
Тише, дальше.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую роль играет Ь в окончании глаголов?
VI. Домашнее задание.