Используемая литература : “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования” - под редакцией доктора педагогических наукпрофессора Е.С.Полат.
Свое выступление мне хотелось бы начать словами Дистервега, который сказал,
что “развитие образования одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнут этого собственной деятельностью, собственным напряжением”.
В процессе многолетней работы в школе мы, учителя составили себе представление о том, как строить учебный процесс, ориентированный на личность усченика с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.
Ясно, что в этом случае:
- во-первых, в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;
- во-вторых, роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная, но
иная, чем при традиционном обучении;
- в-третьих, ответственность за успех учебной деятельности учащиеся в большой степени берут на себя;
- в-четвертых, главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важнейших для себя решений.
Однако, чтобы эти цели были достигнуты на мой взгляд не хватает еще одного звена, а именно - формированию у учащихся способностей к объективной самооценке - рефлексии, как говорят психологи.
Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. При завышенной самооценке человек может принести неприятности не только себе, но и окружающим.
Но и неумение оценить свои способности по достоинству, занижению своих возможностей также ведет не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной присической закомплексованности.
Вместе с тем, психологи подчеркивают и такое психологическое явление, как ожидание. Речь идет как о внешней оценке учителя, его ожиданий в отношений переспектив развития, потенциала того или иного ученика, так и самооценки, то есть
ожиданий учеников в отношении собственных успехов или неуспехов в той или иной области. Если ожидания высокие, то ученик, ощущая эти ожидания со стороны учителя, например, старается их оправдать и добивается значительных успехов.
Если эти ожидания занижены, наступает адекватная реакция со стороны ребенка: “Я не могу этого сделать - значит нечего и стараться”.
Каждый учитель имеет ряд приемов для определения самооценки своих учащихся.
Точно также, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками и научить самостоятельно мыслить, необходимо учить умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.
Технологии, которые объединяются названием “Портфель ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению.
В чем заключаются эти технологии?
“Портфель ученика” - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это - комплекс документов, самостоятельных работ ученика.
Комплекс документов разрабатывется учителем и предусматривает:
а) задание ученика по отбору материала в “Потрфель” (имеется в виду не конкретное указание, какой материал следует отобрать, а по каким параметрам его следует отбирать);
б) анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в портфель работ;
в) анкеты для экспертной группы на презентации для объетивной оценки представленного “Портфеля”.
Ученик по собственному выбору либо по заданию учителя отбирает в свое “досье” работы, выполненные им на уроке самостоятельно (это контрольные работы,тесты, сочинения и другие задачи) или дома (домашние задания), или во внеклассной работе (это проекты, рефереты, доклады). Отбор ведется либо по одному предмету, либо по разным в течение одного года или на протяжении всех лет обучения.
В “Портфель” вкладывается объяснение ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы.
Каждая работа сопровождается также кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов работы.
Главное в такой работе - самооценка ученика, причем в виде рассуждений, аргументации, обоснования.
В определенный момент, например, в конце года - ученик выставляет свой “Портфель” на презентацию в классе или в группе, или на родительском собрании.
На таком форуме ученик должен показать свое продвижение в выбранной им или его учителем области знания, доказать, что он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, группы экспертов (из числа учащихся).
Он должен показать, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и сделать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной деятельности в данной области.
Принципы такой технологии кратко можно сформулировать следующим образом:
самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения;
- систематичность и регулярность самомориторинга;
- структуризация материалов “Портфеля”, логичность и лаконичность всех
- письменных пояснений;
- аккуратность и эстетичность оформления “Портфеля”;
- целостность, тематическая завершенность представленных в “Портфеле” материалов;
- наглядность и обоснованность презентации “Портфеля ученика”.
Итак, мы кратко познакомились с понятием рефлексии в педагогической психологии и ее значимостью для формирования интеллектуальных и нравственных качеств личности, а также с понятием “Портфеля ученика” как одной из педагогических технологий.
А сейчас я попробую привести пример такого портфеля по математике некоторых учащихся 9 А класса, где я работаю.
Цель создания “Портфеля” в том, что он призван полностью отражать работу ученика в области курса математики. Что должно быть включено в такой “Портфель”?
Он должен включать в себя различного рода задания, проекты, доклады, письменные работы; показывать успехи ученика в области математики, его отношение к математике, понимание этого предмета, а также его способности к дальнейшему продвижению в области математики и осознанию возможных способов продвижения. Ясность и культура речи должны быть неотъемлемым качеством “Портфеля”.
При подготовке “Портфеля” рекомендуется сосредоточить свое внимание на следующих позициях:
- самостоятельность мышления ученика;
- определение временного периода создания “Портфеля”;
- взаимосвязь и взаимообусловленность математических знаний;
- отражение в собственной позиции ученика относительно представленных работ (т.е. самооценка);
- процесс решения прблем.
Что должно быть в “Портфеле”?
“Портфель” включает в себя самостоятельные работы, задания повышенной трудности, зачеты по изученным темам, тесты, доклады и другие виды деятельности ученика по математике. Необходимо выработать требования к оформлению “Портфеля” (отпечатанный титул, содержание, краткое описание и пояснение для читателя, т.е. самооценка, собственная история успхов по математике, а также сроки
создания “Портфеля” и время проведения конференции по его презентации. В обращениик автору “Портфеля” указывается, что он может быть абсолютно свободен в выборе оформления своего “Портфеля”, своих коментариев.
Итак, вот один из возможных содержаний “Портфеля”: титульная страница (название самого “Портфеля”, имя ученика, название предмета, период создания “Портфеля” - даты начала и окончания, имя учителя);
- содержание “Портфеля”;
- краткая история успехов ученика по математике (это анализ собственных результатов по математике: что легче дается, что труднее, в чем эти трудности, начиная с младших классов);
- записи, доклады, контрольные и самостоятельные работы, а также задания, которые решены несколькими способами;
- тесты;
- ваша любимая работа (этот раздел должен быть озаглавлен “Моя любимая работа”, а также с объяснением, почему выбран и именно этот вид работы);
- групповой проект;
- оценка родителей и рецензента (письменная рецензия родителей).
Каким должен быть комментарий к “Портфелю”?
Комментарий, описывающий каждый из представленных на презентацию “Портфелей” материал, должен быть вдумчивым, отражающий ваши собственные мысли в отношении всей совокупности представленных в “Портфеле” работ. Он должен представлять полную картину вашего математического образования по конкретной теме или разделу математики. Попытайтесь быть самокритичным и объективным, давая характеристику своим успехам. Попробуйте порассуждать, почему вы отобрали ту или иную работу, какое значение она имеет для характеристики вашего математического образования на данном этапе.
Вот примерные вопросы для учащихся, которые помогут описать отобранный материал.
- Какую работу вы провели для отбора материала в “Портфель”?
- Что получилось, чтовызвало трудности?
- Есть ли что-то, что вы не сумели включить в свой “Портфель”?
- Есть ли у вас образец, по которому вы действовали?
- Что для вас было наиболее трудным при решении задачи?
- Можете ли вы представить себе жизненную ситуациюб в которой данная задача могла быть использована?
- . Была ли работа над “Портфелем” полезна для вашего продвижения в области математического знания?
И т.д.
Как уже было сазано, подходы к созданию “Портфеля” могут быть разными”.
Важно, что ребята учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивть свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.
Их учебная деятельность становится более осознанной.