Учимся вместе

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


В старших профильных физико-математических классах в целях более успешного формирования системы знаний у учащихся использую блочно-зачётную систему преподавания, что позволяет за счёт перераспределения отводимого на изучение темы времени углублять и совершенствовать знания, больше уделять внимания развитию познавательных интересов и творческих способностей, осуществлять индивидуализацию обучения не эпизодически, а в системе. Для себя установила за правило:

  • доходить до каждого ученика продуманной системой работы, исходя при этом из интересов и особенностей своих учеников (формы, методы и приёмы обучения не догма);
  • активизировать учебный процесс, создавать творческую обстановку, разнообразить формы, методы, приёмы обучения;
  • сделать обучение развивающим, предоставить свободу выбора темпов движения вперёд каждому ученику;
  • использовать преимущества дифференцированного обучения, применять парную и групповую работу, уровневую дифференциацию заданий;
  • каждый урок – урок глубокой физики, а не урок ради урока;
  • давать ученику шанс исправить оценку: важно, чтобы ученик знал, умел и стремился к более полному и совершенному знанию.

Урокам решения задач уделяю особое внимание, так как умение решать задачи показывает, как усвоено изучаемое понятие на уровне применения, повышает жизненную значимость знаний. В зависимости от содержания учебного материала и подготовленности учащихся применяю разные формы организации таких уроков, но всегда тщательно отбираю из разнообразных источников практический материал. Важно, чтобы система заданий отвечала принципу развивающего обучения, способствовала формированию положительных мотивов учения. На “выходе” всегда предлагаю дифференцированные по сложности задания, решение которых требует от учащихся различного характера познавательной деятельности – от подражательно-репродуктивной до творческой, при этом право выбора задач для решения оставляю за учащимися. Текст итоговых проверочных работ обычно содержит 9–10 задач разной степени сложности: это 3 типа задач уровней А, В, С и творческая задача уровня D. Ученик выбирает уровень сложности задач самостоятельно: один может прорешать все задачи уровня С, а другой, например, 1С, 2С и 3В и получить оценку “5”. Умение делать правильный (посильный) выбор, как и умение решать достаточно сложные задачи, формируется не сразу. Для этого необходимы глубокие знания, гибкость мышления, уверенность в своих силах. Обучение методам и приёмам решения физических задач начинаю на уроках-практикумах, семинарах, хорошие результаты даёт использование метода малых групп при организации самостоятельной работы на уроке и выполнение домашних индивидуальных заданий по основным темам курса. Практикую дифференцированные домашние задания. Выполнение заданий для групповой работы способствует созданию деловой творческой обстановки, взаимообучению. Задания группам составляются по-разному. Например, в предлагаемом вниманию варианте урока решения задач по методу малых групп, каждая группа получает своё задание и разрабатывает свою часть общего задания (принцип “учимся вместе”). Задания внутри группы близки по содержанию, но несколько отличаются сложностью. Задач обычно предлагается больше, чем количество учащихся в группе. При распределении заданий это позволяет в большей степени учитывать особенности учащихся. Опыт показывает, если задач в задании больше и какие-то из них остаются не задействованными, ученик хотя бы из любопытства прочитает оставшиеся тексты, сравнит со своей задачей, то есть произойдёт опосредованное решение. Решения задач оформляются на отдельных листах и вывешиваются на всеобщее обозрение (впоследствии задачи хранятся в особой папке). Работа по решению задач оценивается, при этом, наряду с академическими успехами каждого, оцениваются успехи в сотрудничестве, то есть учитывается то, насколько группа плодотворно работала и какой результат выдала.

В качестве домашнего предлагается выполнить индивидуальное задание, содержащее все основные типы задач, решаемые группами, поэтому сотрудничество будет продолжено на новом уровне во внеурочное время. Индивидуальные задания представляют собой подборку задач основных типов и составлены в 25-30 вариантах таким образом, что задачи в них не повторяются и каждый учащийся решает персональный вариант. Для удобства выполнения самостоятельной работы служат информационные листы, содержащие необходимые методические материалы. Есть опыт создания электронных носителей информации. Благодаря использованию мультимедийного курса “Открытая физика” (Открытая физика. Полный интерактивный курс физики. Версия 2,5. Под редакцией профессора МФТИ С. М. Козела) решение ряда задач может быть подкреплено выполнением компьютерного эксперимента.

Результативность такой работы проверена многолетними наблюдениями.

Ниже приведена система заданий для групповой (парной) работы для урока решения задач по теме “Интерференция света”. Электронная версия содержит гиперссылки, помогающие учащимся выстраивать ход рассуждений при решении задач, работать самостоятельно, вырабатывать навык решения задач по теме.

Задания к уроку решения задач по теме “Интерференция света”, 11 класс.

Введение. (Вступительное слово учителя). Для осуществления интерференции света необходимо получить когерентные световые пучки, для чего применяются различные приёмы.

До появления лазеров во всех приборах для наблюдения интерференции света когерентные пучки получали разделением и последующим сведением световых лучей, исходящих из одного и того же источника. Практически это можно осуществить с помощью экранов и щелей, зеркал и преломляющих тел. В этих случаях образование интерференционной картины обычно удаётся объяснить, заменив данную оптическую систему эквивалентной, считая при этом, что имеется не один, а два когерентных источника.

Вместе с тем, интерференционные явления можно встретить в естественных условиях. В природе часто можно наблюдать радужное окрашивание тонких плёнок (мыльные пузыри, масляные плёнки на воде, оксидные плёнки на металлах), возникающее в результате интерференции света, отражённого двумя поверхностями плёнки.

Задачи на интерференцию света можно разделить на две группы: задачи, связанные с интерференцией волн от двух когерентных источников, и задачи на интерференцию в тонких плёнках. К задачам первой группы относятся случаи интерференции, полученной с помощью зеркал Френеля, зеркала Ллойда, бипризмы Френеля, в опыте Юнга, а также с помощью некоторых типов интерферометров. Для расчёта интерференционной картины следует вычислить оптическую разность хода интерферирующих лучей, предварительно определив (если это необходимо) положение двух когерентных источников.

Вторую группу составляют задачи на интерференцию в плоскопараллельных и клинообразных тонких плёнках, а также задачи на кольца Ньютона. Для определения результата интерференции в этих случаях следует не только вычислить оптическую разность хода двух интерферирующих лучей в отражённом или проходящем свете, но и учесть характер отражения лучей от передней и задней поверхностей плёнки.

Обратите внимание, что в условиях задач обычно приводятся значения длин световых волн, настолько округлённые, что ими можно пользоваться как в случае распространения света в воздухе, так и в вакууме, поскольку .

Задания для групповой (парной работы).

I. Интерференция света от двух когерентных источников.

Задание 1. Опыт Юнга.

1. В опыте Юнга экран был удалён от отверстий на расстояние 5 м. Расстояние между отверстиями 0,5 мм, расстояние от третьего интерференционного максимума до центральной полосы 0,15 см. Определите: а) длину волны монохроматического света; б) расстояние между соседними светлыми интерференционными полосами; в) какова будет картина интерференции на экране, если его освещать белым светом?

2. В установке для демонстрации опыта Юнга расстояние между щелями 0,07 мм, а расстояние от двойной щели до экрана 2 м. Прибор освещается зелёным светом с длиной волны 500 нм. На сколько нужно изменить длину волны источника, освещающего прибор, чтобы при помещении установки в воду расстояние между соседними светлыми полосами осталось неизменным?

3. Если в опыте Юнга на пути одного из интерферирующих лучей поместить перпендикулярно этому лучу тонкую стеклянную пластинку (n = 1,5), то центральная светлая полоса смещается в положение, первоначально занимаемое пятой светлой полосой. Длина волны = 0,5 мкм. Определите толщину пластинки.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Для какой цели в интерференционном опыте Юнга с двумя щелями и источником монохроматического света служит экран с узкой щелью? Что будет происходить, если постепенно расширять щель в этом экране?

2. Как будет распределяться интенсивность света на экране, если одну из щелей закрыть красным светофильтром, а другую синим? Падающий на систему свет белый.

Рис.1. Модель. Интерференционный опыт Юнга.

3. Как изменится интерференционная картина от двух когерентных источников на экране, если: а) не изменяя расстояния между источниками света, удалить их от экрана; б) не изменяя расстояние до экрана, сблизить источники света; в) источники света будут испускать свет меньшей длины волны?

4. Как изменится интерференционная картина в опыте Юнга, если всю систему поместить в воду?

5. Выполните компьютерный эксперимент по теме “Интерференционный опыт Юнга”, используя мультимедийный курс “Открытая физика”. Проверьте правильность решения задач.

Задание 2. Зеркала Френеля.

1. В опыте с зеркалами Френеля расстояние между мнимыми изображениями источника света равно 0,5 мм, расстояние от них до экрана равно 5 м. В жёлтом свете ширина интерференционных полос равна 6 мм. Определите длину волны жёлтого света.

2. В опыте Френеля по наблюдению интерференции два одинаковых плоских зеркала образуют между собой угол - 2 (2 = 0,1 рад). Точечный источник света S находится на биссектрисе угла на расстоянии 20 см от линии пересечения зеркал. При каком минимальном размере зеркал на удалённом экране могут наблюдаться интерференционные полосы? Прямые лучи от источника на экран не попадают.

3. Два одинаковых плоских зеркала образуют между собой угол - 2 (2 = 20'). На них падает свет от щели, находящейся на расстоянии 10 см от линии пересечения зеркал. Длина световой волны равна 0,6 мкм. Отражённый от зеркал свет даёт интерференционную картину на экране, отстоящем на 270 см от линии пересечения зеркал. Каково расстояние между интерференционными полосами на экране? Что произойдёт с картиной на экране, если расстояние от щели до линии пересечения зеркал увеличить вдвое? Непосредственно на экран свет от источника не попадает. Во сколько раз изменится ширина интерференционных полос на экране в опыте с зеркалами Френеля, если фиолетовый светофильтр (0,4 мкм) заменить красным (0,7 мкм).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что будет представлять собой интерференционная картина, полученная от зеркал Френеля, если источник света будет излучать белый свет? Где эта картина будет ярче? Почему?

2. Две световые волны, налагаясь в определённой точке пространства, гасят друг друга. Не противоречит ли явление интерференции закону сохранения энергии: два потока энергии, складываясь, дают нулевую интенсивность? Означает ли это, что световая энергия превращается в другие виды энергии?

3. Изменится ли характер интерференционной картины в установке с зеркалами Френеля, если убрать ширму, закрывающую экран? Играет ли в данном случае роль монохроматичность света?

Задание 3. Бипризма Френеля.

1. С помощью бипризмы Френеля получены два мнимых источника и монохроматического света с длиной волны 560 нм. Расстояние от них до экрана 3,2 м. Через точку В на расстоянии 28 мм от центра экрана О проходит тёмная полоса. Определите расстояние между мнимыми источниками света.

2. От узкой щели при помощи бипризмы Френеля с преломляющим углом 20? получают на экране интерференционную картину. Щель расположена на расстоянии 25 см от бипризмы, а экран на расстоянии 100 см. Определите длину волны света, освещающего щель, если ширина интерференционных полос на экране составляет 0,55 мм.

3. Определите тупой угол бипризмы Френеля, если при расстоянии от источника до бипризмы 50 см и при расстоянии от бипризмы до экрана 150 см интерференционные полосы имеют ширину 0,2 мм. Показатель преломления данного сорта стекла для света с длиной волны 500 нм, даваемого источником, равен 1,52.

Вопросы для самоконтроля:

1. Трудность изготовления бипризмы с углом, близким к 180o, заставляет прибегнуть к следующему приёму. Бипризма с углом, сильно отличающимся от 180o, помещается в сосуд, заполненный жидкостью, или является стенкой этого сосуда. Объясните действие такой бипризмы. Изменится ли интерференционная картина, если жидкость с показателем преломления в сосуде заменить другой жидкостью с показателем преломления ?

2. Почему бипризма Френеля, как и бизеркала Френеля, даёт малое поле интерференции?

3. Почему в центре интерференционной картины на экране появляется белая полоса, если когерентные источники излучают естественный свет, и центральная полоса имеет окраску этого света, если когерентные источники дают монохроматическое излучение?

Задание 4. Зеркало Ллойда.

1. В интерференционном опыте Ллойда точечный источник света S расположен на расстоянии b = 20 см от левого края плоского зеркала АВ на высоте a = 10 см над плоскостью зеркала. Длина зеркала L= 10 см. Определите вертикальный размер интерференционной картины на экране, расположенном на расстоянии l = 1 м от источника.

2. В опыте Ллойда в качестве отражающей взята поверхность стеклянной пластинки, а источником света служит параллельная ей щель, середина которой находится на расстоянии 1 мм от продолжения отражающей поверхности. Экран находится на расстоянии 4 м от щели. Длина волны падающего света 700 нм. На каком расстоянии от середины центральной полосы будет третья светлая полоса?

Вопросы для самоконтроля:

1. Интерференционный опыт Ллойда состоял в получении на экране картины от источника S и его мнимого изображения в плоском зеркале. Чем отличается полученная таким образом интерференционная картина по сравнению с картиной, полученной в опыте с зеркалами Френеля?

2. Что наблюдается в точках экрана, оптическая разность хода до которых равна нулю? Изменится ли результат интерференции в этих очках, если на пути одного из световых лучей поместить перпендикулярно ему кювету со спиртом?

3. Каким светом – с большей или меньшей длиной волны – следует воспользоваться в опыте, чтобы получить более отчётливую интерференционную картину? Как изменится картина интерференции при использовании источника белого света?

Задание 5. Билинза Бийе.

1. Собирающую линзу диаметра D = 5 см с фокусным расстоянием F = 50 см разрезали по диаметру пополам и половинки раздвинули на расстояние = 5 мм. Точечный источник света S расположен на расстоянии = 1 м от линзы. На каком расстоянии от линзы можно наблюдать интерференционную картину? Щель между половинками линзы закрыта.

2. Тонкая собирающая линза разрезана на две половины, которые раздвинуты на расстояние 1 мм. По одну сторону от линзы находится источник монохроматического света (накалённая нить с фильтром), а по другую – экран, на котором получаются интерференционные полосы. Определите ширину интерференционных полос, если источник света находится на расстоянии 20 см от разрезанной линзы, а экран на расстоянии 450 см. Фокусное расстояние линзы 10 см. Длина световой волны, пропускаемой фильтром, 500 нм.

3. Источник света в виде узкой щели, дающей монохроматический свет с длиной волны 500 нм, находится на оси собирающей линзы на расстоянии 5 см от линзы. Фокусное расстояние линзы 10 см. Из линзы вырезали центральную часть шириной 0,5 мм и обе половинки сдвинули. На каком расстоянии от линзы можно наблюдать интерференционную картину? На каком расстоянии от линзы нужно поместить экран, чтобы на нём можно было наблюдать три интерференционные полосы?

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему разрезанная на две половинки собирающая линза при освещении точечным источником даёт на экране интерференционную картину? Можно ли наблюдать интерференционную картину при помощи линзы, средняя часть которой заклеена чёрной бумагой?

2. Можно ли в установке с билинзой поместить источник таким образом, чтобы расстояние между соседними полосами в опыте с билинзой не зависело от положения экрана?

3. Что произойдёт с интерференционной картиной, если в световой пучок, прошедший через верхнюю половину линзы, ввести плоскопараллельную стеклянную пластинку?

II. Интерференция в тонких плёнках.

Задание 6. Тонкие плоскопараллельные плёнки.

1. На тонкую плёнку воды под углом = 52° падает параллельный пучок белого света. а) При какой наименьшей толщине плёнки зеркально отражённый свет окрашен в жёлтый цвет ( = 600 нм) наиболее сильно? б) В каких пределах может изменяться толщина плёнки, чтобы можно было наблюдать максимум 12-го порядка для = 600нм? Показатель преломления пластинки 1,6.

2. Какова наименьшая возможная толщина прозрачной плоскопараллельной плёнки с показателем преломления 1,5, если при освещении белым светом под углами 45° и 60° она кажется красной ( = 0,74 мкм). Под какими ещё углами плёнка будет казаться красной?

3. Прямоугольная проволочная рамка погружается в мыльную воду, благодаря чему на ней образуется мыльная плёнка. При наблюдении в отражённом свете, угол падения которого = 30?, плёнка кажется зелёной ( =500 нм). Размеры сторон рамки a = 0,020 м и b = 0,30 м. Плотность мыльного раствора p = 10? кг/м?, показатель преломления вещества плёнки n = 1,33. Можно ли найти массу этой плёнки с помощью весов, чувствительность которых 0,1 мг? Какого цвета будет казаться самая тонкая из плёнок, удовлетворяющих условию задачи, если свет будет падать на неё и затем отражаться перпендикулярно плёнке?

Вопросы для самоконтроля:

1. Малые изменения в угле падения света не меняют сильно интерференционной картины в тонких плёнках, но в толстых плёнках эти изменения значительны. Почему? Почему для получения интерференционной картины в плёнках они должны быть тонкими?

2. При освещении двух тонких плёнок из одинакового материала белым светом, падающим перпендикулярно к поверхности плёнки, одна из них кажется красной, а другая – синей. Какая из плёнок толще? Можно ли утверждать, что, если обе плёнки окрашены одинаковым образом, толщина плёнок одинакова?

3. Тонкая плоскопараллельная плёнка при освещении белым светом кажется зелёной в отражённом свете, если на неё смотреть по направлению перпендикуляра к её поверхности. Что будет происходить с цветом плёнки, если её наклонять относительно световых лучей?

Задание 7. Клин.

1. Монохроматический свет падает нормально на поверхность воздушного клина, причём расстояние между соседними интерференционными полосами 0,4 мм. Определите расстояние между интерференционными полосами, если пространство между пластинками, образующими клин, заполнить прозрачной жидкостью с показателем преломления 1,33.

1. Между краями двух хорошо отшлифованных плоских пластинок помещена тонкая проволочка, а противоположные концы пластинок плотно прижаты друг к другу. Пластинки освещаются монохроматическим светом с длиной волны 600 нм, падающим перпендикулярно поверхности образовавшегося клина. На пластинке длиной 10 см наблюдатель видит интерференционные полосы, расстояние между которыми равно 0,6 мм. Определите диаметр проволочки.

3. Мыльная плёнка, расположенная вертикально, образует клин. Интерференция наблюдается в отражённом свете через красное стекло (631 нм). Расстояние между соседними красными полосами при этом равно 3 мм. Затем эта же плёнка наблюдается через синее стекло (400 нм). Найдите расстояние между соседними синими полосами. Считайте, что за время измерений форма плёнки не изменяется и свет падает на плёнку перпендикулярно.

Вопросы для самоконтроля:

1. Если рассматривать вертикально расположенную мыльную плёнку, то верхняя часть её кажется чёрной, а нижняя прозрачной, в промежутке между этими частями наблюдаются радужные полосы. Как это объяснить? Как будет меняться картина со временем?

2. При освещении тонких плёнок белым светом, падающим перпендикулярно к их поверхности, одни из них радужно окрашены, а другие одноцветны. Почему?

3. Что может означать факт: а) при освещении плёнки монохроматическим светом в одних местах видны светлые, а в других – тёмные пятна; б) при освещении плёнки монохроматическим светом на ней видны чередующиеся тёмные и светлые полосы на равных расстояниях друг от друга; в) на поверхности плёнки наблюдаются неправильной формы полосы и кольца, имеющие радужную окраску? (Обратите внимание: цвета заметно отличаются друг от цветов радуги. Почему?)

Задание 8. Кольца Ньютона.

1. Стеклянная линза, у которой одна поверхность сферическая радиусом R = 8,6 м, а вторая плоская, положена выпуклой стороной на плоскую стеклянную пластинку. При освещении сверху параллельным пучком монохроматического света, падающим перпендикулярно плоской пластине, в отражённом свете наблюдается интерференционная картина в виде чередующихся тёмных и светлых колец (кольца Ньютона). Определите длину световой волны, если радиус четвёртого тёмного кольца равен r =4,5 мм. Как изменится радиус кольца при заполнении пространства между линзой и стеклянной пластинкой прозрачной жидкостью с показателем преломления 1,47?

2. Установка для наблюдения колец Ньютона освещается монохроматическим светом с длиной волны 0,6 мкм, падающим нормально. Пространство между линзой и стеклянной пластинкой заполнено жидкостью, наблюдение ведётся в проходящем свете. Радиус кривизны линзы 4 м. Определите показатель преломления жидкости, если радиус второго светлого кольца 1,8 мм.

3. Ширина 10 колец Ньютона, отсчитываемых вдали от их центра, равна 0,7 мм, ширина следующих 10 колец 0,4 мм. Определите радиус кривизны линзы, если наблюдение производится в отражённом свете при длине волны 0,589 мкм.

4. Плоско-выпуклую линзу с радиусом кривизны положили выпуклой поверхностью на двояковогнутую линзу с радиусами кривизны поверхностей . На плоскую поверхность собирающей линзы нормально падает монохроматический свет с длиной волны . Чему равны радиусы колец Ньютона, возникающих вокруг точки соприкосновения линз?

5. Две одинаковые плоско-выпуклые линзы из кронгласа (n = 1,51) соприкасаются своими сферическими поверхностями. Определите оптическую силу такой системы, если в отражённом свете с длиной волны 0,60 мкм диаметр пятого светлого кольца Ньютона равен 1,5 мм. Каков диаметр пятого кольца, если пространство между линзами заполнено сероуглеродом (показатель преломления сероуглерода 1,63)?

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Выполните компьютерный эксперимент по теме “Кольца Ньютона”, используя мультимедийный курс “Открытая физика”. Проверьте правильность решения задач.

Рис.2. Модель. Кольца Ньютона.

2. В установке по наблюдению колец Ньютона в отражённом свете свет может отражаться от верхней поверхности линзы (поверхность 1), от выпуклой нижней поверхности линзы (поверхность 2) и от плоской поверхности тёмного стекла (поверхность 3). Почему при расчёте явления принимается во внимание возможность интерференции лучей, отразившихся от второй и третьей поверхностей, и не обсуждается возможность интерференции лучей, отразившихся от первой и второй поверхностей?

3. Как объяснить появление тёмного и светлого пятен в центре колец Ньютона при наблюдении в отражённом и проходящем свете?

4. Какой будет форма полос интерференции, если цилиндрическую собирающую линзу положить на плоскую стеклянную линзу?

III. Применение интерференции.

Задание 9.

1. Интерферометр Майкельсона был применён для определения длины световой волны. Для этой цели измерялось расстояние, на которое необходимо передвинуть одно из зеркал для того, чтобы сместить интерференционную картину на 100 полос. Это расстояние оказалось равным мм. Определите длину световой волны.

2. Интерференционный рефрактометр применяется для измерения показателя преломления прозрачных веществ. Через узкую щель, освещаемую монохроматическим светом с длиной волны = 589 нм, свет попадает на 2 кюветы длиной l = 10 см, которые заполнены воздухом (n = 1,0002777). При замене в одной из кювет воздуха на аммиак интерференционная картина на экране сместилась на m = 17 полос. Определите показатель преломления аммиака.

3. Для уменьшения потерь света из-за отражения от поверхностей стекла осуществляют “просветление оптики”: на свободные поверхности линз наносят тонкие плёнки с показателем преломления . В этом случае амплитуды отражённых лучей от обеих поверхностей такой плёнки одинаковы. Определите толщину слоя, при котором отражение для света с длиной волны от стекла в направлении нормали равно нулю.

Выполните расчёт минимальной толщины плёнки для стеклянной линзы с показателем преломления 1,58 и длины волны падающего света 0,55 мкм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему линза, покрытая просветляющей плёнкой, кажется лиловой при рассмотрении её в отражённом свете?

2. В чём заключается особая ценность интерференционных методов?

Подведение итогов: презентация работ учащихся.

Домашнее задание: выполнить индивидуальное задание по решению задач по теме “Интерференция света”.

Комментарий: демонстрация презентации “Интерференция света”, содержащей слайды к уроку.

Индивидуальное задание (образец).

Вариант 25.

  1. Интерферометр Рэлея используется для точного определения показателей преломления газов. Для этого на пути одного из лучей ставится кювета прямоугольной формы длиной 10 см с исследуемым газом, а на пути другого – компенсатор, с помощью которого добиваются, чтобы в центральной части экрана разность хода была равна нулю. Выкачивание воздуха из кюветы сопровождалось сдвигом интерференционных полос, и при достижении глубокого вакуума произошёл сдвиг на 50 полос. Определите показатель преломления воздуха при нормальном атмосферном давлении. Интерферометр освещался натриевой лампой с длиной световой волны 589,3 нм.
  2. От точечного источника S1 отодвигают точечный монохроматический источник S2 (свет обоих источников имеет одну и ту же частоту) до тех пор, пока в точке О в центре экрана, где наблюдается интерференция, не наступает потемнение. Расстояние между источниками S1 и S2 при этом равно l = 2 мм. Расстояние между источником S1 и экраном L = 9 м. На сколько нужно передвинуть экран к источнику S1, чтобы в точке О снова возникло потемнение? При x << 1 считать
  3. Белый свет, падающий нормально на мыльную плёнку с показателем преломления 1,33 и отражённый от неё, даёт в видимом спектре интерференционный максимум на волне длиной 630 нм и ближайший к нему минимум на волне 450 нм. Какова толщина плёнки? (Толщину плёнки считать постоянной).
  4. Для измерения толщины волоса его положили на стеклянную пластинку и сверху прикрыли другой. Расстояние от волоса до линии соприкосновения пластинок, параллельной волосу, равно 20 см. При освещении пластинок красным светом с длиной волны 750 нм на 1,0 см длины образовавшегося таким образом клина умещается восемь интерференционных полос. Определите толщину волоса.
  5. Определите, светлое или тёмное кольцо Ньютона в отражённом свете будет иметь радиус 5,3 мм, если оно возникло при освещении линзы светом с длиной волны 450 нм, падающим параллельно главной оптической оси линзы. Радиус линзы равен 18 м. Каков радиус этого же кольца, если в зазоре между линзой и пластинкой, на которой лежит линза, будет находиться этиловый спирт?