В процессе проводимого диагностического исследования разработана программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков. Данная программа направлена на достижение социального успеха подростками, развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения. На наших тренингах подростки получают теоретические знания, касающиеся того, как "правильно" общаться, налаживать контакт, строить беседу, выходить из конфликта, а самое ценное - имеют возможность практической отработки навыков в сфере общения. Основным предметом внимания программы, является: - взаимодействие между подростками, в частности, в коллективе; - способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения; - влияние и противостояние влиянию. Этапы работы: Установочный этап - включающий в себя сбор диагностического материала. Коррекционно-развивающий этап. Заключительный этап: этап работы с родителями и педагогами; анализ и подведение итогов работы. Формы и методы работы. групповая работа; элементы индивидуальной работы; групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы); психогимнастика; наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности) ролевые игры; элементы индивидуальной и групповой релаксации; подвижные игры. Критерии эффективности. Усиление личностных ресурсов; Формирование адекватной самооценки; Наличие навыков конструктивного поведения; Наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности. Цель программы: Развитие личностных ресурсов учащихся в области коммуникативных умений и навыков; Формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию; Формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению; Освоение способов конструктивного поведения в конфликте; Осознание особенностей собственного поведения в конфликте; Рассмотрение собственных ресурсов в разрешении конфликтов; Выработать навыки бесконфликтного поведения. Задачи программы: Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы; Ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять и строго соблюдать правила работы группы; С помощью игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки и умения; Способствовать закреплению навыков самоанализа; Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения; Расширить представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Тематическое планирование тренинговой программы для старшеклассников "Основы конструктивного общения". № п/п Тематика занятий Время проведения 1. Контакт. Зачем и как мы это делаем? 1,5 ч 2. Наши оценки и поведение людей. 2 ч 3. Коммуникация чувств. 2 ч 4. Что такое эмпатия? 1,5 ч 5. Умею ли я слушать? 1,5 ч 6. Отстаивание точки зрения и аргументация. 1,5 ч 7. Какое решение верно. Нахождение компромисса. А) умение договариваться в группе; В) невербальное принятие решений. 1,5 ч 1,5 ч 8. Технология взаимодействия с трудными людьми. Личностные качества в социальных ролях 2 ч 9. Отработка навыков уверенного поведения в конфликтной ситуации 1,5 ч 10. Завершение и закрепление. 3 ч Итого: 19,5 ч Предполагаемый результат. Сформированность адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений. Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности. Сформированность навыков адекватного конструктивного поведения. Развитие навыков доброжелательного общения. Данные социально-психологические тренинги являются эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг в области общения, основная цель которых - развитие личностных ресурсов старших подростков в области коммуникативных умений и навыков. Например, упражнение "Самопрезентация" позволяет осуществить целенаправленное корректирующее влияние на личность подростка и решить целый спектр проблем - от развития коммуникативных навыков до умения самостоятельно разрешать личностные проблемы. На занятиях дети отрабатывают навыки инициативности в общении, умение "пристроиться" к партнеру. Подростки могут "примерить" на себя различные модели поведения в конфликтных ситуациях, выбранных из личного жизненного опыта. С помощью проигрывания ситуаций подростки учатся как "правильно" общаться, налаживать контакт, как эффективнее строить и поддерживать беседу. С помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм. Тема одного из занятий: "Личностные качества в социальных ролях". Подготовка помещения: классный кабинет. Первые две парты сдвинуть вместе, создав три рабочих места для групп, остальные парты сдвинуть в конец помещения. Инвентарь: Необходима доска, мел. Заготовленные карточки с наборами качеств (три экземпляра). Приложение №1. Скотч или клей на три стола. Чистые листы, карандаши, ручки. Карточки с названиями социальных ролей. Приложение №2. Объяснение темы, постановка задачи перед участниками занятия, вопрос: Мы с вами поговорим сегодня о ролях, которые мы играем в жизни. Какие бывают роли? (Заслушиваются варианты ответов) ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ? выписывается на доске и сохраняется до конца занятия. (Время 1,5 минуты) Игра "Лидер". (На создание рабочих групп с равно распределенными активными участниками). Пусть встанет тот кто... Считает себя человеком Самый красивый Самый умный Самый добрый Самый хитрый... и т.д. (Время 2-3 минуты) Рассаживаются первые "лидеры", а потом все остальные за столы, образуя 3 рабочие группы. Выбор карточек лидерами групп, с названием социальной роли. Зачитываются вслух, для всех групп. (Время 2-3 минуты) Задание в группах: Составить портрет каждой роли полученной группой, из предложенных карточек с различными качествами и моделями поведения. Участники должны на бумаге изобразить человека в предлагаемой роли, приклеивая к нему на свой выбор, качества присущие именно этой роли. (время 5-7 минут) По истечении времени, группы вывешивают свою модель на доску, и зачитывают вслух всем. Вместе находим качества, повторяющиеся во всех трех ролях, выписываются на доску. Вопрос участникам: почему во всех трех ролях совпали те или иные качества? Рефлексия участников. В результате получаем качества называемые личностными. Создается абстрактная модель личности. Данные качества, повторяющиеся во всех трех рассматриваемых ролях, являются основой для успешности личности в жизни, для успешной адаптации в социальной среде. То есть данные качества являются стержнем в нас, в любой роли. (Время 2 минуты) Игра: "Паровозик". Первый участник с открытыми глазами является локомотивом, везущим за собой состав вагончиков, которые в свою очередь находятся с закрытыми глазами. По хлопку последний вагончик становится локомотивом, и продолжается движение в другую сторону. Рефлексия на игру. Какие чувства испытывал в роли локомотива, в роли вагончика? В каких сейчас вы были ролях? (Ведомый - вагончик, ведущий-локомотив) (Время 4-5 минут) Возврат к вопросу заданному в начале занятия, Что такое социальная роль, и какие роли мы выполняем в нашей жизни, и какие еще будем выполнять? Заключение темы: У каждого человека в жизни есть и будут множество социальных ролей, но основой успешной личности во всех ролях является стержень - личностные качества, за счет которых мы можем быть успешными в каждой из своих ролей. Локомотивом являются, движущие нашими ролями, личностные качества. (Время 3-4 минуты) Ритуальный заключительный круг: "Интересное полезное". Что интересного узнал, что узнал полезного для себя? Остатки времени от занятия отводятся на эмоциональную разгрузку: Игра: "Постройся по росту". С закрытыми глазами построиться по росту. (Игра вызывает подъем положительные эмоций). Прощание. Приложение №1 Карточки: №1 Я ребенок (сын, дочь) №2 Я ученик №3 Я ровесник Приложение №2 Набор карточек в трех экземплярах: Ответственный Безответственный Доброжелательный Недоброжелательный Решительный Нерешительный Опрятный Не опрятный Соблюдает нормы и правила Не соблюдает нормы и правила Успевающий Неуспешный Агрессивный Тревожный Активный Пассивный Веселый Грустный Любознательный Незаинтересованный Рискованный Трусливый Ленивый Работоспособный Самостоятельный Несамостоятельный Уважающий, мнение другого Не уважающий, мнение другого Уважающий старших Не уважающий старших ?? ?? ?? ??