Открытый урок экологии по теме: "Законы организации экосистем"

Разделы: Экология


Цели урока:

Образовательные: формирование понятия “экосистема”, раскрытие экологических основ формирования и поддержания экосистемы, понимание значения круговорота в природе.

Развивающие: продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к объектам природы, совершенствование коммуникативных способностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник экологии для 10 класса Н. М. Черновой, опорные таблицы (приложение 1), образцы горных пород (торф, уголь), магнитофон с записью музыки симфонического оркестра, модель земного шара (глобус).

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Время проведения: 45 минут.

Структура урока

  1. Организационный этап;
  2. Актуализация знаний;
  3. Формулировка темы;
  4. Постановка проблемы;
  5. Этап усвоения новых знаний;
  6. Этап проверки понимания изученного;
  7. Контроль результатов запоминания;
  8. Подведение итогов урока;
  9. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Ход урока

1 этап – организационный.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мне очень приятно видеть всех вас. Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по иному посмотрят на окружающий вас мир.

2 этап – актуализация знаний.

Учитель: Земля, которая, несмотря на свою величину в данный момент уместилась у меня на ладонях. (Включается музыка симфонического оркестра).

А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара (приложение 2, слайд 1).

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 4 млрд. лет, не прерываясь.

Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.

Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

3 этап – формулировка темы, эпиграф.

Учитель: Тема сегодняшнего урока непосредственно связана с пониманием законов организации жизни на Земле (приложение 2, слайд 2). Мы рассмотрим тему “Законы организации экосистем”. Экосистема – по сути это то, что мы обычно называем природой.

 В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю такие слова:

“Помни!
Нельзя защитить то, чего не любишь!
Нельзя любить то, чего не знаешь!”

4 этап – постановка проблемы.

Учитель: И сегодня на уроке нам предстоит решить проблему, благодаря чему поддерживается жизнь на нашей планете под названием – Земля. А понимание этой проблемы позволит нам жить в гармонии с природой (приложение 2, слайд 3).

5 этап – изучение нового материала.

Учитель: Живое органическое вещество можно встретить повсюду: и в глубинах океанов, и на вершинах самых высоких гор, и в вечных снегах Приполярья, и в горячих водных источниках вулканических районов.

Любой организм проводит всю свою жизнь среди множества других существ. Живые организмы теснейшим образом связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Одно из важнейших проявлений жизни – это обмен веществ. Чрезвычайно высокая интенсивность потоков вещества из неорганической природы в живые тела давно привела бы к полному исчерпанию всех необходимых для жизни соединений. Но этого не происходит, и жизнь не прекращается, т.к. необходимые соединения обратно возвращаются в окружающую среду. Так возникает биологический круговорот вещества.

Ребята, какие живые организмы связаны между собой круговоротом вещества?

Ответы учеников: Растения, животные, бактерии и грибы.

Учитель: Опираясь на ваши ответы, составим схему биологического круговорота (приложение 2, слайд 4).

Ребята, а теперь назовите главное условие существования биологического круговорота.

Ответы учеников: Энергия солнца.

Учитель: Природной единицей биологического круговорота является экосистема.

Ребята, я предлагаю Вам воспользоваться опорной таблицей, чтобы ответить на вопросы:

Какую роль выполняют растения в природе, и к какой экологической группе организмов их можно отнести?

Ответы учеников: Растения потребляют минеральные соединения и, используя энергию солнца, синтезируют органические вещества, которые затем потребляют живые организмы. Таким образом, растения не только питаются сами, но и кормят других. Их относят к продуцентам.

Учитель: Какую роль выполняют животные в природе, и к какой экологической группе организмов их можно отнести?

Ответы учеников: Животные питаются живым органическим веществом растительного и животного происхождения. Их относят к консументам первого и второго порядка соответственно.

Учитель: Какую роль выполняют бактерии и грибы в природе, и к какой экологической группе организмов их можно отнести?

Ответы учеников: Бактерии и грибы потребляют органическое вещество (омертвевшие ткани растений и запасы растительной пищи, животные останки) и полностью разлагают его до минеральных соединений – жизненно необходимых биогенных веществ (например, азота, калия, кальция, меди, цинка и т.д.), которые затем потребляют зеленые растения. Их относят к редуцентам.

Учитель: А теперь сделайте вывод о структуре (основных частях) и условиях функционирования экосистемы.

Ответы учеников: Компонентами экосистемы являются продуценты, консументы, редуценты, биогенные вещества. Экосистема функционирует под действием энергии солнца.

Учитель: Внимательно посмотрите на схему и сформулируйте определение понятия экосистема.

Ответы учеников: Экосистема – это совокупность организмов и неживого окружения, в которой существует круговорот веществ, поддерживаемый однонаправленным потоком энергии.

Учитель: Термин экосистема впервые предложил английский ботаник Тенсли в 1938 году.

Любая экосистема функционирует по определенным законам. Ребята выявите из определения экосистема 2 основных закона функционирования экосистемы.

Ответы учеников:

Получение ресурсов и избавление от отходов происходит в рамках круговорота.

Экосистемы существуют за счет незагрязняющей среду и практически вечной солнечной энергии.

Учитель: Вчитайтесь внимательно в сформулированные нами законы и при необходимости задайте уточняющие вопросы.

6 этап – первичное закрепление знаний.

Учитель: Предположим, что из экосистемы исчезла одна из функциональных групп организмов. Попробуйте описать дальнейшее развитие событий (приложение 2, слайд 5).

Ответы учеников: При выходе из экосистемы продуцентов – круговорот веществ нарушится, но жизнь на Земле будет существовать, например, на вершинах гор (приложение 2, слайд 6). При выходе из экосистемы консументов жизнь на Земле также не остановится (приложение 2, слайд 6), а при выходе из экосистемы редуцентов все живое на Земле погибнет (приложение 2, слайд 6).

Учитель: Итак, что произойдет с экосистемой при выходе из ее состава хотя бы одного компонента?

Ответы учеников: Нарушится круговорот веществ в природе.

Учитель: Вернемся к нашей проблеме и назовем главное условие существования жизни на Земле.

Ответы учеников: Жизнь на нашей планете существует благодаря постоянному круговороту веществ, поддерживаемому потоком солнечной энергии.

Учитель: Таким образом, жизнь на нашей планете существует благодаря постоянному круговороту веществ, поддерживаемому потоком солнечной энергии.

Экосистемы изменяются как в пространстве, так и во времени. В древних экосистемах Земли можно наблюдать неполный круговорот веществ. Примерами, подтверждающими неполноту круговорота веществ в древних экосистемах можно считать залежи полезных ископаемых, что вызвано неблагоприятными местными абиотическими условиями (высокой влажностью, низкой температурой).

Приведите примеры таких полезных ископаемых.

Ответы учеников: Нефть, каменный уголь, торф…

Образцы некоторых из них я принесла сегодня на урок. Определите, что это?

Ответы учеников: Торф, каменный уголь.

Назовите регионы России богатые торфом.

Ответы учеников: Ямало-Ненецкий а.о., Северо-Запад России, Европейский Север…

Учитель: Дома изучите, какие особенности экосистемы тундры Ямала повлияли на образование залежей торфа.

7 этап – контроль знаний, задание в группах.

Учитель: Чтобы освежить в вашей памяти красоту края, где многие из вас родились и выросли, приглашаю пройтись по тундровым тропам, полюбоваться белыми ночами, восхититься чудом планеты – северным сиянием, удивиться богатству Приполярья, почувствовать окружающую нас природу вместе с поэтом Леонидом Лапцуем (демонстрация слайдов природы Ямальской тундры под музыку симфонического оркестра).

О, как тундра прекрасна
Каждый день, каждый миг!
Сколько прелести в лете!
Под ногами ковер –
Шелк травы и соцветий
И стеклярус озер.
Тундра в нежной купели
Нежит нас при луне.
Колыбельную пели
Ветры дикие мне,
И средь первых видений
Сквозь мороз и пургу
Было стадо оленей
На декабрьском снегу.
Потому-то так трудно
Жизнь представить свою
Без оленей и тундры –
Даже в светлом раю.

Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремится внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной деятельности человека, приводящие к разрушению природной среды.

Я сейчас предлагаю вам поработать в небольших коллективах и обсудить следующие вопросы:

1 группа работает над вопросом: “Какие виды хозяйственной деятельности человека в нашем крае, могут повлиять на целостность экосистемы тундры?”

2 группа работает над вопросом: “Какие изменения в экосистеме тундры могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека?”

3 группа работает над вопросом: “Чем я могу помочь, чтобы сохранить экосистему тундры жизнеспособной?”

В каждом коллективе выберите ответственного за выполнение задания, который обобщит ваше мнение по предложенному вопросу.

Ответы учеников из каждой группы.

Учитель: Обобщим ваши ответы и подведем мини-итог.

8 этап – подведение итогов.

Учитель: Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша.

Ребята, а какой вы хотите видеть нашу Землю? Продолжите фразу: “Я хочу видеть землю…” (приложение 2, слайд 7).

Ученики передают по кругу модель земного шара и продолжают данную фразу.

Учитель: Мы хотим жить на здоровой, вечно жизнеспособной планете, а неразумная деятельность человека, его потребительское отношение к природе приводят к разрушению природной среды. В результате живые, вечно цветущие уголки нашей необъятной планеты превращаются в безжизненную пустыню. Поэтому сегодня мы посвятили урок изучению экосистемы, т.е. окружающей нас природы. Без активного участия на урок, без четких ответов, без грамотной формулировки законов и выводов, мы сегодня не познали бы законы функционирования природы, не осознали бы свою непосредственную помощь в сохранении ее богатств. Помните, что только от вас – маленьких частичек всего большого человечества зависит будущее нашей планеты.

В заключении хочу сказать такие слова:

“Природа, милая тебе одной я внемлю,
Ты подарила мне и небеса, и Землю.
И их помощником я буду век за веком,
Лишь оттого, что я родился человеком!”

9 этап – домашнее задание.

Учитель: Подобрать материал, раскрывающий ямальскую тундру в качестве экосистемы и изучить, какие особенности экосистемы тундры Ямала повлияли на образование залежей торфа. Уходя с урока, предлагаю вам выбрать образцы полезных ископаемых для выполнения практической части домашнего задания.

Всех благодарю за урок.