“В научном мышлении всегда
присутствует элемент поэзии.
Настоящая наука и настоящая музыка требует
однородного мыслительного процесса”.
А. Эйнштейн.
Цели урока:
- образовательная – повторить пройденный материал, научить учащихся читать графики и работать по ним на примере литературного материала.
- развивающая – развить умения выявлять закономерности, обобщать, развить навыки устного счета.
- воспитательная – воспитать внимание, творческое серьезное отношение к учебному труду.
Оборудование: плакаты, таблицы.
План урока:
Постановка цели урока – 1 мин
Математическая разминка – 9 мин
Повторение пройденного материала – 5 мин
Объяснение нового материала – 5 мин
Закрепление материала – 10 мин
Проверочная работа – 10 мин
Проверка результатов и подведение итогов урока
– 5 мин
ХОД УРОКА
I. Постановка цели.
II. Математическая разминка.
1. Устное решение задач.
а) В ознаменование окончания учебного года каждый ученик сажает около школы дерево. Сколько деревьев уже посадил перешедший наконец в 7 класс Пупырышкин Паша, если в первых четырех классах он сидел по 2 года, а в двух следующих – по 3 года? [Ответ. 14 деревьев.]
б) Во время сильного дождя на остановке автобуса стояли 12 человек. Подкатил автобус и забрызгал грязью пятерых. Остальные успели попрыгать в колючие кусты. Сколько исцарапанных пассажиров поедет в автобусе, если трое так и не смогли выбраться из колючих кустов? [Ответ. 4 человека.]
в) Петру Петровичу каждую ночь является привидение. Ровно в полночь оно встает из могилы и бредет от кладбища к дому Петра Петровича со скоростью 5 км/ч. 2 часа привидение жутко воет под окном Петра Петровича, а потом с той же скоростью бредет обратно на кладбище. В 6 часов утра привидение ложится в свою могилу. Узнай расстояние от кладбища до дома Петра Петровича. [Ответ. 10 км]
2. Математическая загадка.
Задуманы два числа. Одно в 3 раза больше другого, а их сумма равна 100. Какие числа задуманы? [Ответ. 25 и 75.]
3. Математический фокус.
Задумайте число. Прибавьте к нему 12, затем вычтите 7. К результату прибавьте 8. Скажите, сколько получилось, а я скажу, какое число вы задумали. [Ответ. Х+12-7+8 = х+13. Чтобы узнать задуманное число надо из результата вычесть число 13.]
III. Повторение пройденного материала.
- Какая прямая называется координатной? Ответ. Прямая, с заданным началом отсчета, единичным отрезком и положительным направлением называется координатной.
- Какая плоскость называется координатной? Ответ. Плоскость, на которой выбрана система координат, т.е. две перпендикулярные координатные прямые Ох и Оу, которые пересекаются в начале отсчета – точке О, называется координатной.
- Как называется координаты точки в координатной плоскости? Ответ. Абсцисса и ордината точки.
- Можно ли в записи переставлять местами координаты точки? Ответ. Нельзя.
- Какие знаки имеют координаты точки по четвертям? Ответ.
IV. Объяснение нового материала.
- Рассмотреть график суточного колебания температуры воздуха.
- Сделать вывод, что график – это линия, изображающая зависимость между величинами. Линия на координатной плоскости!
- Закрепление материала: Решить №№ 532, 533, 534 из учебника Н.Я. Виленкина “Математика – 6”.
V. Проверочная работа по таблицам.
Все вы знаете роман – сказку известного детского писателя Николая Носова “Приключение Незнайки и его друзей”. Вспомним фрагмент, когда коротышки из Цветочного города отправились в воздушное путешествие на шаре. Чтобы изобразить зависимость между временем полета и расстоянием, временем полета и высотой полета воздушного шара, между временем и температурой воздуха на борту, создадим математическую модель путешествия. Для этого введем математические данные:
10 ч утра – начало полета,
20 ч вечера – конец путешествия,
максимальная высота подъема – 3500 м,
максимальное удаление – 150 км,
температура воздуха в момент взлета – +20 С°.
Ответьте на следующие вопросы:
- Как менялась температура воздуха на борту шара в первый час полета?
- С какой скоростью поднимался шар вначале и на какое расстояние он отлетел от Цветочного города в первый час полета?
- В какое время, с какой высоты и на каком расстоянии от Цветочного города Знайка спрыгнул с воздушного шара?
- Какое время показывали часы, и какую температуру показывал термометр, когда коротышки находились на расстоянии 110 км от места старта?
- На какой высоте они летели в это время?
- С какой скоростью летел шар последние полчаса?
- В какое время термометр показывал +8 С°?
- На каком расстоянии от Цветочного города упал воздушный шар?
VI. Проверка результатов и подведение итогов урока.
Используемая литература:
- Математика – 6. Учебник. Н.Я. Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. М., 1996.
- Г. Остер. Задачник. М., 1992.
- Математика – 5. Учебник – собеседник. Л.Н. Шеврин. М., 1992
- Н. Носов. Приключение Незнайки и его друзей. М., 1992.