Цели:
Образовательные
1. Обеспечить в ходе конкурса повторение, закрепление и контроль усвоения тем раздела “Информационные технологии”, “Компьютер”, “Информация”.
2. Закрепить следующие умения и навыки:
a) умение работать с сетевой тестовой средой.
б) умение пользоваться алгоритмами перевода чисел в различные системы счисления.
Развивающие
1. Развивать у учащихся самостоятельность в принятии решения, планирования деятельности.
2. Развивать познавательный интерес учащихся, внося в течение конкурса элемент соревнования.
Воспитательные
1. Содействовать в ходе игры формированию основных мировоззренческих идей (причинно-следственные связи)
2. Способствовать воспитанию у учащихся внимательности, целеустремленности.
Дидактическое и техническое обеспечение игры:
Компьютерный класс, карточки с заданиями.
Ход игры:
1. Организационный момент.
Обращение учителя к учащимся. Знакомство с этапами конкурса. Пожелание удачи.
2. 1 этап “Тестирование” (10 минут).
Данный этап является отборочным, то есть происходит первый отсев учащихся. Участники конкурса (порядка 30 человек) отвечают на вопросы комплексного теста по информатике. Во второй этап выходит половина всех участников конкурса (15 человек), набравших наибольшее количество баллов (смотри приложение 1).
3. 2 этап “ЭВМ здесь, ЭВМ там” (25 минут).
Перед началом 2 этапа результаты первого обнуляются.
Данный этап состоит из 3 конкурсов. Учащиеся получают задания 1 конкурса “Информатика и русский язык”, выполняют (по времени), сдают на проверку счетной комиссии, получают следующее задание конкурса “Информатика и иностранный язык”, последними выполняют задания конкурса “Информатика и математика”.
- информатика и русский язык
- антонимы (предлагается 5 слов, надо подобрать им противоположные по значению) – 2 мин.
- омонимы (предлагается 10 определений, следует найти подобные и определить термин их объединяющий) – 3 мин.
- составь слово (дается 3 слова, надо определить их, исходя из их значений) – 5 мин.
- информатика и иностранный язык
- “какие странные слова…” (дать определения 5 терминам) – 2 мин.
- информатика и математика
- “числа - близнецы” (работа в 2, 8, 16 системах счисления) – 5 мин.
- “алгебра логики” (решение логической задачи) – 5 мин.
По итогам второго этапа отбирается 4 человека, набравших максимальное количество баллов. Именно они разыгрывают 3 этап, определяя финалистов конкурса.
4. 3 этап “Тематический раздел” (10 минут).
Перед началом 3 этапа результаты второго обнуляются.
Вниманию учащихся предлагается 8 различных тем. Ученик, набравший большее количество баллов по итогам 2 этапа, выбирает тему. Отвечает за 1 минуту на вопросы по данной теме, потом второй участник и т.д. В итоге каждый разыграет 2 темы.
Темы: “История ВТ”, “Информация”, “Компьютер”, “ОС Windows”, “Алгоритмизация”, “Язык программирования Visual Basic”, “Текстовый редактор Word”, “Интернет”.
По результатам 3 этапа выбирают 2-х человек, набравших большее количество баллов. Среди них в четвертом этапе и определится “Самый самый”.
5. 4 этап “Финальный забег” (10 минут).
- “продолжи ряд” в каждую из приведенных последовательностей необходимо добавить еще один элемент.
- “составь слово” участникам предстоит составить как можно больше слов из слова “ИНФОРМАТИКА” за 1 минуту. Общие слова вычеркиваются, а за те, что остались – по 2 балла за каждое слово.
6. Подведение итогов.
По итогам 4 этапа определяется победитель конкурса “Самый самый”. Победитель награждается грамотой, призом. Все участники получают поощрительные призы.
2 этап
1 конкурс “Информатика и русский язык”
Антонимы: Для каждого из приведенных слов указать его "антипод".
Виртуальный - (реальный)
Демодулятор - (модулятор)
Константа - (переменная)
Локальная - (глобальная)
Пиратский - (лицензионный)
Омонимы: Перед вами две колонки, в которых даны определения некоторых терминов. В первой колонке приведены определения, касающиеся информатики и компьютеров, во второй – относящиеся к автомобильному транспорту. Необходимо найти пары определений (по одному из каждой колонки), относящиеся к терминам – омонимам и назвать общий термин, их связывающий.
Составь слово: По представленной информации необходимо определить слова А, В, С.
- Если из слова А отбросить последнюю букву, а к
оставшейся части приписать слово В, то получится
слово С.
А - один из первых языков программирования (АЛГОЛ);
В - равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении) (РИТМ);
С - совокупность чётко определённых правил для решения задачи за определённое число шагов (АЛГОРИТМ). - Если из слова А взять первые две буквы и к ним
приписать букву "р" и слово В, то получится
слово С.
А - жёсткий магнитный диск для хранения информации в персональном компьютере (ВИНЧЕСТЕР);
В - половина волос над верхней губой (УС);
С – программа, способная к саморазмножению (ВИРУС). - Если из слова А отбросить 4 последних буквы, а к
оставшейся части приписать слово В, то получится
слово С, которое по правилам должно писаться с
прописной буквы.
А - совокупность средств взаимодействия программы и пользователя (ИНТЕРФЕЙС);
В - русский аналог слова NOT (НЕТ);
С - всемирная компьютерная сеть (ИНТЕРНЕТ). - Слово А без трех последних букв и слово В без
последней буквы вместе образуют слово С.
А - изобретатель системы кодирования информации, использующей два символа - точку и тире (МОРЗЕ);
В - первая часть названия версии программы, цель которой - демонстрация особенностей основной программы (ДЕМО);
С - устройство для передачи информации между компьютерами через телефонную сеть (МОДЕМ).
2 конкурс “Информатика и иностранный язык”
“Какие странные слова…” Для слов иностранного происхождения вам будут предложены три определения. Необходимо выбрать определение, которое соответствует рассматриваемому слову.
1. Виртуальный - это:
a. Вспомогательный;
b. Доведённый до совершенства;
c. Не имеющий физического воплощения, а
созданный на экране монитора компьютера.
2. Кегль - это:
a. Точечный столбик, который надо сбить катящимся
шаром (правильное название - кегля);
b. Название символа "~";
c. Размер шрифта.
3. Мультимедиа - это:
a. Устройство, осуществляющее умножение;
b. Аппаратные и программные средства,
обеспечивающие объединение на компьютере
текста, графики, анимации и звука;
c. Мультипликационный фильм.
4. Провайдер - это:
a. Второе название программы "Проводник" ОС
Windows'95.
b. Фирма, предоставляющая услуги по пользованию
Интернетом;
c. Фирма, осуществляющая ремонт компьютеров.
5. Слэш - это:
a. Название символа " $ ";
b. Жаргонное название разъёма расширения на
материнской плате компьютера;
c. Название символа " / ".
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
с |
с |
b |
b |
c |
3 конкурс “Информатика и математика”
“Числа – близнецы” Необходимо указать стрелками соответствующие числа – близнецы (одинаковые, но записанные в различных системах счисления).
“Алгебра логики” Решить логическую задачу: Воронов, Павлов, Левицкий и Сахаров – четыре талантливых молодых человека. Один из них танцор, другой художник, третий – певец, в четвертый – писатель. Них известно следующее:
- Воронов и Левицкий сидели в зале консерватории в тот вечер, когда певец дебютировал в сольном концерте.
- Павлов и писатель вместе позировали художнику.
- Писатель написал биографическую повесть о Сахарове и собирается написать о Воронове.
- Воронов никогда не слышал о Левицком.
Кто чем занимается? (ответ: - Воронов – танцор, Павлов – певец, Левицкий – писатель, Сахаров – художник)
3 этап “Тематический раздел”
“История ВТ”
1. Первые средства счета (абак).
2. Первый программист (Ада Лавлейс).
3. Автор современной организации ЭВМ (Джон фон Нейман).
4. Первая ЭВМ появилась (в какой стране, году) (США, 1946 г.).
5. Как называлась первая ЭВМ (ЭНИАК).
6. Под чьим руководством разработана первая ЭВМ в СССР (Лебедев).
7. В каком году разработана первая ЭВМ в СССР (1951 г).
8. Как называлась первая ЭВМ в СССР (МЭСМ).
9. Элементарная база ЭВМ II поколения (транзистор).
10. В каком поколении появились первые операционные системы (III поколение).
11. Основоположник алгебры логики (Буль).
“Компьютер”
1. Первоначальный смысл английского слова компьютер (вычислитель).
2. Минимальный состав любого ПК (СБ, монитор, клавиатура).
3. Где располагается материнская плата (СБ).
4. Фирма – мировой лидер в производстве компьютеров (IBM).
5. Устройство для ввода графической информации в компьютер (фотографии, картинки, текст) (сканер).
6. Тактовая частота – характеристика (процессора).
7. Какую функцию выполняют периферийные устройства в ПК (ввод – вывод).
8. Перечислите виды памяти в ПК (внутренняя, внешняя).
9. Какой тип принтеров является самым быстродействующим (лазерный).
10. Какое устройство компьютера моделирует мышление человека (процессор).
11. Режим заглавных букв на клавиатуре включается после нажатия клавиши (CapsLock).
“Информация”
1. Что такое информация (сведения, знания).
2. Перечислите, с помощью чего человек получает информацию из окружающего мира (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
3. Какой информационный процесс соответствует следующему примеру: фотографии напоминают о пребывании в детском саду (хранение).
4. Минимальная единица измерения информации (бит).
5. Сколько байт в одном Кбайте (1024).
6. Каких два класса систем счисления существуют (позиционные, непозиционные).
7. Дизъюнкция – это логическое умножение или сложение (сложение).
8. Приведите примеры для двух классов систем счисления (2, римская).
9. Определите значение истинности высказывания: если целое число делится на 6, то оно делится на 3 (истина).
10. Что такое информатика (наука, изучающая информацию).
11. Перечислите 3 основных информационных процесса (передача, хранение, обработка).
“Операционная система Windows”
1. В переводе с английского Windows это (окна).
2. После загрузки ОС экран монитора называется (рабочий стол).
3. Что такое ярлык (копия файла, папки, по которой осуществляется действие…)
4. Можно ли работать с мультимедийной информацией средствами ОС (да).
5. Куда удаляется информация в ОС (корзина).
6. Максимальная длина файла в ОС (255).
7. Можно развернуть окно на весь экран (да).
8. Какое окно считается активным (с выделенным заголовком).
9. Что такое разрешение экрана? (количество пикселей – размер окна).
10. К чему приведет форматирование жесткого диска (удаление информации).
11. Как выделить несколько значков, следующих не подряд (Ctrl).
“Алгоритмизация”
1. Слово алгоритм произошло от имени великого арабского математика (Аль Хорезми).
2. Что такое алгоритм?
3. Если в последовательности действий не возможно достигнуть результата, то является ли они алгоритмом (нет).
4. Приведите пример бытового алгоритма.
5. Перечислите три типа алгоритмов (линейный, разветвляющий, циклический).
6. Кто является исполнителем алгоритма?
7. Свойство массовости означает (применение алгоритма к решению целого класса задач).
8. Можно ли записать алгоритм с помощью формул (да).
9. Приведите пример (квадратное уравнение).
10. Нахождение суммы 10-ти первых натуральных чисел является алгоритмом, какого типа (циклический).
11. Два способа осуществления ветвления в алгоритме (безусловный, условный).
“Текстовый редактор Word”
1. Дайте определение ТР.
2. Минимальный объект ТР (символ, знакоместо).
3. Маркер оформления абзаца (Enter).
4. Удаление символов, перестановка фрагментов, проверка орфографии – это (редактирование).
5. В пакете МО Тр называется (Word).
6. Изменение размеров страницы, ориентации листа – есть (форматирование).
7. После чего становится возможна операция копирования (выделение).
8. Какое расширение свойственно текстовым файлам (txt, doc).
9. Можно ли в таблице ТР сделать вычисляемые ячейки (да).
10. Есть ли в ТР Word возможность создавать изображения (да).
11. Что такое кегль? (размер шрифта).
“Интернет”
1. Сеть Интернет локальная или глобальная (глобальная).
2. Без какого устройства нельзя осуществить выход в Интернет с домашнего компьютера (модем).
3. Существует ли ограничение на количество компьютеров подключенных к Интернет (нет).
4. В переводе с английского Web это (сеть).
5. Из чего состоит IP адрес компьютера (цифры).
6. Для удобства человека каждому IP – адресу компьютера ставится в соответствие (URL – адрес).
7. Что позволяют серверы Интернет, содержащие файловые архивы (скачивать файлы).
8. Основной единицей измерения информации скорости передачи информации по сети является (бит/с).
9. Назовите какой-нибудь канал передачи информации в КС.
10. Основная характеристика канала передачи информации (пропускная способность).
11. Какие услуги предоставляет Интернет пользователю.
“Язык программирования Visual Basic”
1. Что является событием в VB (щелчок мыши).
2. Объясните значение графического интерфейса в VB.
3. Какой объект в VB является основой для создания графического интерфейса (окно).
4. В каком окне можно увидеть свойства инструментов (окно свойств).
5. Приведите пример 2 – 3 инструментов VB.
6. Какие два типа данных используются в VB (переменная и константа).
7. Если возможность в VB работать с символьными изображениями.
8. Как называется метод создания окружности в VB (circle).
9. Как в VB можно осуществить ввод данных (окно Inputbox).
10. Есть ли возможность в VB создавать графические объекты (да).
11. Как называются инструменты для вставки на форму графики (picture, image).
“Финальный забег”
Продолжить ряд:
В каждую из приведенных последовательностей необходимо добавить еще один элемент (этот элемент не всегда определяется однозначно).
- Алгол, Фортран, Бейсик,...
- Бит, байт, килобайт,...
- Дизъюнкция, конъюнкция,...
- Клавиатура, световое перо, "мышь",...
- Пробел, Esc, F3, ...
- Системный блок, клавиатура, "мышь",...
- Текстовый редактор, система управления базами данных, графический редактор,...
- Удалить, вставить, вырезать,...
- "+", "-", "*",...
- ChiWriter, Лексикон, WordPad,...
Составь слово:
За 1 минуту надо составить как можно больше слов из слова ИНФОРМАТИКА.