Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.
Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников ( по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).
После капитального ремонта в школе открыт медицинский оздоровительный центр, который оборудован для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. Основными задачами Центра являются содействие коллективу в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и приобретения знаний, умений, необходимых для формирования мотивации на здоровье. В Центре имеются: физиотерапевтический кабинет, водолечение, аэрозольтерапия, аэротерапия, массажные кабинеты, зал для ЛФК и тренажерный зал, кабинеты для групповых и индивидуальных занятий психологов.
Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы условно разделены на три взаимосвязанные группы.
Для учащихся
Профилактика и оздоровление:
- Регулярное прохождение диспансеризации.
- Использование материально-технической базы Центра.
- Утренняя общешкольная зарядка.
- Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
- Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.
- Сбалансированное питание.
- Физкультурно-оздоровительная работа
Образовательный процесс:
- Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.
- Рациональное расписание.
Информационно-консультативная работа:
- Циклы лекций специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
- Дополнительные диагностические мероприятия.
- Информационные стенды.
- Консультации врачей-специалистов и психологов.
Участие в создании внутришкольной среды:
- Самоуправление.
- Проведение мониторинга.
- Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.
Профилактические мероприятия:
- Лечебная физическая культура.
- Тренажерный зал.
- Аэротерапия.
Психотерапевтическая программа:
- Психологические тренинги.
- Индивидуальные консультации.
- Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.
- Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.
Информационно-консультативная работа:
- Тематические семинары и педагогические советы.
- Курсы повышения квалификации.
Информационно-консультативная работа:
- Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований.
- Университет для родителей по вопросам здорового образа жизни.
- Консультации врачей-специалистов.
- Консультации и рекомендации школьной психологической службы.
Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах (Сухарев А.Г.): учет особенностей данной возрастной группы учащихся; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей (в школе создана информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).
Большое внимание в школе уделяется просветительской работе и пропаганде здорового образа жизни. В тибетской медицине основными причинами всех болезней человека считались невежество, понимаемое как неосведомленность в вопросах сохранения здоровья, и омраченность понимаемая как пренебрежение к состоянию своего здоровья людей осведомленных, образованных.
Для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья и создании дружественной внутришкольной среды используется принцип самоуправления – организация работы штабов по различным направлениям. Штаб “Здоровье” принимает активное участие в создании материалов для тематических информационных стендов (“Учимся здоровью”, “Профилактика заболеваний”, “Осторожно – эпидемия!”, “Профилактика токсикоманий”. Приложение 1); создании лекторских групп для “Пятиминуток здоровья” в начальной школе; планировании и проведении межпредметной недели “Здоровый образ жизни” и всероссийского Дня здоровья (Приложение 2). Также широко используется участие обучающихся в старшей школе в проведении различных видов мониторинга (“Самооценка состояния здоровья”, “Образ жизни подростка”, “Факторы риска и отношение к ним” и другие. Приложение 3). Полученные результаты убеждают подростков в необходимости здорового образа жизни и его пропаганде. Учащиеся школы работают над внутришкольными и окружными проектами по тематике здоровьесбережения.
С апреля 2004 года в школе начала работать экспериментальная площадка “Влияние аэрофитотерапевтического модуля на состояние воздуха”. В состав модуля входят растения, которые обладают бактерицидными свойствами, оказывают эстетотерапевтическое действие на окружающих (Приложение 4). Проведенные специалистами “ВИЛАР” исследования состава воздуха в кабинетах, где установлены модули подтвердили эффективность воздействия растений. Штаб “Здоровье” проводит разъяснительную работу по составу модуля, по правильному уходу и использованию рекомендованных растений.
Для решения проблемы охраны здоровья детей и подростков в школе организована межведомственная интеграция медицинских, педагогических, социальных работников, а также служб Управы и Префектуры. Только совместная работа медиков, педагогов и психологов по профилактике, укреплению здоровья учащихся и учителей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволит создать и внедрить полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.