Обобщающий урок-соревнование по теме: "Электрические и магнитные явления". Конспект урока

Разделы: Физика


Цели урока:

1. Повторить и закрепить знания по теме: “Электрические и магнитные явления”.
2. Продолжить формировать:

    а) умения применять знания в новой ситуации;
    б) навыки решения качественных, расчетных, экспериментальных задач;
    в) умения преобразовывать знания из одной формы в другую (схемы, графики, таблицы);
    г) потребность правильно объяснять физические явления;
    д) навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью, используя методику КТД (коллективной творческой деятельности).

3. Продолжать развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания и побуждения к действию на основе модели “Экология и диалектика”.

Оборудование и наглядные пособия.

  1. Магнитофон с записью музыки.
  2. Графопроектор. Набор кодограмм.
  3. Набор деталей по электричеству ( резисторы, лампочки, аккумуляторы и т.д.)
  4. Схемы электрических цепей
  5. Портреты ученых: Андре Мари Ампера, Алессандро Вольта, Шарля Кулона, Георга Ома, Джеймса Джоуля, Эмилия Ленца и других.

ХОД УРОКА

Начинается урок. Учитель перечисляет цели урока, критерии оценок, объявляет задания. Ребята формируют две команды по 5 человек, выбирают капитанов, назначают жюри в составе трех учеников.

Задание № 1. Разминка. Обозначение физических величин.

Учитель объявляет задание. К доске выходят два ученика из противоборствующих команд, учитель читает вопросы, ребята обдумывают ответы, отвечают устно или пишут мелом ответы на доске. Члены жюри внимательно выслушивают учеников, оценивают ответы, подводят итоги соревнований, объявляют победителей после выполнения очередного задания. В паузах между этапами соревнований звучат фрагменты популярных мелодий.

а) обозначение физических величин.

Учитель называет физические величины, ученики записывают их условное обозначение.

1. Сила тока.
2. Напряжение.
3. Сопротивление.
4. Длина проводника.
5. Мощность.
6. Площадь поперечного сечения проводника.
7. Электрический заряд.
8. Количество теплоты.
9. Время.
10. Удельное сопротивление проводника.

б) Какие физические величины измеряются следующими единицами?

На экране с помощью графопроектора высвечиваются единицы физических величин в системе СИ: Ом, В, м, Ом·м, А, Кл, с, Вт, Дж. Ученики записывают условные обозначения физических величин.

Задание № 2. Формулы.

К доске приглашаются следующие два ученика из противоборствующих команд. Учитель называет законы, формулы, ученики записывают их в символической форме, например:

Учитель ccc Ученики записывают формулы
1. Закон Ома

2. Закон Джоуля - Ленца

3. Формула работы

4. Формула мощности и другие.

Учитель говорит, какую физическую величину выражают: Ученики записывают формулы:

а) отношением напряжения к сопротивлению

б) произведением силы тока на сопротивление

в) произведением напряжения на силу тока

и другие.

Задание № 3. Электрические цепи.

К доске приглашают следующих двух учеников из противоборствующих команд. Учитель спрашивает, знают ли дети условные обозначения физических приборов.

Учитель называет:

а) аккумулятор, лампочка, ключ, батарея, амперметр, вольтметр, резистор и другие.

Ученики изображают условные обозначения приборов.

б) Знаете ли вы названия приборов и их условные обозначения?

Учитель берет из набора следующие приборы: резистор, амперметр, лампочку, вольтметр и показывает их ученикам. Ученики называют приборы, изображают на доске их условное обозначение.

в) Электрическая цепь. Рассмотреть собранную электрическую цепь и нарисовать схему этой электрической цепи.

Задание № 4. Задачи.

К доске приглашают следующих двух учеников из противоборствующих команд. Учитель предлагает формулы. Ученики придумывают условие задачи, решают её на доске и защищают её решение.

Задание № 5. Опыты.

К доске приглашают следующих двух учеников из противоборствующих команд. Учитель предлагает вниманию учеников наборы приборов и просит продемонстрировать опыты и объяснить их результаты.

1. Определить заряд станиолевой гильзы.
2. Определить полюса магнита, завернутого в бумагу.
3. Нарисовать условное обозначение прибора, действие которого вы наблюдаете. Какой прибор приведен в действие?
4. Раздается звук электрического звонка.
5. Включается электрическая лампа, свет которой освещает экран.

Задание № 6. Ребусы.

Соревнуются команды в полном составе.

С помощью графопроектора на экране высвечиваются задания. Ученики отгадывают ребус.

Задание № 7. Кроссворды.

Соревнуются команды в полном составе.

С помощью графопроектора на большом листе белой бумаги, укрепленной на доске, высвечивается сетка кроссворда. Учитель читает вопросы, ученики маркерами заполняют клеточки кроссворда.

Урок заканчивается.

Жюри подводит общие итоги соревнований, объявляет команду победителей. Членам команды победителей присваивается звания “Знатоки”, выставляются в журнал оценки “5”. Проигравшей команде выставляются оценки “4”. В случае, если большой разрыв в счете, то членам проигравшей команды выставляется оценка “3”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 9. - М.: Просвещение, 2002
  2. Мартынова Н.К. Физика, 7,8,9: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002
  3. Марон А.Е, Марон Е.А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7,8,9 кл.: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003
  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 2002
  5. Нестандартные уроки по физики 7-10 кл/сост. С.В. Боброва. – Волгоград,.2002
  6. Творческие экспериментальные задания по физике 9-11 кл. Р.И. Малафеев. - М.: Школьная пресса, 2003
  7. Домашние экспериментальные задания по физике 7-9 классы. - М.: Школьная пресса, 2003
  8. Алексеева М.Н. Физика-юным: Теплота. Электричество 7 кл. - М.: Просвещение, 1980
  9. Физика. Еженедельная методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания. № 1-40, 2004
  10. Единый государственный экзамен. Тестовые задания: Физика / Е.К. Страут, И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева и др. - М.: Просвещение, 2002