Тема коллективной работы: “Составление витражей для украшения интерьера школы”.
Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.
Принцип организации коллективной композиции: мозаика.
Цели:
– сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;
– познакомить с одним из видов оформления интерьеров зданий – витражом.
– развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража;
– совершенствовать умения работы с трафаретом, точного вырезания;
– формировать у учащихся положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать;
– расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя;
– воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей жизни.
Оборудование:
Для учителя: образцы изделий современного декоративного искусства, иллюстрации с изображением гобеленов, керамики, стекла, литья, ковки, металла, витражей, трафареты витражей (см.рис.1).
Для учащихся: карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, картон, клеенка.
Оформление доски: тема урока, слова: интерьер, дизайнер, декор, арматура, каркас, образцы изделий современного декоративного искусства, инструктаж выполнения практической работы.
Ход урока:
1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2. Изложение нового материала.
2.1. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством.
2.2. Показ образцов изделий современного декоративного искусства.
– Оно очень разнообразно – это керамика, стекло, металл, гобелен, батик, витражи и многое другое.
2.3. Использование современного декоративного искусства.
– Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.
– Что означает слово “ интерьер “?
( Внутреннее убранство здания, помещения.)
– А люди какой профессии занимаются интерьерами ?
( Художники и дизайнеры.)
В отличие от народных мастеров, которые связаны в своем творчестве традициями, передаваемыми из поколения в поколение, современный художник – прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
2.4. Что такое витражи.
– Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.
Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом.
Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.
2.5. История создания витража.
Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы. Российские царские вельможи также стали украшать свои залы, следуя западной моде.
В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает окна, двери, перегородки общественных зданий, изменяя их облик.
(Приводятся примеры зданий своего города, где можно увидеть витражи).
3. Подготовка к практической работе.
Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия.
Но мы можем сделать подобие витража, используя цветную бумагу и клей.
Я приготовила для вас трафареты контурного рисунка, использовала главное правило – все контуры – линии изображения должны соприкасаться друг с другом и с самой рамой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные “стекла”.
4. Практическая работа.
4.1. Инструктаж безопасности при работе с ножницами.
4.2. Предупреждение ошибок.
4.3. Работу будем выполнять в паре.
1-ый ученик:
– обводит трафарет каркаса на картоне (см.рис.1);
– вырезает те части картона, где будут находиться цветные вставки;
2-ой ученик:
– из цветной бумаги по трафарету вырезает каждую ячейку витража в разных цветовых решениях, прибавляя со всех сторон по 3 мм для приклеивания;
Вместе: определяют, каким цветом будут заполнены части ячеек, приклеивают к каркасу витража.
Рис.1
5. Итог урока. Обсуждение выставочных работ.
– О каких видах современного декоративного искусства вы узнали впервые?
(Гобелен, батик, литье и др.)
– Для чего служат изделия современного декоративного искусства?
(Для оформления интерьеров здания.)
Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в паре.
– Как вы думаете, где в школе можно сделать такие витражи?
– Как изменилось бы помещение?
Лучшими работами ребята украшают свой кабинет, коридоры школы (см.рис.2).
Рис.2