Урок ИЗО по теме: "Современное декоративное искусство. Витражи"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема коллективной работы: “Составление витражей для украшения интерьера школы”.

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: мозаика.

Цели:

– сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;

– познакомить с одним из видов оформления интерьеров зданий – витражом.

– развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража;

– совершенствовать умения работы с трафаретом, точного вырезания;

– формировать у учащихся положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать;

– расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя;

– воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей жизни.

Оборудование:

Для учителя: образцы изделий современного декоративного искусства, иллюстрации с изображением гобеленов, керамики, стекла, литья, ковки, металла, витражей, трафареты витражей (см.рис.1).

Для учащихся: карандаш, цветная бумага, ножницы, клей, картон, клеенка.

Оформление доски: тема урока, слова: интерьер, дизайнер, декор, арматура, каркас, образцы изделий современного декоративного искусства, инструктаж выполнения практической работы.

Ход урока:

1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.

2. Изложение нового материала.

2.1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с современным декоративным искусством.

2.2. Показ образцов изделий современного декоративного искусства.

– Оно очень разнообразно – это керамика, стекло, металл, гобелен, батик, витражи и многое другое.

2.3. Использование современного декоративного искусства.

– Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.

– Что означает слово “ интерьер “?

( Внутреннее убранство здания, помещения.)

– А люди какой профессии занимаются интерьерами ?

( Художники и дизайнеры.)

В отличие от народных мастеров, которые связаны в своем творчестве традициями, передаваемыми из поколения в поколение, современный художник – прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.

2.4. Что такое витражи.

– Во все времена самыми роскошными, нарядными окнами были окна в виде витражей. Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного света.

Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом.

Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

2.5. История создания витража.

Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы. Российские царские вельможи также стали украшать свои залы, следуя западной моде.

В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает окна, двери, перегородки общественных зданий, изменяя их облик.

(Приводятся примеры зданий своего города, где можно увидеть витражи).

3. Подготовка к практической работе.

Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия.

Но мы можем сделать подобие витража, используя цветную бумагу и клей.

Я приготовила для вас трафареты контурного рисунка, использовала главное правило – все контуры – линии изображения должны соприкасаться друг с другом и с самой рамой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные “стекла”.

4. Практическая работа.

4.1. Инструктаж безопасности при работе с ножницами.

4.2. Предупреждение ошибок.

4.3. Работу будем выполнять в паре.

1-ый ученик:

– обводит трафарет каркаса на картоне (см.рис.1);

– вырезает те части картона, где будут находиться цветные вставки;

2-ой ученик:

– из цветной бумаги по трафарету вырезает каждую ячейку витража в разных цветовых решениях, прибавляя со всех сторон по 3 мм для приклеивания;

Вместе: определяют, каким цветом будут заполнены части ячеек, приклеивают к каркасу витража.

Рис.1

5. Итог урока. Обсуждение выставочных работ.

– О каких видах современного декоративного искусства вы узнали впервые?

(Гобелен, батик, литье и др.)

– Для чего служат изделия современного декоративного искусства?

(Для оформления интерьеров здания.)

Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно, какие были разногласия при работе в паре.

– Как вы думаете, где в школе можно сделать такие витражи?

– Как изменилось бы помещение?

Лучшими работами ребята украшают свой кабинет, коридоры школы (см.рис.2).

Рис.2