Урок-сказка по теме: "Уравнения", 5 класс

Разделы: Математика


Цели:

  • проверить навыки решения линейных уравнений (двух шаговых и трех шаговых), умение составлять уравнение по условию задачи;
  • c помощью игры развивать внимательность, сосредоточенность и дисциплинированность;
  • воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Раздать листы учета знаний и вопросы по теме “Уравнения”. Объявляется цель урока.

Учитель. Сегодня у нас в гостях сказочный герой из народной сказки “Колобок”. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Подготовимся к встрече колобка.

II. Повторение изученного материала.

Сколько корней имеет уравнение:

1. 3х + 7 = 16,
2. х . 0 = 0,
3. (х – 3) (х – 4) = 0,
4. 0 . у = 15?

Повторить свойства вычитания: (a + b) – c; a – (bc).

Вызвать к доске двух учеников решать уравнение 93 – (x + 56) = 8.

Ответ: 29. (1-ый решает по правилу нахождения неизвестного вычитаемого; 2-ой решает, применяя правила вычитания).

Взаимоопрос в парах (ученики отвечают друг другу на вопросы, выданные в начале урока).

Вопросы:

1. Какое равенство называется уравнением?
2. Какое число называется корнем уравнения?
3. Что, значит, решить уравнение?
4. Сколько корней имеет уравнение? (приведите примеры).
5. Как проверить, верно, ли решено уравнение?
6. Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель?

(Ученики ставят оценку за ответы в лист знаний друг другу).

Заслушать ответы учащихся, работающих у доски.

III. Рассказ учителя.

Учитель. Ребята, напомните начало сказки.

Жили, были старик со старухой. Вот просит старик: “Испеки мне, старуха, колобок”. “Да из чего испечь-то? Муки нет. “Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби вот и наберется”. Старуха так и сделала. Испекла колобок и положила на окно простынуть. Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, и покатился по дорожке. Катится Колобок, а навстречу ему кто?

– Ну, конечно, заяц.

– Что говорит заяц?

– А что ответил Колобок?

– Что стал делать заяц? (Слушал песню)

– Вот и не угадали. В этой сказке все звери любят математику. Заяц говорит: “Не хочу твою песенку слушать, вот, если решишь мои уравнения с проверкой, я тебя отпущу”. Пригорюнился Колобок. Давайте поможем колобку.

(Проецируется на экран рисунок зайца с уравнениями).

  • (y – 371) + 546 = 577. Ответ: 402.
  • (127 + m) – 98 = 32. Ответ: 3.
  • 397 – (x + 197) = 183. Ответ: 17.(дополнительное уравнение)

– И покатился Колобок дальше, только заяц его и видел. Катится Колобок, а навстречу ему волк:

– Колобок, Колобок, я тебя съем.

– Не ешь меня, Серый, я тебе песенку спою.

– Нужна мне твоя песня, лучше реши мне уравнения.

(Проецируется на экран рисунок волка с уравнениями).

  • 105 : x – 20 = 15. Ответ: 3.
  • 24 – 3x + 3 = 21. Ответ: 2.
  • 65 – 2x – 5 = 58. Ответ: 1.(дополнительное уравнение)

– И покатился Колобок дальше. Только его Волк и видел. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь идет хворост ломает, кусты к земле гнет.

– Колобок, Колобок, я тебя съем.

– Ну, где тебе косолапому съесть меня, я от зайца ушел, я от волка ушел и от тебя уйти, мои друзья помогут мне. Задавай свои уравнения.

(Проецируется на экран рисунок медведя с уравнениями).

  • 4 * (z – 5) – 2z = 6. Ответ: 13.
  • (2x – 16) (x – 4) = 0. Ответ: 4; 8.
  • (2x – 7) = 3. Ответ: 2; 5. (дополнительное уравнение)

– И покатился Колобок, Медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

– Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

– Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку. А Лиса слушает и ухмыляется.

– Славная песенка! Да только, голубчик, я песенки не люблю. Моя страсть задачи по математике. Вот если решишь мои задачи – скатертью дорога.

– Загрустил Колобок. Ребята, выручаем его дружно!

(Вывешивается плакат с изображением лисы, открывается обратная сторона доски с текстом задач).

Задачи.

  1. Злая колдунья, работая не покладая рук, за три дня превратила в гусениц 763 принцессы. В третий день она превратила в 4 раза меньше, чем в первый, во второй – на 2 принцессы меньше, чем в первый. Сколько принцесс она превратила в гусениц в третий день?
  2. У Бабы Яги на носу бородавок в 2 раза больше, чем у Кощея Бессмертного, а у Змея Горыныча в 3 раза меньше, чем у Кощея Бессмертного. Сколько бородавок на носу у каждого сказочного персонажа, если у Бабы Яги на 10 бородавок больше, чем у Змея Горыныча?
  3. Волк пригласил на свой день рождения 16 аппетитных гостей: поросят, козлят и девочек в красных шапочках. Поросят было в 2 раза меньше, чем девочек, а козлят на 4 больше, чем поросят. Сколько козлят, поросят и девочек пригласил волк на день рождения?

Ученики, работая в тетрадях, составляют краткую запись условия и уравнение. Проверка краткой записи и уравнения осуществляется через проектор. По краткой записи ученики дают устное описание задачи.

IV. Домашнее задание. Составить задачу со сказочными персонажами на уравнение.

V. Итог урока. Колобок говорит всем спасибо. Он довольный и радостный покатился искать себе новых друзей. Вот и сказке конец, а кто работал молодец!

Собрать листы учета знаний. Объявить оценки за урок.

Лист учета знаний.

Дата

Устный опрос

Этапы самостоятельной работы

Задачи

Итоговая оценка

1

2

3

4

1

2

3

                   
                   

На каждом из этапов к доске вызываются три ученика, они решают по одному уравнению на закрытых досках для проверки. Ребята решают в тетради, а на листочках выписывают ответы и сдают учителю. При подведении итогов учитывается скорость и правильность решения.