Цель урока:
Образовательная:
- отработка навыков работы с графическим редактором;
- повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование”, “вставка”.
- научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
- изучение видов декоративно-прикладного искусства: Хохломы и Гжели.
Развивающая:
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся
- продолжать развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.
Воспитательная:
- воспитание интереса к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Задачи урока:
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: ПК, картины, посуда (чаши, ложки, банки, керамические фигурки животных, сахарница, розетки), карандаши, заготовки кружков из картона, программное обеспечение графический редактор Paint.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.
Виды работ: беседа, работа с раздаточным материалом.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Новый материал:
- мастера Хохломы и Гжели;
- работа с наглядным материалом;
- работа на раздаточном материале;
- повторение инструментов графического редактора;
- гимнастика для глаз.
III. Практическая работа. (Закрепление нового материала).
IV. Итог урока.
- Домашнее задание. (рисование посуды, роспись поделок ).
- Кроссворд на доске.
ХОД УРОКА
На доске плакаты:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома!
Здравствуйте! Приготовились к работе?
Сегодня тема нашего урока “Мастера Хохломы и Гжели”.
Цель нашего урока: научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка, закрепить наши навыки работы в графическом редакторе на компьютере.
На уроке мы познакомимся с Мастерами Хохломы и Гжели. Что такое Хохлома? Что такое Гжель? Какие цвета использованы? Чем отличаются Хохлома и Гжель? Что у них общего.
И в практической части урока наша задача – применить новые знания и те знания, умения, навыки, которыми вы уже владеете.
Задания на внимательность. Сейчас для нашей работы проведем небольшую разминку, чтобы сосредоточиться и настроиться на урок.
- Найди недостающий рисунок (3 штуки).
- Игра – теплый – холодный.
Есть цвета, которые относятся к теплым цветам, а есть – к холодным. Теплые цвета – это желтый, красный. Холодные цвета – это голубой, белый.
(Показ заготовок разного цвета).
Рассказ о палитре мастеров промыслов Хохломы и Гжели.
Разговор о расписной посуде из дерева и глины (использование живописи в быту и повседневной жизни).
Знакомство с изделиями мастеров.
Обсуждение, какие цвета используются в “жаркой” палитре Хохломы и “холодной” пастельной палитре Гжели. (Сравнение зима – лето).
(Показать три главных цвета). Дополнительные цвета – зеленый, желтый.
Сегодня мы познакомимся с двумя “бабушками” – Хохломой и Гжелью.
Родина Хохломы – села Семино Новопокровское и Кулигино. В Хохломе – ярмарки. Расписанные по золоту чаши... обжигают, солнечный луч падает на них, загорается... Что в Хохломе важней всего? Чтобы золотой цвет ярче играл, чтобы рисунок завивался, кудрявился... вот посреди травки алая ягода рябины вспыхнула. Или садовая: малинка, черника, крыжовник...вот заплетен в узор деревенский петух, воробышек, жаворонок... тем и дорога эта роспись, что ее образы знакомы и ближе каждому...Основные цвета: золотой, черный, красный.
Как изготавливают: вырезают, глиной промазывают, просушивают, окунают в вареное льняное масло и прогревают в печи, натирают алюминиевым порошком. Потом роспись натирают маслом и – в печь.
Гжель.
Керамика – из глины. Родина Гжели – село Гжель (на реке Клязьме), на Оке и Волге. Слово произошло от “жгли”... Воцарение тончайших переливов – переходов от густого темно-синего к светло – голубому.
(Демонстрация посуды, фигурок).
Роспись: растительная тематика – гирлянды из трилистников и композиция с розой в центре.
Рисование на заготовках. (Рисуем только Хохлому).
Давайте сначала вместе с вами нарисуем нашу чашу на заготовленных кружках. Представим себе, что это чаша, которую вам нужно отвезти на ярмарку и продать. Вы должны нарисовать яркими карандашами. А какие цвета говорят, что это хохломская роспись?
Ответ детей – желтый, красный, черный.
Правильно! Рисуем.
А сейчас вы уже готовы приступить к работе на ПК. Даже у нас на ПК можно изобразить цвета и предметы , выполненные в технике Хохломы. Давайте вспомним, есть ли нужные нам цвета в нашей палитре.
Ответ детей – перечисляют цвета палитры графического редактора.
Физминутка 2-3 мин.
Выполнение практической работы.
Продолжаем. Представьте себе, что вы мастера хохломской росписи, и вы получили заказ – расписать Чашу.
- Нарисовать чашу.
- Нарисовать ягоды, веточки, травку (отдельно).
- Методом копирования нанести на чашу.
- Разукрасить.
Лучшие работы сохраним и распечатаем.
Подведение итогов урока: анализ работ, выставление оценок.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Чем же отличается Хохлома и Гжель?
- Что у них общего?
Домашнее задание: нарисовать на листочках фигурку, о которой можно сказать: это ЕЕ Величество – Гжель.
Урок закончен, до свидания.