Урок I (проводится в классе математики)
Цели урока:
- Дать представление о задачах на построение;
- Рассмотреть наиболее простые задачи на построение и научить учащихся решать их.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.
II. Проверка домашнего задания
III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
– Какой инструмент используется для того, чтобы начертить отрезок заданной длины? А угол заданной градусной меры? (Линейка с миллиметровыми делениями, транспортир).
Но есть такие задачи, в которых оговорено, с помощью каких инструментов нужно построить заданную геометрическую фигуру. Например, “С помощью циркуля и линейки построить отрезок, равный заданному”.
Многие построения в геометрии могут быть выполнены с помощью циркуля и линейки без делений. Такие задачи будем называть задачами на построение. Итак, тема сегодняшнего урока “Задачи на построение”.
IV. Изучение нового материала
Задачи на построение – это такие задачи, при решении которых нужно построить геометрическую фигуру, удовлетворяющую условиям задачи, с помощью циркуля и линейки без делений.
Схема решения задач на построение:
- Анализ (рисунок искомой фигуры, устанавливающий связи между данными задачи и искомыми элементами, и план построения).
- Построение по намеченному плану.
- Доказательство, что данная фигура удовлетворяет условиям задачи.
- Исследование (при любых ли данных задача имеет решение, и если имеет, то сколько).
V. Отработка навыков решения задач на построение
(Учитель показывает решение задач на доске, учащиеся выполняют работу в тетрадях.)
- На данном луче от его начала отложить отрезок, равный данному (§ 22);
- Отложить от данного луча угол, равный данному (§ 23)
- Построить биссектрису данного угла (§ 23);
- Построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к прямой, на которой лежит данная точка (§ 23);
- Построить прямую, проходящую через точку, не лежащую на заданной прямой, перпендикулярную этой прямой (задача № 153).
VI. Домашнее задание
§ 22, 23, вопросы 17-21, № 152, РТ № 78, 79.
II Урок (проводится в компьютерном классе)
Цели урока:
- Закрепить у учащихся навыки решения простейших задач на построение на компьютере;
- Рассмотреть наиболее простые задачи на построение с помощью компьютера и научить учащихся решать их с помощью компьютера
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.
II. Проверка домашнего задания
III. Теоретический опрос
Стр. 50 уч. вопросы № 17-21.
IV. Практическая работа за компьютерами
Учитель показывает на проекторе последовательность построений задач, рассмотренных на предыдущем уроке, учащиеся – за компьютерами по 2 человека параллельно выполняют задание на компьютере и записывают последовательность построений в тетрадь.
Задача №1
Задача № 2
Задача № 3
Задача № 4
V. Домашнее задание
§ 22, 23, вопросы 17-21, № 154, РТ № 81, 82, 83.
III Урок (урок проводится в компьютерном классе)
Цели урока:
- Продолжить выработку навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки
- Продолжить выработку навыков решения задач на построение с помощью компьютера
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.
II. Проверка домашнего задания
III. Теоретический опрос
Повторить решение задач на построение
IV. Cамостоятельная работа по карточкам
I группа – выполняет работу за партами
Задача 1 (по вариантам)
Постройте треугольник АВС, если А = 30о, В = 50о, АВ = 4 см
Постройте треугольник АВС, если АВ = 3 см, АС = 4 см, В = 120о
II группа – выполняет задание за компьютерами
Задача 2
Дан произвольный треугольник ABC. Постройте его медиану BM. Постройте биссектрису угла ВМС.
Дополнительное задание (за партами):
Постройте равнобедренный треугольник:
- По углу при основании и биссектрисе этого угла;
- По боковой стороне и проведенной к ней высоте.
Через 20 мин. группы меняются местами.
Оценка выставляется учителем за работу за компьютером сразу, листочки учащиеся сдают учителю.
V. Домашнее задание
§ 22, 23, вопросы 17-21, № 155
Используемая литература:
- Поурочные разработки по геометрии, Н.Ф.Гаврилова;
- Самостоятельные и контрольные работы, 7 класс, А.П.Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова
- Рабочая тетрадь по геометрии, 7 класс, Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др.
- УМК “Живая Геометрия”