Программное содержание. Продолжать учить детей осваивать действия построения на числовой оси графические модели. Учить использовать их для сравнения результатов измерения одного и того же количества жидкости и сыпучего вещества мерками разной величины. Развивать смекалку, сообразительность; закрепить счет в пределах 20. Закрепить знания номеров телефонов служб экстренной помощи. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материал. Ось, с проставленными цифрами на листе бумаге, покрытой скотчем от 0 до 10 по количеству детей. Фломастеры трех цветов, мокрые тряпочки. Игрофоны по количеству детей (карточки с изображенными кнопками телефона, с условными обозначениями). Пирамидка, пригласительные билеты, картинка, бутылка минеральной воды, конфеты (арахис), две мерки разные по величине.
Ход занятия
Незнайка прислал в детский сад письмо с приглашением в Королевство Сладкоежек. Но получит приглашение только та группа детей, которая выполнит все задания Незнайки. Для этого надо выполнив задание, собрать пирамидку.
- Вы хотите получить приглашение? Тогда надо постараться. Незнайка пишет, что по дороге в Королевство Сладкоежек вам может понадобиться какая- нибудь помощь или справка. Он предлагает вам потренироваться с игрофонами, чтобы с настоящим телефоном у вас не возникло никаких проблем.
Задание №1
Надо раскрасить кнопки, на которые нужно нажать, чтобы: сообщить о пожаре, вызвать скорую помощь, обратиться в милицию, навести какую-нибудь справку, позвонить к себе домой. На каждой картинке внизу условное обозначение: (знак вопроса, домик, огонь, фуражка, красный крест). Какое обозначение будет на вашей карточке, тот номер вы и должны закрасить на игрофоне.
Предложить детям друг у друга проверить правильность выполнения задания
С первым заданием Незнайки справились (нанизать кольцо на стержень пирамидки)
Задание №2
Незнайка передал нам бутылку лимонада и просит узнать хватит ли ее на всех детей поровну
- Как узнать? (Выслушать варианты ответа)
- Другие есть варианты?
- Ребята у меня есть две мерки.
- Чем они отличаются друг от друга? (Разной величиной)
- Какой меркой будем измерять сначала? (Большим стаканом).
- Я буду измерять, а вы на числовой оси отмечайте фломастером количество мерок. Давайте, условимся, что большой стаканчик- это большой квадратик (условное обозначение).
- Сколько всего больших стаканчиков? Обведите дугой и поставьте условное обозначение.
- Хватит ли всем вам по стаканчику? Как узнать? (Сосчитать детей)
Дети на верхней оси дугами другого цвета отмечают количество детей и ставят условное обозначение (круг)
- Сколько стаканов всего? (7) Для скольких детей хватит 7 стаканов воды?
- Сколько детей? (9)
Дети сравнивают количество детей и количество мерок, выкладывают неравенство и читают его.
- Хватит ли для каждого ребенка по стакану лимонада? Докажите.
- Обведите красным фломастером дугой разницу.
- На сколько больше детей, чем стаканов?
- На сколько меньше стаканов, чем детей?
- Как же нам быть? (Измерить маленьким стаканом)
То же самое проделать со второй меркой.
- Хватит ли по маленькому стаканчику на всех? (да)
Дети читают равенство 9=9
- Что мы ответим Незнайке, хватит ли бутылки лимонада на всех поровну? (да) Если будем разливать каким стаканчиком? (маленьким). Какие вы догадливые и с этим заданием справились, нанизываю второе колечко.
Физминутка “Раз, два- острова”
Раз, два- острова, (круговые движения рук)
Три, четыре- мы приплыли, (имитация плывущего)
Пять, шесть- сходим здесь, (показ ладонями рук)
Семь, восемь- сколько сосен, (попеременно поднять
руку вверх)
Девять, десять- мы в пути, (пальцами показать
попеременно вперед)
До- счи- тай до де- ся- ти! (показ ладонями вокруг
лица, на 10- хлопок двумя руками впереди)
Задание №3
Незнайка прислал в конверте несколько цифр. Вам надо их отгадать с помощью вопросов: “Это число больше или меньше…” Счет до 20 (нанизываю третье кольцо)
Задание №4
Незнайка прислал загадки, которые надо отгадать и объяснить. Есть и загадки- шутки. Задание будет считаться выполненным, если вы ответите и объясните три загадки. Можете совещаться.
- Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? (Пойдет восьмой год)
- На столе 4 яблока, одно разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4)
- Сколько шагов сделает воробей за одну минуту? (Воробей прыгает)
- Когда два да два составит пять? (Никогда)
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит два килограмма. Сколько будет весить курица, если она будет стоять на двух ногах?
Молодцы, сообразительные какие! С этим заданием справились, нанизываю 4 кольцо.
Я для вас принесла конфеты, но не знаю, как разделить поровну.
Дети предлагают измерить мерками
- Каким стаканчиком будем измерять сначала? (Большим)
Кто-либо из детей измеряет, а дети отмечают на оси. Делают вывод, что не хватит всем по большому стаканчику.
- Как же быть?
Ребенок измеряет маленьким стаканчиком и делает вывод.
А как же быть, ведь сейчас придут ребята второй подгруппы? (поделить маленький стаканчик конфет пополам)
- Ребята, Незнайка передал вот эту картинку, чтобы лучше вас узнать. На ней изображены дети- мальчики и девочки. Одни печалятся, другие смеются, одни дети - старше, другие - младше. На картинке есть буква “Я” – это каждый из вас. Надо подойти к картинке с фломастером в руках и соединить букву “Я” линиями с изображением тех детей, которые на вас похожи: по возрасту, по настроению (грустите вы или веселитесь), по полу (мальчик или девочка), т.е. определить свою группу. Оказывается у вас у всех прекрасное настроение. Я наверное догадываюсь почему. Потому что вы молодцы, правильно выполнили все задания Незнайки, собрали пирамидку, проявили смекалку, сообразительность, доказали, что умеете хорошо считать, сравнивать и делать выводы. Поэтому все получаете пригласительные билеты в Страну Сладкоежек.