“Здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и повреждений”.
(Всемирная организация здравоохранения)
“Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом”.
(Ювенал)
Цели:
- Выяснить, что такое “здоровье”.
- Определить факторы, влияющие на здоровье и вывести “формулу здоровья”.
Оборудование урока: жетоны (три разного цвета на каждого ученика);
лист бумаги и ручка
доска (таблица “Факторы образа жизни”)
Ход урока:
- Вступление (тема, цель, эпиграф), 5 минут
- Определение состояние своего здоровья (практическая работа), 15 минут
- Факторы здоровья (беседа), 15 минут
- Заключение, (составление синквейна и домашнее задание), 5 минут
Вступление:
“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем . Надо помнить, что каждый кует свое здоровье сам.
Сегодня у нас классный час на тему “Формула здоровья”. Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него. Нам предстоит самостоятельно вывести формулу здоровья.
Что такое здоровье? (Прочитать эпиграф).
Определение состояния своего здоровья
В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье - это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.
Методика 1 (шуточная викторина)
Вопросы:
- Зарядка - это источник бодрости и здоровья (да)
- Жвачка сохраняет зубы (нет)
- Кактусы снимают излучение от компьютера (нет)
- От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да)
- Бананы поднимают настроение (да)
- Морковь замедляет процесс старения организма (да)
- Есть безвредные наркотики (нет)
- Отказаться от курения легко (нет)
- Молоко полезнее йогурта (нет)
- Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да)
- Недостаток солнца вызывает депрессию (да)
- Летом можно запастись витаминами на целый год (нет)
- Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да)
- Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да)
- Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет)
Результаты: Более 10 правильных ответов - отличный результат. Остальные, не набравшие 10 правильных ответов, выполняют по одному приседанию за каждый неправильный ответ.
Методика 2 (научная)
Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья - это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься:
- Если Вы не болели в течение всего учебного года - у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).
- Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов - средний уровень здоровья (зеленый жетон)
- Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок - уровень здоровья самый низкий (синий жетон)
Вывод: проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета и сделайте выводы. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).
Факторы здоровья
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.
Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
- Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека? (Образ жизни).
Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни. Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?
Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):
Факторы образа жизни | Положительное влияние | Отрицательное влияние |
1 . Движение | Физические нагрузки, высокая двигательная активность | Гиподинамия |
2. Закаливание | Воздух, вода, солнце | Их отсутствие |
3. Питание | Правильное, сбалансированное | Неправильное |
4. Режим | Четкий, правильный распорядок дня | Безволие, неорганизованность, слабохарактерность |
5. Вредные привычки | Отказ от вредных привычек | Курение, алкоголь, наркотики, токсикомания |
Заключение
- Составление синквейна на тему “Здоровье”.
- Предложить систему физических упражнений (5-6 упражнений): для коррекции осанки, для развития гибкости, для снятия напряжения глаз.