Литературная экскурсия. Урок, посвященный жинеописанию М.В. Салтыкова-Щедрина

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Дать сведения о жизни и творчестве писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
  2. Помочь учащимся понять пути формирования мировоззрения сатирика, отражение взглядов писателя в его произведениях.

Оформление:

  • портрет писателя, фотографии с изображением М. Е. Салтыкова-Щедрина в разные периоды жизни;
  • плакат со словами: “Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России” М.Е. Салтыков-Щедрин.

План-опора

  1. Рассказ о тернистой судьбе сатирика, о его великом назначении – лечить общественные язвы и болезни.
  2. Жизненные противоречия детских лет, соединение семейной
  3. и общественной драмы; учеба в Дворянском институте Москвы и Царскосельском лицее, противоречия этого времени – “приготовить чиновника”.
  4. Суровая семилетняя школа провинциальной жизни, разрыв между идеалом и реальностью, укрепление демократических симпатий писателя, открытие низовой уездной Руси, приобщение к устному народному творчеству.
  5. Поиски ответа на вопрос: как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости самого народа.
  6. Укрупнение масштаба художественного изображения, придание сатире вселенского масштаба в итоговом произведении “Сказки”.
  7. Гнев и презрение писателя рождались из суровой и требовательной любви к России.

Ход урока

1. Лекция-экскурсия

(Экскурсоводы: учитель, учащиеся с правильной выразительной речью, эмоциональные, контактные, заранее подготовленные учителем).

1. Вступительное слово учителя. “Мастер сатиры”.

Имена великих сатириков в мировой литературе наперечет: Эзоп в Древней Греции, Рабле во Франции, Свифт в Англии, Марк Твен в Америке, а в России Салтыков-Щедрин. Почему? Потому что это искусство небезобидное и опасное для самого писателя. На протяжении всего творческого пути сатирик имеет дело с общественным злом, с человеческими пороками, которые держат в мучительном напряжении, утомляют. Изматывают его душевные силы. Лишь очень сильный человек может выдержать это каждодневное испытание. Но “в осуждении зла всегда кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни- предполагает страстную тоску о здоровье” (Ф.М. Достоевский). Салтыков-Щедрин не утратил веры в жизнь, в ее красоту и правду. Его творчество явилось показателем национального здоровья, неистощимых творческих сил, пробивающих себе дорогу к Правде.

2. Экскурсовод – ученик 1. “Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина – период жизни с 1826 по1847 гг.”

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова- Щедрина, формируя в нем будущий сатирический талант. М.Е. Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 г. в Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу IXX в. разорившемуся. Стремясь поправить материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой и расчетливой. Под крышей родительского дома будущему писателю не суждено было испытать семейное тепло и участие. Мать беспощадно относилась не только к крепостным, но и к собственным детям. В противовес безнравственному миру крепостничества в душе Салтыкова-Щедрина рано пробудилась обостренное чувство справедливости и жгучая ненависть к рабству. В 10 лет он покинул родное гнездо. Два года учился в Московском дворянском институте, потом, как отличный ученик, был направлен в Царскосельский лицей. Но и тут не обошлось без противоречий: “Вкус к мышлению был вешью молопоощряемою”, – вспоминает об этом времени писатель. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительной цели – “приготовить чиновника”.

3. Экскурсовод – ученик 2. “Вятская ссылка – период жизни с 1848 по1859 гг., ее литературные итоги”.

По окончанию лицея Салтыков определился на службу в Военное ведомство и вступил в социалистический кружок М.В. Петрашевского. Он принял душою учения французских социалистов-утопистов, которые видели бедствие общества в социальном неравенстве, а выход – в нравственном перевоспитании господствующего сословия в духе христианских заповедей. Позднее Салтыков обнаружил зерно противоречия в том, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях. Поэтому его герои (повести “Противоречия” “Запутанное дело”) пытаются найти живое дело, позволяющее изменить жизнь. Обе повести были напечатаны в “Отечественных записках”, и за “стремление к распространению революционных идей” в 1848 году Салтыков был арестован и отправлен в далекую Вятку. В течение многих лет он носил мундир провинциального чиновника, на собственном опыте ощущая разрыв между идеалом и реальностью. Наблюдения над дикими провинциальными нравами и порядками углубляли его ненависть к самодержавно- крепостническому строю и полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу. Салтыков лучше узнает его нужды, характер, язык. Итогом вятских наблюдений стали его “Губернские очерки”.

4. Экскурсовод – ученик 3. “Государственная служба: Министерство внутренних дел, вице-губернатор Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани”.

Салтыков-Щедрин – обличитель бюрократического аппарата Российской империи, нуждаясь в заработке, около 20 лет вынужден был носить чиновничий мундир. Он служил вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казенной палаты в Пензе, Туле Рязани. Мужественный, принципиальный, он держался независимо по отношению к начальству, действовал смело и решительно. Ему удается пресечь немало чиновничьих плутней, разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступается и за бесправных крестьян. “Я не дам в обиду мужика”, – эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. Вице- губернатора Салтыкова прозвали “вице-Робеспьером”. Однако Салтыков все больше убеждался, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привести к улучшению народной жизни при существующем общественном строе. В поисках ответа на вопрос, как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости народа, писатель подает в отставку (1868 г.) и целиком посвящает себя литературе. Итогом его раздумий данного периода стала “История одного города”.

5. Экскурсовод – ученик 4. “ Последние годы жизни писателя”.

Выйдя в отставку, Салтыков-Щедрин становится вместе с Некрасовым во главе “Отечественных записок”. 16 лет неустанного труда отдал он журналу, продолжая публиковать свои язвительные произведения, направленные против основ самодержавия. В 1884 г. “Отечественные записки” закрыли. Последние 5 лет жизни писателя были особенно мучительными, он чувствовал себя одиноким, измученным тяжким недугом. Но продолжал писать. В “Сказках” сатира приобретает вселенский масштаб, это итог многолетних жизненных наблюдений писателя. Работал Салтыков-Щедрин до последнего вздоха и умирал “в полном смысле этого слова воином на поле битвы”. 8 апреля 1885 г. Салтыков-Щедрин скончался.

6. Заключительное слово учителя. “Суровая и требовательная любовь к России”.

В одной из сказок Салтыков-Щедрин исповедует народную веру в торжество правды и добра. Христос у него вершит на земле Страшный суд, в согласии с крестьянскими представлениями и христианскими идеалами. Несмотря на все сомнения и противоречия, неизменной оставалась вера писателя в свой народ. “Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России” писал Щедрин. Эти слова можно считать эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождались из суровой и требовательной любви к Родине, из выстраданной веры в ее творческие силы.

2. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся разделены на группы в соответствии с их литературными способностями.

Задание 1 группе. Воспроизвести лекционный материал с использованием учебника:

  • 1 подгруппа в виде конспекта
  • 2 подгруппа в виде тезисов.

Задание 2 группе. “Путевые заметки” (этой группе учащихся за две недели до урока было предложено прочитать дополнительную литературу: Турков А.М. “Салтыков-Щедрин” – М., 1981 – Серия “Жизнь замечательных людей”).

С использованием дополнительной литературы сделать записи интересных фактов биографии писателя, не прозвучавших в лекции.

Задание 3 группе. “Мысли в пути” – работа творческого характера.

Учащимся предоставляется возможность представить себя в роли современника писателя, определить, как тот или иной момент биографии повлиял на творчество писателя-сатирика.

Задание 4 группе (этот вариант предлагается тем, кто любит и умеет рисовать).

Нарисовать иллюстрацию к биографии и произведениям писателя.

P.S. Данные уроки помогают организовать активную обратную связь; учитель имеет возможность дать оценку работе каждого ученика. Для их проведения нужны сдвоенные уроки.