Мастер-класс: Технология изготовления мягкой игрушки
Цели:
1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки.
2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.
Оснащение
1. Раздаточный материал:
- план-конспект изготовления мягкой игрушки;
- примерные варианты эскизов Никтошек;
- виды швов соединения деталей.
2. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения мягкой игрушки: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, мел, клей ПВА.
План
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов теоретической части занятия.
- Охрана труда.
- Выполнение практической работы.
- Подведение итогов. Выставка работ.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка посещаемости и готовности учащихся к занятию, назначение дежурных. Сообщение темы, постановка цели, знакомство с ходом занятия.
2. Изучение нового материала
БЕЗЛЕКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ НИКТОШКИ
НИКТОШКИ — так мы называем игрушки, которые можно придумать самим на основе простых геометрических форм. Никтошка - это не зверь и не человек. Он может исполнять любую роль, какую вам захочется.
Сделать такую игрушку очень просто. Даже начинающие смогут попробовать свои силы.
Возьмите кусочек меха или ткани, выкроите из него две заготовки. Попарно сшейте детали и набейте заготовку. Теперь оформите её - прикрепите глазки, носик, ротик, чубчик и любые другие украшения.
Никтошку можно выполнить по образу игрушки-колобка, т.е. голова и туловище единые, выполненные из одной детали, а можно сшить туловище отдельно. Изменяя размеры, формы деталей, сочетая их между собой и по-разному оформляя, вы получите огромное количество всевозможных забавных никтошек.
При желании можно сделать никтошкам ручки и ножки любых форм. Начинайте с самых простых: круги, овалы. Дальше пробуйте усложнять их форму. Ручки-лапки можно пришивать к туловищу- голове как у колобков, просто к туловищу или крепить на тесемочках-веревочках и потом пришивать к туловищу. Очень забавная выйдет игрушка, если тесемочки-веревочки протянуть сквозь туловище, нигде не фиксируя их. Для этого лучше всего использовать сутаж. Получится Никтошка-дергунчик. Его ручки и ножки можно вытягивать в любую сторону.
Подбор материалов
Драп и искусственный мех с длинным и коротким ворсом – это основные материалы для изготовления игрушек-самоделок. При их умелом комбинировании игрушки получаются очень выразительными. Например, из драпа – основные детали (голова, туловище, лапы, ступни); из меха – мелкие детали (ушки, чубчик, грудка, лоб, хвостик).
Подбирая материал для работы, вы можете использовать маленькие яркие кусочки фетра. Из фетра особенно хорошо получаются клювы, носы, уши, ступни и другие мелкие, но важные детали игрушек. Можно применять в работе войлок. После стирки он становится пушистым, а при раскрое его края не осыпаются. Из кримпленовых кусочков хорошо мастерить удлиненные детали (руки, ноги, лапы), разнообразные украшения (фартуки, воротнички, галстуки, шапочки и т.п.). Из трикотажа, байки, синтепона, меха с коротким ворсом можно сделать накладки на мордочку игрушки. Белоснежный тканный синтепон при необходимости можно покрасить в нужный цвет гуашью, акварелью или краской “Фантазия”. Цветные кусочки используйте для изготовления маленьких деталей: накладок, губ, ушек, подглазников, ладошек и др.
Выкраивание деталей
Положите выкройку на изнаночную сторону материала и обведите ее ручкой или карандашом. Линии делайте точными и тонкими, чтобы не получилось искажений. Если детали парные, переверните выкройку на другую сторону и обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте "зеркальные" детали цифрами 1 и 2.
Сначала обведите крупные детали, затем – поменьше. Старайтесь экономнее использовать материал и располагать детали друг к другу.
Мягкую и плотную ткань раскраивайте, широко разводя рукоятки ножниц, тогда линии срезов получаются ровными и плавными.
Меховые детали раскраивайте кончиками ножниц, разрезая только тканевою основу, чтобы не повредить ворса. Следите за его направлением, указанным на выкройке стрелкой, в противном случае игрушка может получиться не выразительной.
При раскрое деталей из синтепона их не следует обводить ручкой. Лучше приколоть деталь выкройки булавкой к материалу, а затем, придерживая рукой, аккуратно выкроить, не задевая лекало.
Соединение деталей
Крупные детали из любого материала сначала сметайте с изнаночной стороны, а затем сшейте петельным швом руками или прострочите на машинке. В незаметном месте оставьте отверстие размером 3-4 см для выворачивания и набивки игрушки.
Маленькие детали из фетра, войлока, драпа сшивайте с лицевой стороны петельным швом. Шов должен быть очень аккуратным, отверстие для набивки минимальным (1-1,5 см).
Не забудьте сшить парные части игрушки (лапы, крылья, руки и др.).
Затем выверните все детали, помогая себе палочкой или тупой стороной карандаша. Не пользуйтесь при этом ножницами, пинцетами или другими острыми инструментами, так как они могут прорвать швы и ткань выворачиваемой детали.
Вывернув все заготовки, хорошенько расправьте их, чтобы детали приняли правильную форму.
Демонстрация трудовых приемов при выполнении различных швов.
Шов "вперед иголку" используется для сметывания крупных деталей игрушки, чтобы затем выполнить основной шов более аккуратно, без смещения деталей относительно друг друга.
Шов "назад иголку" применяется при стачивании деталей преимущественно из ткани.
Шов "через край" удобен в изготовлении накладок.
Петельный шов – это основной шов в вашей работе. Им лучше всего сшивать детали игрушки. Если игрушка из меха или меха и ткани, то сшивайте детали с изнаночной стороны. Внимательно следите за тем, чтобы мех не попадал в шов. Если игрушка небольшого размера из плотной ткани, то сшивать детали следует с лицевой стороны. Аккуратно выполненный петельный шов украсит вашу игрушку.
Шов "зиг-заг" чаще применяется при аппликационных работах с плотной тканью, клеенкой, кожей, когда деталь меньшего размера накладывают на деталь большего размера и она, таким образом, выполняет роль украшения.
Стыковочный шов используют при сшивании меха с лицевой стороны, а так же набивочных отверстий и при сборке игрушек (пришивание голов, лап, ушей, накладок, хвостов). На лицевой стороне изделия этот шов абсолютно не заметен.
Подшивочный или потайной шов так же может использоваться при сборке игрушек или при подшивке края изделия из сыпучих тканей.
Набивка игрушки
Лучший материал для набивки – кусочки синтепона или капроновых чулок и колгот. Игрушка должна держать форму, но при этом не быть твердой. Такие части игрушки как лапы, туловище и хвосты набивайте мягко.
Детали мордочки (нос, щеки) обозначьте выразительнее – набейте их плотнее. В кисти, ушки, ласты, крылья больших игрушек положите минимальное количество набивки, а в аналогичные детали маленьких игрушек – не кладите совсем. Помогайте себе пинцетом или палочками.
Окончательная отделка
Глаза можно сделать из синтетической пленки от надувных игрушек, из обложек книг и дневников. Они получаются выразительными, но подходят более крупным игрушкам. А маленьким зверюшкам глазки можно выполнить из бисера, бусинок, пуговиц на ножках.
Для работы пригодится и искусственная кожа. Из нее кроят носы, коготки, ошейники и другие украшающие игрушку детали.
3. Подведение итогов теоретической части занятия
Фронтальный опрос учащихся:
- Какие материалы могут использоваться для выполнения мягкой игрушки?
- В чем заключается особенность выкраивания деталей из меха?
- Что необходимо учитывать при выкраивании деталей из меха и почему?
- Повторение правил охраны труда.
- Какие части необходимо набивать наиболее туго и почему?
- Как правильно выкроить детали?
- Как правильно набить игрушку?
- Какие швы можно применить для соединения деталей игрушки?
- Что входит в окончательную отделку игрушки?
4. Повторение правил охраны труда
5. Выполнение индивидуальной практической работы
Учащиеся самостоятельно выполняют эскиз игрушки, подбирают материалы, выкраивают детали и оформляют игрушку по своему желанию и в соответствии со своими возможностями. Используя конспект, приложение 1 и приложение 2.
Рис. 9 Примерные варианты эскизов НИКТОШЕК
Рис. 10 Примерные варианты эскизов НИКТОШЕК
6. Подведение итогов и выставка работ
Учащиеся демонстрируют выполненные работы, рассказывают технологическую последовательность выполнения игрушки и какие материалы, инструменты и приспособления они использовали в своей работе.
Оценивание работ учащихся.