Занятие с элементами сказкотерапии "Расскажем сказку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: “Расскажем сказку”.

Цель: Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок. Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку “Кот, петух и лиса”. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения. Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей, недавно поступивших в группу, детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками. Готовить их к взаимодействию в привычной среде группы, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который малыши могут использовать в жизни.

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [ш].

Связная речь: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по вопросам.

Грамматика: активизация прилагательных, учить подбирать характерные определения.

Словарь: хитрая, доверчивый.

Оборудование: персонаж кукольного театра "Петушок", музыкальный инструмент гусли, игрушка Кот.

Предварительная работа: чтение сказки “Кот, петух и лиса”, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры “Ласковые имена”, мимическое упражнение “Изобрази эмоцию”.

Ход занятия:

/В группу входит девочка Света, она плачет./

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришла девочка Света, но она такая расстроенная, плачет. Давайте попробуем ее успокоить. Катя, как можно успокоить Свету?

Ребенок: Пожалеть.

Воспитатель: Давайте, дети, пожалеем Свету, погладим ее ласково, осторожно.

/Дети жалеют девочку, но она не успокаивается./

Воспитатель: Не успокаивается Света. Может быть, еще как-то можно ее успокоить?

Дети: Сказать ласковые слова.

Воспитатель: Максим, какие ласковые слова можно сказать?

Ребенок: Не плачь, добрая, хорошая.

Воспитатель: Не успокоилась Света. Дети, давайте спросим, почему она плачет?

Ребенок: Света, почему ты плачешь?

Света: Я потеряла свою любимую книжку про петушка.

Воспитатель: Дети, Света потеряла книжку про петушка, а мы ведь знаем сказки о петушке? Давайте расскажем Свете. Вы мне будете помогать?

Дети: Да.

Воспитатель: Но сначала, чтобы она перестала плакать, укроем ее ласковым платочком, и сами тоже укроемся.

/Упражнение “Ласковый платок”. Воспитатель укрывает детей пуховым платком. Внимание детей фиксируется на приятных ощущениях близости и единения с другими детьми. Упражнение служит психологической поддержкой и помощью неуверенному ребенку, снимает страх общения, боязнь тактильного контакта, формирует установку на позитивное взаимодействие со сверстниками./

Воспитатель: Потрогайте, какой платочек?

Дети: Теплый, мягкий, пушистый.

Воспитатель: А теперь укутаем Свету ласковым платком и позовем слушать нашу сказку.

Садись, Света, и дети тоже садитесь на стульчики, я буду рассказывать сказку, а вы мне помогайте. Сказка называется “Кот, петух и лиса”.

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил. /Воспитатель достает персонаж кукольного театра – петушка/.

А Петя-петушок все в доме чисто приберет, пол чисто подметет, сядет на жердочку, песни поет, кота ждет. Дети, кто услышал песенку петушка?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Никита, что сделала лиса?

Ребенок: Села под окошко и запела: “Петушок-петушок…”

Воспитатель: Катя, что закричал петушок?

Ребенок: Несет меня лиса…

Воспитатель: Кот услышал петушка, догнал лису, отобрал петушка и принес домой. На другой день собирается кот на охоту, а петушку наказывает… Саша, что кот наказывал петушку?

Ребенок: Не выглядывай в окошко, а то лиса тебя унесет, съест и косточек не оставит.

Воспитатель: Наказал и ушел. А Петя-петушок все прибрал, пол чисто подмел, сел на жердочку, кота ждет. А лиса тут как тут.

/ Имитационное упражнение “Лисичка”/.

Воспитатель: Дети, покажите, как лисичка кралась, какие глазки хитрые сощурила, как подпрыгивала, в окошко заглядывала.

А петушок выглядывает в окошко. Лиса и говорит: “Какой ты, Петя, важный стал, смотри, сколько у меня гороху, я не знаю, куда его девать”. А сама горстку гороха в окошко бросила. Петушок его склевал и еще захотел, выглянул в окошко, а лиса его цап-царап и понесла. А петушок кричит…

Лера, что кричал петушок? / Воспитатель передает петушка ребенку/.

Ребенок: Несет меня лиса…

Воспитатель: Котик услышал, догнал лису, забрал петушка, принес домой. На третий день собирается кот на охоту и петушку наказывает: “Смотри, Петя, не слушай лису…” Но петушок опять не послушался кота, выглянул в окошко, лиса его схватила и унесла.

А кот вернулся домой, смотрит: нет петушка. Затужил котик, загоревал.

Потужил, погоревал, да делать нечего, пошел он петушка выручать. Зашел сначала на базар, купил сапоги, кафтан, шляпу и музыку – гусли.

/ Воспитатель достает гусли/.

Идет он по лесу, на гуслях играет.

/ Имитационное упражнение “Смелый котик”/.

Покажите, какой он смелый, отважный. Шел котик по лесу, шагал, никого не боялся. Храбрый котик.

Пришел к дому лисы и поет…

Дети, какую песенку пел котик? Давайте споем все вместе.

Дети: Трень-брень гусельки, золотые струнушки…

Воспитатель: Лисе интересно выйти, посмотреть, кто ее зовет, да некогда – блины печет. Посылает она петушка: “Выйди, Петя, посмотри, кто меня зовет, только скорей возвращайся”. Петушок вышел на крылечко, котик его увидел, обрадовался, схватил петушка и отнес домой. И стали они жить-поживать да добра наживать. А лиса уже больше не показывалась.

Света, понравилась тебе сказка?

Света: Понравилась.

Воспитатель: А вам, дети?

Дети: Понравилась.

Воспитатель: Света, кого из сказки ты запомнила?

Света: Лисичку.

Воспитатель: Дети, что можно сказать про лисичку, какая она?

Дети: Хитрая, рыжая.

Воспитатель: А какой петушок?

Дети: Непослушный.

Воспитатель: Еще он доверчивый, верил лисе. И трудолюбивый, ведь он в доме прибирал, пол подметал. Повторите слова: доверчивый, трудолюбивый. /Дети повторяют/.

Воспитатель: Дети, а какой котик?

Дети: Добрый, смелый, храбрый.

/ Воспитатель заносит игрушку – кота/.

Кот /озвучивает воспитатель/: Мяу, кто тут про меня такие хорошие слова говорит? Шел я мимо, услышал про себя такие слова хорошие и решил зайти. А вы сами, дети, хорошие, добрые?

Воспитатель: У нас дети очень хорошие, добрые, дружные. Они сейчас девочку Свету успокоили. Дети, расскажите котику, как вы ее успокаивали?

Дети: Мы ее пожалели, погладили, сказали добрые слова, рассказали сказку.

Кот: Правда, детки какие замечательные.

Воспитатель: Котик, а я еще хочу рассказать тебе про наших детей /передает кота ребенку и о нем рассказывает/: наша Катя – очень ласковая, веселая. Всегда помогает мне развеселить детей, спеть им песню, рассказать им сказку, стихотворение.

Максим – очень внимательный, он знает, где живет каждая игрушка, всегда расставляет их по местам.

Никита – очень добрый, он любит свою младшую сестричку и нашим малышам помогает надеть носочки, застегнуть пуговки.

Саша всегда дружно играет с детками, делится игрушками.

Аня самостоятельная, очень быстро одевается.

Лера ласковая, всегда пожалеет того, кому грустно.

А это наша гостья – Светочка. Она раньше ходила в нашу группу, а теперь выросла, ходит в старшую группу, а к нам приходит в гости.

Кот: Ой, какие вы хорошие, добрые, дружные дети. Мне так хотелось бы показать вас своему другу петушку.

Воспитатель: Котик, а я знаю, что можно сделать. Ты вместе с детьми сфотографируешься, покажешь фотографию петушку и расскажешь про наших детей.

/Фотографирование/.

Воспитатель: Дети, а теперь приглашайте котика, покажите ему наши игрушки, книжки.