Тип урока: Урок творчества.
Тема урока: Изготовление аппликации из пряжи.
Цели урока:
1. Научить учащихся выполнять аппликацию из
пряжи.
2. Развивать творческие способности и
эстетический вкус.
3. Воспитывать аккуратность, бережливость и
внимательность.
Оснащение урока:
1. Плакат с рисунком цветового круга.
2. Инструкционные карты.
3. Инструкции по охране труда при работе над
аппликацией.
4. Демонстрационный планшет с образцами
материалов и инструментов, необходимых для
работы.
5. Выставка готовых работ.
6. Для каждого учащегося: эскиз, копировальная
бумага, картон, клей ПВА, кисточка, ножницы,
шерстяная пряжа различных цветов.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть урока (5 мин)
Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и цели урока, краткий обзор урока.
2. Изучение нового материала (60 мин)
- Рассказ об истории возникновения и вида аппликаций. Правила подбора эскиза к предметам интерьера.
История возникновения аппликации
Из покон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке. Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация или нашивание различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии. С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить жизнь изделиям.
В настоящее время большое распространение получили текстильные волокна для изготовления различных предметов интерьера. Квартира, в которой мы живем, работаем и отдыхаем, должна быть уютной и конечно красивой. Что бы достичь этого совершенно не обязательно покупать дорогие ковры и картины. Уюта в квартире и офисе можно достичь, изготовив картину из текстильных шерстяных волокон. Разве нам не знакомы квартиры, обставленные дорогими гарнитурами, которые, тем не менее, производят впечатление скучных и шаблонных. В то же время, как часто маленькая, скромно мебелированная квартира обнаруживает хороший вкус хозяйки. Женщины, которые увлекаются рукоделиями, могут создать красивый, неповторимый интерьер, использовав для этой цели недорогие материалы, а также свою фантазию. Важно подобрать и выполнить те изделия, которые пойдут для вашей комнаты, увяжутся с ней по стилю в единое целое. Поэтому прежде, чем приступить к работе над тем или иным эскизом, обязательно подумайте над конечным результатом. Он должен логично вписаться в вашу квартиру. Например, какими правилами вы будете руководствоваться при подборе эскиза для детской комнаты, кухни, гостиной. Каждая картина должна быть выполнена по заранее продуманному плану, для конкретной цели и в определенном цвете. Цветосочетание в композиции это важнейший из этапов.
- Самостоятельное исследование материалов для изготовления аппликаций. Данное исследование и выводы заносятся в таблицу.
Аппликация может быть выполнена из шерсти, ткани, бумаги, природных материалов и др.
№ п/п |
Материалы |
Свойства |
Итого |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Технические |
Эстетические |
Функциональные |
Практические |
Стоимостные |
Экономические |
Трудоемкость |
|||
1. |
Шерсть | + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
2. |
Ткань | - |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
5 |
3. |
Бумага | + |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
4. |
Природные материалы | + |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
5 |
- Учащиеся самостоятельно составляют дизайн-спецификацию.
- Повторение правил охраны труда.
Перед началом работы
На стол постелить защитный материал (бумага, полиэтилен, клеёнка, линолеум).
Проверить организацию рабочего места.
Во время работы
Не мешать и не отвлекать рядом сидящих.
Ножницы передавать ручками вперед.
Пользоваться игольницей.
Следить за организацией рабочего места.
Пользоваться инструкционной картой.
Выполнять правила внутреннего распорядка МУК.
По окончании работы
Остатки пряжи выбросить в урну.
Инструменты и приспособления сдать дежурному.
Вымыть кисточку.
- Демонстрация планшета с последовательностью выполнения работ, инструментов и приспособлений.
- Запись в тетрадь инструкционной карты (10 мин)
Необходимые инструменты и материалы
Наименование |
Материалы |
Инструменты |
---|---|---|
Аппликация из шерсти |
Картон, рамка, клей ПВА, шерстяные волокна. |
Кисточка, игла, копировальная бумага, ножницы, карандаш |
Последовательность выполнения работ
№ |
Наименование работ |
Необходимые материалы |
---|---|---|
1 |
Перевести эскиз на картон | Эскиз, копировальная бумага, карандаш |
2 |
Измельчить шерсть | Шерсть, ножницы. |
3 |
Нанести клей на отдельный мотив. | Кисточка, клей ПВА. |
4 |
Равномерно распределить измельченную шерсть на клей и прижать. | Измельченная пряжа. |
5 |
Нанести клей на отдельный мотив. | Кисточка, клей ПВА. |
6 |
Равномерно распределить измельченную шерсть на клей и прижать. | Измельченная пряжа. |
7 |
Готовую картину положить под пресс | |
8 |
По контуру сделать вышивку стебельчатым швом | Игла, нить. |
9 |
Готовую картину поместить в рамку. | Картина, рамка. |
3. Повторение изученного материала (5 мин)
Фронтальный опрос учащихся.
Вопросы
- Какими правилами вы будете руководствоваться при подборе эскиза картины для кухни, зала, детской?
- Какую функцию выполняют ножницы при изготовлении аппликации?
- Почему для данной аппликации используется клей ПВА, а не другой?
- Какое время необходимо выдержать готовую картину под прессом?
- Расскажите о технике безопасности при работе над аппликацией.
4. Практическая часть урока
Вводный инструктаж (15 мин)
- Показать правильность выполнения приемов по изготовлению аппликации из шерсти.
- Огласить задание на урок: изготовить аппликацию из шерстяных волокон.
Текущий инструктаж
Во время работы учащиеся пользуются инструкционными картами, предложенными учителем.
Примерные образцы эскизов для выполнения аппликаций
Рис. 2
Рис. 3
Учитель проверяет организацию рабочего места, выполнение охраны труда, умение пользоваться приспособлениями и инструментами, а так же индивидуально консультирует учащихся.
Заключительный инструктаж (15 мин)
5. Итог урока
Отметить лучшие работы, выставить оценки.