Задачи урока:
- Раскрыть противоречия, возникшие в ходе подготовки и подписания Версальского договора;
- Показать противоречивость Версальско-Вашингтонской системы, зародыши каких конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров;
- Продолжить работу над формированием позитивного и критического мышления, умением находить выход из создавшейся обстановки, находить решения для стабильности в обществе.
- Продолжить формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, делать анализ исторических событий и выводы.
Основные проблемы:
1. Цели конференции. Противоречия между участниками конференции. Осложняло ли это обстановку, в которой проходила конференция?
2. Какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношениях, и насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система?
3. Извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны уроки из неё, судя по решениям послевоенных международных договоров?
Исторический календарь (см. Приложение)
28 июня 1919 г. Версальский договор с Германией.
10 сентября 1919 г. Сен-Жерменский договор с Венгрией.
2 ноября 1919 г. договор с Болгарией, подписанный в Нейи.
4 июня 1920 г. Трианонский договор с Венгрией.
10 августа 1920 г. Сервский договор с Турцией.
12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция; “Договор четырех держав”; “Договор пяти держав”; “Договор девяти держав”.
Вопросы и задания
Вопросы
Задания
Задание 1
Определите, используя документы, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:
- Раздел Германии на несколько государств.
- Возврат Эльзаса и Лотарингии.
- Контроль над промышленным районом Рейна.
- Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
- Построение системы новых международных отношений и роль “морального руководителя мира”.
- Сохранение единой Германии.
- Раздел владений Османской империи.
- Захват германских владений вне Европы.
Задание 2.
Определите, используя документы, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:
- Территориальные изменения в Европе и колониях.
- Соотношение сил на Дальнем Востоке.
- Новое положение Германии в послевоенном мире.
- Создание международной организации - Лиги Наций.
- Соотношение морских сил Тихоокеанских держав.
- Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
- Решение русской проблемы.
Задание 3.
Продолжите исторические утверждения:
- В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести…
- Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию. могла…
- Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что…
- Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценить как…
Задание 4.
- Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами? Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
- Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги наций международные отношения перешли на новый уровень?
- В чем заключался “русский вопрос” на конференциях и почему он был не решен?
Задание 5.
Анализ исторического утверждения:
1. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказывался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: “Мандаты являются просто маскировкой для аннексий”. Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?
2. Т. Драйзер в своей книге “Америку стоит спасать” пишет: “И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну “вне закона”. Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли был хоть один день, когда бы где-нибудь не шла война.” Так ли это? Докажите или опровергните данное высказывание.
Задание 6.
Работа с картой “Мир после Первой мировой войны”.
Проследите территориальные изменения по решению конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему? Какие страны остались недовольны?
В заключение учащиеся высказывают точку зрения по основным проблемам.
Подведение итогов семинарского занятия.