Урок в форме проблемного семинара по теме: "Послевоенная система международных договоров"

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  • Раскрыть противоречия, возникшие в ходе подготовки и подписания Версальского договора;
  • Показать противоречивость Версальско-Вашингтонской системы, зародыши каких конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров;
  • Продолжить работу над формированием позитивного и критического мышления, умением находить выход из создавшейся обстановки, находить решения для стабильности в обществе.
  • Продолжить формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, делать анализ исторических событий и выводы.

Основные проблемы:

1. Цели конференции. Противоречия между участниками конференции. Осложняло ли это обстановку, в которой проходила конференция?

2. Какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношениях, и насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система?

3. Извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны уроки из неё, судя по решениям послевоенных международных договоров?

Исторический календарь (см. Приложение)

28 июня 1919 г. Версальский договор с Германией.

10 сентября 1919 г. Сен-Жерменский договор с Венгрией.

2 ноября 1919 г. договор с Болгарией, подписанный в Нейи.

4 июня 1920 г. Трианонский договор с Венгрией.

10 августа 1920 г. Сервский договор с Турцией.

12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция; “Договор четырех держав”; “Договор пяти держав”; “Договор девяти держав”.

Вопросы и задания

Вопросы

  • Перечислите основные требования стран-победительниц.
  • Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?
  • Какие страны больше всего выигрывали от решений этих конференций, а какие проигрывали?
  • Какие вопросы международных отношений не были решены?
  • Что такое Версальско-Вашингтонская система?
  • Как Версальский договор реализует принцип: “Германия заплатит за все”?
  • “Международный строй, порядок, который держится Версальским миром, держится на вулкане”. Как вы думаете прав ли В.И. Ленин?
  • Какие моменты в настоящем документе могли вызвать будущие международные споры (конфликты)?

Задания

Задание 1

Определите, используя документы, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

  1. Раздел Германии на несколько государств.
  2. Возврат Эльзаса и Лотарингии.
  3. Контроль над промышленным районом Рейна.
  4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
  5. Построение системы новых международных отношений и роль “морального руководителя мира”.
  6. Сохранение единой Германии.
  7. Раздел владений Османской империи.
  8. Захват германских владений вне Европы.

Задание 2.

Определите, используя документы, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:

  1. Территориальные изменения в Европе и колониях.
  2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.
  3. Новое положение Германии в послевоенном мире.
  4. Создание международной организации - Лиги Наций.
  5. Соотношение морских сил Тихоокеанских держав.
  6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
  7. Решение русской проблемы.

Задание 3.

Продолжите исторические утверждения:

  1. В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести…
  2. Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию. могла…
  3. Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что…
  4. Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценить как…

Задание 4.

  1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами? Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
  2. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги наций международные отношения перешли на новый уровень?
  3. В чем заключался “русский вопрос” на конференциях и почему он был не решен?

Задание 5.

Анализ исторического утверждения:

1. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказывался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: “Мандаты являются просто маскировкой для аннексий”. Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?

2. Т. Драйзер в своей книге “Америку стоит спасать” пишет: “И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну “вне закона”. Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли был хоть один день, когда бы где-нибудь не шла война.” Так ли это? Докажите или опровергните данное высказывание.

Задание 6.

Работа с картой “Мир после Первой мировой войны”.

Проследите территориальные изменения по решению конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему? Какие страны остались недовольны?

В заключение учащиеся высказывают точку зрения по основным проблемам.

Подведение итогов семинарского занятия.