Цель урока: Этот урок можно предложить как ретроспективу XIX века и эмоционально обобщить важнейшие проблемы столетия. Он будет способствовать пониманию учащимися связей между модернизацией жизни общества и изменениями в его духовной жизни. Поможет увидеть общие тенденции развития науки, искусства, влияния технического прогресса на жизнь и сознание людей, усовершенствования в быту, становление досуга. Этот урок будет способствовать осознанию учащимися сходных черт человека нового времени и нашего современника, также живущего на стыке эпох; размышлению о своем месте в жизни и необходимости активной жизненной позиции.
Вариант проведения:
Научно-практическая конференция учащихся, проводится после изучения Новой истории (XIX-го века). Используются межпредметные связи.
В качестве жюри приглашаются преподаватели различных дисциплин.
За два месяца учащиеся получают задания выбрать одну из 9 предложенных им тем (смотри ниже) и написать реферат. За месяц до проведения конференции они сдают рефераты на проверку, отбираются лучшие для выступления (в рецензии принимают участие учителя-предметники).
ПЛАН:
1. Вступительное слово учителя (о целях данной конференции, представление гостей).
2. Основные идеологические течения XIX века.
3. Музыкальные направления XIX в.
4. “Для людей и для искусства” (о Третьяковской галерее).
5. Развитие военной техники.
6. “…Лишь Слову жизнь дана…” (XIX век в зеркале литературы).
7. Связь и транспорт.
8. Градостроительство и благоустройство.
9. Развитие естествознания в XIX веке.
10. Главные открытия в точных науках XIX столетия.
11. Итоговый опрос (проводится как мини интервью учениками-корреспондентами)
12. Подведение итогов.
13. Во время подведения итогов разыгрывается театральная миниатюра. (А. Эйнштейн на
уроке физики).
14. Награждение.
Подготовительная работа
Для награждения: дипломы, грамоты.
Напечатать программу с именами выступающих и темами их сообщений, на обратной стороне - с высказываниями и афоризмами, пришедшими из XIX века.
Музыкальное сопровождение: музыка из произведений Дебюсси, Римского-Корсакова,
Шопена, Алябьева, Брамса; музыка из к/ф “Титаник”.
На стенах: несколько плакатов с датами изобретений и открытий (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ), сделанными в XIX веке.
На доске написан эпиграф:
“И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ, УЖЕ СБЫЛОСЬ,
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ”.
Леонид Мартынов.
Заранее проводится письменный опрос учащихся (Самое выдающееся изобретение XIX века, самое важное событие XIX в., человек XIX в., проблема XIX в., год века, стройка века…).
Подвести итоги опроса. После конференции вновь задать эти вопросы. Сравнить ответы. Проанализировать, как повлияла конференция на знания и оценку событий учащимися.
Для иллюстрации сообщений учащихся готовятся диапозитивы, картины, плакаты.
Слово учителя: (Говорит о целях и задачах урока-конференции).
1 ведущий: XIX век представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Именно он столкнул Запад и Восток. Именно в этот век, пока еще несовершенные, с наше точки зрения, машины взорвали размеренную жизнь людей.
2 ведущий: Великие изобретения XIX века превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное ж/дорогами, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью.
1-й: Прошлые века, полные героики, изысканных манер и религиозного экстаза, ушли безвозвратно, расчистив место налогам и бюджетам, тарифам и акцизам, биржам и аукционам. Религией стала технология.
2-й: В этот век капитализм вырос до монополий. Тогда же выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства.
1-й: Если в прежние времена жизнь внука не намного отличалась от жизни деда, то в XIX веке лавина изобретений и открытий обрушивается на человечество столь стремительно, что внуки и деды часто уже не понимали друг друга.
2-й: Менялся лик Земли. Рушились традиции. Перестраивался уклад жизни и человеческие взаимоотношения. Менялась идеология.
Ученик: Тема моего сообщения “Основные идеологические течения в XIX в. ” ( Время выступления 3-5 минут)
1 ведущий: Несомненно, что XIX век был творцом и художником. Сколько талантливых людей подарил он истории! Мир замирал в восхищении у бессмертных полотен, создавалась бессмертная литература, звучала удивительная музыка XIX века. Покоряли планету великие композиторы. Сколько шедевров той эпохи стали мировой классикой!
2 ведущий: Какая музыка была, какая музыка
звучала!
Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром и хлеб считать
благодеяньем,
Страданья вылечить страданьем, а душу греть
добром.
Ученик: Тема моего сообщения “Музыкальные направления XIX века”.
1-й: Никогда прежде человечество не несло в себе такой громады культурного наследия, помогающей пережить трудности и сохранить лучшее в себе. В самые жестокие времена искусство служило спасительной опорой народам. Открывались новые музеи, пополнялись коллекции, расцветало искусство и реставрация.
2-й: Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ученик: Тема “Для людей и для искусства” (Первый музей Русского
Искусства – Третьяковская галерея).
1-й: За годом – год, за вехой – веха,
За полосою – полоса,
Нелегок путь. Но ветер века…
2-й: Ветры XIX века понятие совсем не метеорологическое. Были они то жизнетворными, то смертоносными. То возносили человечество к высотам знания, то бросали в бездну войн… Изобретения и открытия служили не только музам, но и Молоху.
Ученик: Тема “История развития военной техники в XIX веке. ”
1-й: Тот век рассыпался, как мел,
Который СЛОВОМ жить умел,
То начиналось с буквы “Л”,
Заканчивалось мягким знаком.
2-й: И верной остается древняя мудрость “… в начале было Слово”.
Ученик: Тема “Лишь Слову жизнь дана”. (XIX век в зеркале литературы).
1-й: С XIX в. люди стремились совершать все более дальние путешествия, за более короткие промежутки времени. Изменялся сухопутный и морской транспорт.
2-й: Новые идеи и изобретения века раскрывали пред человеком мир путешествий, обеспечили быструю и качественную связь.
Ученик: Тема “Новые средства транспорта и связи”.
1-й: Мы постигаем красоту вещей
В гармонии, в единстве их частей.
Великолепный дом, когда мы зрим,
Он не отдельной частью нас дивит,
Он в целом весь являет дивный вид:
Не ширина, длина иль высота –
Пленяет всей постройки красота!
2-й: Архитекторы гордились тем, что писали не только каменную, но и железную, и стеклянную летопись века. Дух захватывало от фантастических проектов строителей!
Ученик: Тема “Градостроительство и благоустройство”.
1-й: Этот век стал веком науки. Сколько важных, созидательных открытий оставил он человечеству!
2-й: Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
1-й: Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет Алфавит.
Ученик: Тема “Развитие естествознания в XIX веке. ”
1-й: Что есть человек? Он только частица.
Только атом в громадной природе.
А чем частица может гордиться?
Нечем гордиться частице вроде.
2-й: Когда человек творит вдохновенно,
Он в это время один в целом свете.
И в эти часы и в минуты эти
Он равен всей бесконечной Вселенной.
1-й: Настало время рассказать об открытиях в точных науках. И начнем мы с Математики.
2-й: И стояла геометрия Евклида,
Как египетское чудо – пирамида.
Строже выдумать строенье невозможно,
Лишь одна была в ней глыба ненадежна.
Аксиома называлась “Параллели”,
Разгадать ее загадку не сумели…
Ученик: Тема “Главные открытия в точных науках XIX века. ”
1-й: В каждую историческую эпоху люди считали, будто живут в особенное время. И верно, для каждого его эпоха – наивысшая, последняя, завершающая. К тому же, историческое время неповторимо и уникально. И все-таки, XIX век поистине необычен!
2-й: Взгляните, сколько открытий и изобретений он оставил Будущему! Исследователи называют это время “поколением Гениев”. И как мы сейчас услышали, вполне справедливо. Как не вспомнить в связи с этим слова В. А. Жуковского:
О милых спутниках, которые наш свет,
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: “Их больше нет”,
Но с благодарностью: “Вы были…”
1-й: Заглядывая далеко вперед, лучшие умы XIX века верили, что будущее – за духовно богатым человеком. За человеком, способным сделать свою жизнь прекрасной. За человеком, испытывающим неутолимую потребность в знаниях, доброте, красоте.
2-й: И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ - УЖЕ СБЫЛОСЬ.
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ.
Слово учителю: …
1-й ведущий: Пока подводятся итоги, мы предлагаем всем присутствующим на несколько минут перенестись в Швейцарию, в 1886 год.
2-й ведущий: Итак, на уроке физики Альберт Эйнштейн и его учитель.
Учитель: Эйнштейн!
Ты опять опоздал на урок!
Где пропадал? – Учитель был стог.
Эйнштейн: Я думал…
Учитель: Он думал!
Про что же?
Эйнштейн: Про свет.
Учитель: Так что же со светом,
Позвольте узнать?
Эйнштейн: А что, если свет, как коня, оседлать?
Учитель: Не смейтесь, друзья!
Разобраться хочу.
Эйнштейн: Представим, что я по Вселенной лечу.
Я зеркало вытащил, глянул в него.
Не видно лица и за ним ничего.
Летящий как свет, не увидел бы свет!
Стекла не догнать световому лучу.
Ведь с зеркалом я на луче – и лечу.
И я относительно света стою.
Учитель: Вы голову бы пожалели свою…
Эйнштейн: И времени нет и Вселенной…
Учитель: Вот бред!
Я ставлю вам плохо.
Учите предмет.
Хоть вряд ли получится
Что-то из вас…
Я повторяю еще раз сейчас.
Есть мировое пространство. Оно
Всегда неизменно и всюду одно.
В нем постоянное время течет…
Что с вами?
Опять по Вселенной несет?
Эйнштейн: Я понял, что свет не догнать никому!
Учитель: Нет, вряд ли хоть что-то втолкуешь ему!
1-й ведущий: Сторож усатый звонком
прозвенел.
Учитель ушел.
Сразу класс опустел.
2-й ведущий: И не догадывался старый учитель, что Альберт Эйнштейн станет выдающимся физиком, совершит настоящий переворот в науке, что его назовут Ученым XX-го века!
Учитель: Уважаемые взрослые гости нашей конференции! Присмотритесь внимательнее к сидящим здесь ученикам. Может быть, кто-то из них станет выдающимся ученым XXI-го века. Поможем им в этом сегодня!
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся вопрос: “ЧТО ИЗ ОПЫТА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ XIX ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЛЕДУЕТ ВЗЯТЬ С СОБОЙ В 3-е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, А ЧТО ОСТАВИТЬ В НЕМ?” или задание: “Составьте карточку с вопросами тестового характера на знание хронологии, важнейших событий, понятий, исторических личностей” (На следующем уроке они предлагаются учащимся для ответов у доски или письменно; оценивается качество вопросов и ответов).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ.
П Р И Л О Ж Е Н И Е.
Открытия и изобретения XIX века.
1800 г. Итальянец Алесандро Вольта изобретает
источник постоянного тока.
Француз Никола Апперт создал первые консервы.
Джеймс Максвелл и Генрих Герц разработали теорию
радиоволн.
Уильям Гершель открыл инфракрасные лучи.
1804 г. Англичанин Ричард Тревитик создал 1-й паровоз.
1808 г. Джордарки Купаранто выпрыгнул из горящего воздушного шара и остался жив. Парашют спас его жизнь.
1816 г. 1-й стетоскоп.
1821 г. 1-й электродвигатель Майкла Фаррадея.
1822 г. Француз Ж. -Н. Ньепс впервые получает фотоизображение.
1823 г. Чарльз Беббидж изобрел счетную
машинку.
Англичанин Маккинтош изобрел непромокаемый плащ
1825 г. 1-я пассажирская ж\д в Англии ( маршрут Стокгольм-Дарлингтон).
1827 г. Англичанин Джон Уолкер изобрел самозажигающиеся спички.
1829 г. Брайль создал выпуклый шрифт для слепых.
1831 г. М. Фаррадей создал 1-ю динамомашину.
1834 г. Изобретение молотилки.
1837 г. Англичане Крок и Уитсон изобрели
электромагнитный телеграф.
Исаак Питман разработал основы стенографии.
1842 г. Американец Кроуфорд Лонг применил эфир для обезболивания.
1845 г. 1-й стиральный порошок.
1846 г. 1-я анестезия в хирургической операции.
1851 г. Создан офтальмоскоп для проверки
зрения.
Швейная машинка Зингера.
1854 г. 1-й безопасный лифт с автоматическим тормозом Элиша Отиса.
1856 г. Луи Пастер открывает микробы.
Бессемеровский процесс - массовое производство
стали.
Безопасные спички изобрел Джон Лундстрем.
1859 г. Англичанин Чарльз Дарвин обнародует
свою теорию эволюции.
1-ю нефтяную скважину пробурил Эдвин Дрейк в
Пенсильвании.
1860 г. 1-й железобетон.
1861 г. 1-я цветная фотография.
1863 г. Применен процесс пастеризации для
уничтожения микробов.
1-я подземная ж\д в Англии.
1864 г. В Женеве основано общество Красного Креста для оказания помощи раненым солдатам.
1866 г. Работа богемского ботаника Менделя о механизме наследственности.
1867 г. 1-я печатная машинка Кристофера Скопса, Карла Глиддена и Сю Сулье.
1869 г. Открыт Суэцкий канал.
1870 г. Американец Томас Эдисон изобрел
электрическую лампочку.
Получен 1-й синтетический материал – целлулоид.
1873 г. Изобретение сноповязалки и жатки.
1876 г. 1-й телефон Александра Белла.
1877 г. Американец Томас Эдисон изобретает
граммофон.
Он же записывает 1-ю грампластинку.
1879 г. 1-я электростанция в Сан-Франциско.
1-й электропоезд (Берлин).
1880 г. 1-е электроосвещение (США).
1880 г. 1-е электрические лифты (США).
1883 г. 1-й небоскреб в Чикаго построен Уильямом Дженки - 10 этажей.
1885 г. Немцы Г. Даймлер и Бенц создают 1-й
автомобиль.
Луи Пастер сделал 1-ю прививку
1887 г. Изобретены контактные линзы.
Эйфелева башня в Париже.
1888 г. Генрих Герц открывает радиоволны
Фирма “Истман-Кодак” выпустила 1-й портативный
фотоаппарат.
Шотландский хирург Джон Данклоп изобрел
пневматическую шину для автомобиля.
1890 г. 1-й эскалатор американцев Джорджа
Уиллера и Джесса Рено.
1-я кинокамера – кинетофон Томаса Эдисона.
1891 г. Американец Джатсон Уайткоум сконструировал новый вид застегивания одежды – “молнию”.
1895 г. Русский и итальянский изобретатели
Попов и Маркони изобрели радио.
Братья Люмьер открыли в Париже 1-й кинотеатр с
экраном “Синематограф” Рентген открыл
невидимые лучи.
1896 г. 1-е современные Олимпийские игры.
1897 г. Впервые стали употреблять
замороженное мясо.
1-е хирургическое вмешательство для лечения
бьющегося сердца.
1898 г. 1-е доказательство, что комары
переносят малярию.
Французские ученые Пьер и Мария Кюри изучают
радиоактивность и открывают радий.
Дирижабль Цеппелина.
1899 г. 1-й аспирин для снятия боли.
1-й вариант: Данную хронологию можно раздать в
классе учащимся и предложить ответить на
вопросы:
Какие открытия и изобретения, с вашей точки
зрения, самые важные?
Какие открытия и изобретения сделали жизнь людей
более комфортной?
Какие – были началом новых наук?
Какие – послужили рождению нового вида
искусства?
Когда появились новые виды транспорта?
А новые виды связи?
Что облегчало труд человека?
……….
2-й вариант: Подготовить “корзину” с датами, вызывая учеников предложить им разобрать содержимое “корзины”:
Какие открытия были сделаны в биологии?
Какие открытия были сделаны в физике?
- \ - \ - \ - \ - \ - \ - \ - в химии?
………..