Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.
Необходимость создания этой программы была обусловлена тем, что лицей находится в многонациональном городе. В классе обучаются дети нескольких национальностей: русские, татары, азербайджанец, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком.
Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всехсубъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.
В основе программы находятся следующие концептуальные идеи:
- понятие “толерантность” обосновывается как
одно из важнейших направлений гуманистического
воспитания, как основа новой социальной
идеологии, включающей понятия “личность”,
“семья”, “гражданственность”, “активная
жизненная позиция”, “общество”;
-необходимо развитие понятия “толерантность”
как средство глобального человеческого мышления
и мировоззрения, направленного на
предупреждение конфликтов, экстремизма, насилия.
В процессе реализации программы по формированию толерантности предполагается достижение следующих задач:
- Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).
- Воспитание активной жизненной позиции.
Паспорт программы
“ Мой толерантный класс”
Наименование программы | “ Мой толерантный класс” ( комплексная программа по формированию толерантности учащихся 2 класса б лицея № 9 им. А.С. Пушкина г. Зеленодольска. |
---|---|
Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта). | Научно-методический Совет от 26.03.04 г. |
Основной разработчик программы. | Учитель начальных классов лицея № 9 им.
А.С. Пушкина Науменко Л.Е. Родитель Ефимов А.Н. – начальник ОППН П.Васильева. |
Основные исполнители программы. | Классный и родительский коллективы 2 класса б. |
Цели программы. | Формирование толерантного сознания учащихся, учителя, родительского коллектива, улучшение социально-психологического климата классного коллектива. |
Основные задачи. | - Формирование представлений ребёнка о
себе как уникальной, самоценной, неповторимой
личности. - Организация системы мероприятий, направленных на профилактику аддикативного поведения. - Реабилитация школьников с агрессивным, девиантным поведением. - Повышение роли семьи в воспитании толерантной личности. |
Сроки и этапы реализации программы. | Сроки реализации программы: 1 этап - 2003-2004 гг.- разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания. 2 этап - 2004-2005 гг.- внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития. 3 этап -2005-2006 гг.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы. |
Основные направления работы. | 1. Вовлечение родительского коллектива
в работу по реализации мероприятий, направленных
на формирование толерантного сознания,
становление и укрепление классного коллектива. 2. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”. 3. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе. |
Ожидаемые конечные результаты. | Становление воспитанного социально активного, толерантного классного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне развитую личность с сформированным понятием толерантного отношения в обществе. |
Система организации контроля за ходом исполнения программы. | Общий контроль за исполнением программы осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели. |
Методы достижения. | - творческие; - методы создания воспитывающих ситуаций; - информационно-развивающие; - тренинги; - соревнования; - беседы; - практическая работа. |
Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами.
Современная реальность открывает перед
ребёнком разнообразные перспективы развития,
постижения мира, совершенствования
взаимоотношений с другими и самим собой. Однако
окружающий мир предъявляет свои требования к
способности ребёнка адаптироваться в нём, к его
толерантной готовности строить конструктивные
отношения с окружающей действительностью.
В процессе общения ребёнок выбирает свой
индивидуальный способ самопрезентации,
поведения и общения. Сохранение и развитие
индивидуальности каждого – вот основная
психологическая задача, которая требует
кропотливого ежедневного решения учителем для
создания дружного классного коллектива.
Контингент классного коллектива 2 класса б лицея №9 им. А.С. Пушкина неоднороден по социальному статусу и многонациональному составу, поэтому наиважнейшей задачей является формирование толерантного отношения к другим членам коллектива.
Цели и задачи программы:
Цель данной программы – развитие представлений ребёнка о возможных способах толерантного взаимодействия. В ходе реализации программы ставится основная цель: развить потенциальные возможности ребёнка, сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений.
Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализации мотивации познавательной, поисковой, творческой активности, представления возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Факультативный курс “ Мы”
Учебно-тематический план.
Цель: развитие навыков толерантного взаимодействия с окружающим миром.
Срок обучения: 30 часов.
№№ | Тема и программа. | Количество часов. |
---|---|---|
1. | Знакомство. Узнаём друг друга. | 1 |
2. | Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга. | 1 |
3. | Мои представления о себе. | 1 |
4. | Что я могу? | 1 |
5. | Мир эмоций и чувств. | 1 |
6. | Уважая себя, учимся уважать других. | 1 |
7. | Я - они. Я глазами других. | 1 |
8. | Я среди людей. | 1 |
9. | Учимся договариваться. | 1 |
10. | Дружба, товарищество. | 1 |
11. | Мальчики и девочки. | 1 |
12. | Давайте жить дружно. | 1 |
13. | Мои привычки. | 1 |
14. | Мои четвероногие друзья. | 1 |
15. | Мир природы. | 1 |
16. | Экология вокруг нас. | 1 |
17. | Мой дом, семья. | 1 |
18. | Моя любимая игрушка. | 1 |
19. | Предметы вокруг. | 1 |
20. | Любимый лицей. | 1 |
21. | Я живу в Зеленодольске. | 1 |
22. | Культура разных народов. | 1 |
23. | Моя родная республика. | 1 |
24. | Моё Отечество. | 1 |
25. | Я и моя история. | 1 |
26. | Иваны, родства не помнящие. | 1 |
27. | Золотые правила этики. | 1 |
28. | Светский этикет. | 1 |
29. | Самопрезентация в обществе. | 1 |
30. | Подари другому радость. | 1 |
Работа с родителями
“ Школа для родителей”
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, установление тесного контакта с родительской общественностью.
Практические занятия: Тематическое планирование.
№№ | Тема занятия | Кол-во часов |
---|---|---|
1. | Роль и возможности семьи. | 1 |
2. | Формирование у детей “успешного жизненного сценария”. | 1 |
3. | Умеем ли мы дружить со своим ребёнком? | 1 |
4. | Он – мы. Требовательность разумная и излишняя. | 1 |
5. | Учимся договариваться. | 1 |
6. | Проектирование будущего. | 1 |
7. | Эмоции и здоровье. | 1 |
8. | Круглый стол для родителей на тему “ Толерантное сознание”. | 1 |
В план работы с родителями также включены семейные чтения, совместное планирование и проведение культурно-массовых мероприятий, разговоры за чашкой чая, обмен опытом, приёмы родительского мастерства в разрешении различных ситуаций, консультации психологов.
Неделя толерантности
План мероприятий
№№ | Мероприятия |
---|---|
1. | Сочинения “ Мой дом”. |
2. | Письмо родителям. |
3. | Круглый стол “ Размышления о войне и мире”. |
4. | Письма и рисунки в “ горячие” точки. |
5. | Выпуск газет по теме “ Толерантность”. |
6. | Составление семейного альбома. |
7. | Создание коллажа “ Дом, в котором живёт уважение”. |
8. | Конкурс Добрых Сказок. |
9. | Праздник “ Давайте дружить”. |
10. | Всемирный день толерантности. |
Организация управления программой и контроль за ходом её реализации.
Руководство и контроль за выполнением программы осуществляет Совет по Воспитанию толерантного сознания, который:
- осуществляет оценку промежуточных
результатов и хода реализации программы ;
- принимает решения по порядку выполнения
программы.