Программа по толерантности "Мой толерантный класс" для 2-го класса

Разделы: Классное руководство


Современный мир жесток. Поэтому данная проблема становится особенно актуальной, необходимо конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом.

Необходимость создания этой программы была обусловлена тем, что лицей находится в многонациональном городе. В классе обучаются дети нескольких национальностей: русские, татары, азербайджанец, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком.

Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. Поэтому предлагаемая программа представляет собой систему воспитания и обучения всехсубъектов учебно-образовательного процесса: родителей, педагогов, детей.

В основе программы находятся следующие концептуальные идеи:

- понятие “толерантность” обосновывается как одно из важнейших направлений гуманистического воспитания, как основа новой социальной идеологии, включающей понятия “личность”, “семья”, “гражданственность”, “активная жизненная позиция”, “общество”;
-необходимо развитие понятия “толерантность” как средство глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма, насилия.

В процессе реализации программы по формированию толерантности предполагается достижение следующих задач:

  1. Формирование представлений о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.).
  4. Воспитание активной жизненной позиции.

Паспорт программы
“ Мой толерантный класс”

Наименование программы “ Мой толерантный класс”
( комплексная программа по формированию толерантности
учащихся 2 класса б лицея № 9 им. А.С. Пушкина
г. Зеленодольска.
Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта). Научно-методический Совет от 26.03.04 г.
Основной разработчик программы. Учитель начальных классов лицея № 9 им. А.С. Пушкина Науменко Л.Е.

Родитель Ефимов А.Н. – начальник ОППН П.Васильева.

Основные исполнители программы. Классный и родительский коллективы 2 класса б.
Цели программы. Формирование толерантного сознания учащихся, учителя, родительского коллектива, улучшение социально-психологического климата классного коллектива.
Основные задачи. - Формирование представлений ребёнка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

- Организация системы мероприятий, направленных на профилактику аддикативного поведения.

- Реабилитация школьников с агрессивным, девиантным поведением.

- Повышение роли семьи в воспитании толерантной личности.

Сроки и этапы реализации программы. Сроки реализации программы:

1 этап - 2003-2004 гг.- разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания.

2 этап - 2004-2005 гг.- внедрение системы мероприятий для формирования толерантного сознания и коллективного развития.

3 этап -2005-2006 гг.- обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы.

Основные направления работы. 1. Вовлечение родительского коллектива в работу по реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.

2. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.

3. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

Ожидаемые конечные результаты. Становление воспитанного социально активного, толерантного классного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне развитую личность с сформированным понятием толерантного отношения в обществе.
Система организации контроля за ходом исполнения программы. Общий контроль за исполнением программы осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели.
Методы достижения. - творческие;
- методы создания воспитывающих ситуаций;
- информационно-развивающие;
- тренинги;
- соревнования;
- беседы;
- практическая работа.

Содержание проблемы и обоснование её решения программными методами.

Современная реальность открывает перед ребёнком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако окружающий мир предъявляет свои требования к способности ребёнка адаптироваться в нём, к его толерантной готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
В процессе общения ребёнок выбирает свой индивидуальный способ самопрезентации, поведения и общения. Сохранение и развитие индивидуальности каждого – вот основная психологическая задача, которая требует кропотливого ежедневного решения учителем для создания дружного классного коллектива.

Контингент классного коллектива 2 класса б лицея №9 им. А.С. Пушкина неоднороден по социальному статусу и многонациональному составу, поэтому наиважнейшей задачей является формирование толерантного отношения к другим членам коллектива.

Цели и задачи программы:

Цель данной программы – развитие представлений ребёнка о возможных способах толерантного взаимодействия. В ходе реализации программы ставится основная цель: развить потенциальные возможности ребёнка, сформировать установки на сотрудничество, построение позитивных отношений.

Достижение поставленных целей невозможно без создания у детей позитивной установки на сотрудничество, обеспечения эмоционального комфорта, психологической защищённости ребёнка, актуализации мотивации познавательной, поисковой, творческой активности, представления возможности апробировать приобретённые знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Факультативный курс “ Мы”

Учебно-тематический план.

Цель: развитие навыков толерантного взаимодействия с окружающим миром.

Срок обучения: 30 часов.

№№ Тема и программа. Количество
часов.
1. Знакомство. Узнаём друг друга. 1
2. Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга. 1
3. Мои представления о себе. 1
4. Что я могу? 1
5. Мир эмоций и чувств. 1
6. Уважая себя, учимся уважать других. 1
7. Я - они. Я глазами других. 1
8. Я среди людей. 1
9. Учимся договариваться. 1
10. Дружба, товарищество. 1
11. Мальчики и девочки. 1
12. Давайте жить дружно. 1
13. Мои привычки. 1
14. Мои четвероногие друзья. 1
15. Мир природы. 1
16. Экология вокруг нас. 1
17. Мой дом, семья. 1
18. Моя любимая игрушка. 1
19. Предметы вокруг. 1
20. Любимый лицей. 1
21. Я живу в Зеленодольске. 1
22. Культура разных народов. 1
23. Моя родная республика. 1
24. Моё Отечество. 1
25. Я и моя история. 1
26. Иваны, родства не помнящие. 1
27. Золотые правила этики. 1
28. Светский этикет. 1
29. Самопрезентация в обществе. 1
30. Подари другому радость. 1

Работа с родителями
“ Школа для родителей”

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, установление тесного контакта с родительской общественностью.

Практические занятия: Тематическое планирование.

№№ Тема занятия Кол-во часов
1. Роль и возможности семьи. 1
2. Формирование у детей “успешного жизненного сценария”. 1
3. Умеем ли мы дружить со своим ребёнком? 1
4. Он – мы. Требовательность разумная и излишняя. 1
5. Учимся договариваться. 1
6. Проектирование будущего. 1
7. Эмоции и здоровье. 1
8. Круглый стол для родителей на тему “ Толерантное сознание”. 1

В план работы с родителями также включены семейные чтения, совместное планирование и проведение культурно-массовых мероприятий, разговоры за чашкой чая, обмен опытом, приёмы родительского мастерства в разрешении различных ситуаций, консультации психологов.

Неделя толерантности

План мероприятий

№№ Мероприятия
1. Сочинения “ Мой дом”.
2. Письмо родителям.
3. Круглый стол “ Размышления о войне и мире”.
4. Письма и рисунки в “ горячие” точки.
5. Выпуск газет по теме “ Толерантность”.
6. Составление семейного альбома.
7. Создание коллажа “ Дом, в котором живёт уважение”.
8. Конкурс Добрых Сказок.
9. Праздник “ Давайте дружить”.
10. Всемирный день толерантности.

Организация управления программой и контроль за ходом её реализации.

Руководство и контроль за выполнением программы осуществляет Совет по Воспитанию толерантного сознания, который:

- осуществляет оценку промежуточных результатов и хода реализации программы ;
- принимает решения по порядку выполнения программы.