Здоровье – это вершина, на которую
человек должен подняться сам.
И. Брехман.
Цели: развитие знаний учащихся о здоровом питании, здоровом образе жизни; воспитание активной жизненной позиции; ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: запись песни “Я люблю тебя, жизнь”, карточки, плакаты с высказываниями о здоровье, рисунки детей, дерево жизни.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас интересное занятие.
Ученик: Мы откроем вам секреты,Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.
2. Песня “Я люблю тебя, жизнь” (сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского).
Послушайте песню и ответьте на вопрос: вы любите жизнь?
Ответы учащихся.
2. Беседа.
Учитель: Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь?
Ответы учащихся.
Учитель: Расскажу вам сказку, а вы послушайте и скажите, какие чувства, мысли появились у вас?
В одной стране когда-то
Жил-был один король
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
(Выходит король – ученик)
Он мало двигался
И много очень ел
И каждый день, и каждый час
Все больше он толстел.
Одышки и мигрени
Измучили его
Плохое настроение
Типично для него.
Он раздражон, капризен –
Не знает почему
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.
Росли у него детки
Придворный эскулап
Микстурами, таблетками
Закармливать их рад.
Больные были детки
И слушали его
И повторяли детство
Папаши своего.
Волшебник Вомолог
Явился во дворец
И потому счастливый
У сказки был конец.
Учащиеся по желанию высказывали свои впечатления.
Учитель: - Ребята, а кто такой Вамолог? Что такое вамология?
Предположения детей.
Показ карточки “вамология”
- Термин вамология впервые прозвучал в работах доктора медицинских наук И.И. Брехмана в начале 80-х годов. Существует несколько определений вомологии, но самое поэтичное из них – здоровьетворение.
Вамология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
А как вы думаете, что такое здоровье? (Карточки).
Ответы детей.
Учитель: - Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Мы послушали сказку. “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. В этой истории отражена реальная жизнь. В нашей стране 145 млн. человек, по прогнозам специалистов, к 2050 г. нас, россиян, может остаться всего лишь 102 млн. человек. Коэффициент здоровья в России составляет 0,2. Это значит, что из 10 человек только 2 – здоровые.
В чем причина такого массового нездоровья?
Ответы детей.
Учитель: - Бесспорно, их много. Одна из главных – та, что нас не научили нести ответственность за него. Мы сами можем возвращать и сохранять свое здоровье. Сила внутри нас, надо только научиться ею пользоваться. В этом и состоит основной постулат вамологии.
Как самому стать властелином своего тела, своей души?
Послушайте продолжение сказки.
Выход Вамолога ученика.
Волшебник Вамолог
Сказал: “Долой врача!”
Вам просто не хватает
Прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени.
В столовой проводить
Вы подружитесь с Солнцем,
Со свежим Воздухом, Водой.
Отступя все болезни,
Промчатся стороной.
Несите людям Радость,
Добро и сердца свет.
И будете здоровы
Вы много, много лет!
Счастливую полноценную жизнь можно представить в виде дерева жизни.
Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону и будут равноценны ветви “Я могу”, “Я хочу”, “Я должен”.
Эти ветви поддерживает ствол “Здоровый образ жизни” - питаемый корнями.
3. Оздоровительная минута.
(Начинается словами). “Люди с самого рождения жить не могут без движения”.
Упражнение “Гора” (для осанки).
- Руки опустите вниз, выравнивайте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит “Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх.”Нет! – решили они, - мы две половинки одной горы, и сила в нас обоих!” Потянулись обе вместе – сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
4. Беседа по теме.
- Мы продолжаем наше путешествие и сегодня еще поговорим о питании.
- Древним людям принадлежат мудрые слова: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть”.
- Что значит разнообразие? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и равиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
(Работа по таблице)
- Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”?
- Какие из продуктов вы больше всего любите?
(Показ рисунков и ответы детей).
5. Игра “Кто быстрее?”
Класс делится на три команды. У каждой команды кубик от 1 до 6 баллов.
Выбор названия команд.
1 команда – “Лимон” - жолтый кружок
2 команда – “Яблоко” - зеленый кружок.
3 команда – “Апельсин” - оранжевый кружок.
Дети бросают кубики по очереди и делают ходы на игровом поле.
Карточки прилагаются.
Повторяются вопросы, связанные с питанием. Побеждает та команда, которая быстрее всех наберет 25 очков
- Главное – не перееедайте.
- Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваевается и соответствует потребностям организма.
- Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
- Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
6. Итог.
Какую пищу любит есть Зелибоба?
Как понимаете название нашей темы?
(Дети читают стихотворения)
Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
А теперь, нарисуйте свое отношение к проблеме здорового образа жизни.
Заготовка лица.
Рисунки вывешиваются на доску
Литература
- М.М. Безруких., Т.А. Филиппова “Разговор о правильном питании” М. 2002г.
- Л.А. Обухова, Н.А. Лемякина “Тридцать уроков здоровья для первоклассников” М. 2001г.
- И.Я. Шерихова “Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра” журнал “Биология в школе” № 6 2001г.
- Л.Б. Дыхан “Здоровье учителя: радость или преодоление”
- Н.Я. Дмитриева., И.П. Товпинец “Естествознание” 3 кл. М. Просвещение 1993г.
МУЗЫКАЛЬНАЯ
- а) Послушайте мелодию и отгадай название (звучит
“Марш энтузиастов”)
б) Спойте песню про животное, которое дает детям молоко. (Пейте, дети, молоко)
в) Прочитайте ребус - а) Расшифруй запись: “В огороде на грядках
росли: огу ц, по р, па.
б) Расшифруйте запись: “ ша и Ко шили собирать урожай.”
в) Какую песню поют на именинах
(“Как на … именины, испекли мы каравай” - а) Какую песню поют про продукт, который едят на
Масленицу.” (Ой блины, мои блины”)
б) Спой песню про Чебурашку.
в) Спеть песню про мальчика, которого звали копать картошку. - а) Спой песню про ягоду, которая растет в саду.
(“По малинку в сад пойдет”
б) Послушайте песню и отгадайте название “Ну-ка спойте-ка ребята, бята-бята.. Картошка”
в) Спеть песню про овощи. - а) Звучит песня “Любитель рыболов” - определить
название.
б) Спеть песню про любой продукт питания
в) Какую песню поет Хлебникова про напиток? (Какао)
ВИТАМИНЫ
- а) Назови продукты питания, которые содержат
витамины.
б) Кто придумал слово “витамин”?
(Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” - и соединив с латинским словом vita (“жизнь”) – получил “витамин”
в) Какие витамины вы знаете? (А, В, С, Е) - а) Что дают человеку витамины?
(Помогают организму расти и развиваться)
б) Как понимаешь пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”
в) Какой витамин есть в конфете “Фруттела”? - а) Из чего можно приготовить соки?
б) Из каких овощей можно приготовить сок?
в) Какие витамины содержатся в плодах рябины? (А и С) - а) Какой витамин образуется в зародышах
пшеничных зерен? (Е)
б) Какой витамин содержит высушенные красные плоды шиповника? (С)
в) Каким витамином богат апельсин? (С) - а) Какие витамины содержат дрожжи? Группы В
б) Какие витамины продают в аптеках?
в) Из чего же делают на заводах витамины? (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины, …..)
ОБЕД
- а) В какое время нужно обедать? (13-14 ч.)
б) Что нужно кушать за обедом? (Салат, I блюдо, второе, компот)
в) Объясни поговорку “Плох обед, если хлеба нет.) - а) Что ты будешь делать после обеда? (Читать,
играть в спокойные игры”)
б) Почему у нас в школе есть II завтрак?
(Перерыв между едой не должен быть больше 3 часов)
в) Какие полезные продукты ты ел за обедом? (Салат из овощей) - а) Когда так говорят “Плох обед, если хлеба
нет?”
б) Составь свое меню на обед.
в) Как ты думаешь, что это значит
“Завтрак съешь сам,
Обед раздели с другом,
Ужин отдай врагу.”? - а) Составь меню на день, если ты занимаешься
спортом.
б) Сразу после обеда ты побежал играть в футбол. Пропусти два хода.
в) На обед ты выбрал овощной салат, борщ, рыбу с гарниром, компот Получил лишний ход - а) Перед едой ты показал малышу как надо мыть
руки.
Получи дополнительный ход.
б) Из каких блюд состоит обед.
в) Можно ли приготовить обед из 3-х блюд, если у вас есть только свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника.
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
- а) Как понимаешь пословицу “Когда я ем, я глух и
нем”.
б) Аппетитная морковка в корзине. Как правильно её съесть?
в) Какие правила ты выполняешь перед едой. - а) Как ты понимаешь пословицу: “Много есть – не
велика честь: обжорой назовут”.
б) Можно ли разговаривать во время еды, читать.
в) Ты купил абрикосы, а потом стал есть. Какую ошибку ты допустил? - а) Во время обеда съел будерброт и запил
газированной водой. Правильно ли ты поступил?
Почему?
б) Сколько времени должно быть в перерыве между едой? (3 часа)
в) В какое время ты завтракаешь? (8 ч.) - а) В какое время лучше всего ужинать? (7 ч. вечера)
б) Сразу после обеда ты побежал играть в футбол. Какую ошибку допустил?
в) Ты купил яблоки и собирался их есть, не вымыв. Каую ошибку допустил? - а) Почему после обеда лучше всего выбрать
спокойные занятия.
б) Назови полезные продукты.
в) Можно ли пить сырую воду? Почему?
ЗАГАДКИ
- а) На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …… Горох
б) Уродился я на славу, голова, бела, кудрява.
Кто любит щи меня ищи. Капуста
в) Я рос на грядке, характер мой гадкий:
Куда ни приду, всех до слез доведу. Лук - а) На кудрявый хохолок лису из норки поволок
На ощупь – очень гладкий, на вкус-как сахар сладкая. Морковь
б) Над землей трава под землей алая голова. Свекла
в) Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики – из далекой Африки. Апельсин - а) Была зеленой, маленькой, потом я стала
аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. Вишня
б) Бусы красные висят из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. Малина
в) Вкус у ягоды хорош, но сорви и поди-ка:
Куст в колючках будто еж, - вот и назван…. Ежевика - а) Маленький, горький, луку брат. Чеснок
б) Стоит высоко, висит далеко. Кругом гладко.
В середине сладко. Орех
в) На сучках висят шары – посинели от жары. Слива - а) Я румяную Матрешку от подруг не оторву.
Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву. Яблоко
б) Синий мундир,
Теплая подкладка,
А в середине сладко. Слива
в) Снаружи красна
Внутри бела,
На голове хохолок –
Зелененький лесок. Редиска