Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Образование Российской империи"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • В процессе обсуждения повторить имеющиеся у школьников знания о Петровской эпохе, подвести к значимости его преобразований, выделив революционность не только в его деятельности, но и самой личности монарха.
  • Способствовать развитию умений высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, слушать других, участвовать в диалоге и полилоге.
  • Содействовать формированию активной личности.

Тип: повторительно-обобщающий

Вид: дискуссия

Материалы и оборудование:

  1. Карта: “Россия с конца XVII века до середины XVIII века”
  2. Портрет Петра I.
  3. Символ “Медный всадник”.
  4. Рисунки школьников на тему “Символ Петровской эпохи”.
  5. Литература:
  • Анисимов Е.В. Россия в XVIII – первой половине XIX в. М., 1996.
  • Корнева Л.В. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. \\ ПИШ. 2001. №8.
  • Борлакова Н.К. Методы и приемы изучения эпохи Петра I \\ ПИШ.2001.№10.
  • Павленко Н.И. Петр Великий и его преобразования \\ ПИОШ. 2002. №3.

ХОД УРОКА

Петр I – революционер на троне

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин

Первая четверть XVIII века можно с полным правом назвать бурным временем – как вследствие крутых изменений в различных сферах жизни, так и вследствие острых социальных катаклизмов. Время, которое вошло в учебники истории, наше сознание, как “эпоха Петра Великого”, “эпоха Петровских преобразований”.

Одной из ключевых проблем этой темы, конечно же, является образ самого Петра I. Правителя, испытавшего взлеты, добивавшегося побед и совершавшего ошибки. Страдавшего и каявшегося. Особенно интерес к нему и его времени возрастает тогда, когда страна сама переживает эпоху реформ. Преобразования – это забота о стране. Возвращаясь к Петру I, часто задаются вопросом: А смог бы другой сделать то, что оказалось под силу Петру I? На его примере мы можем наблюдать редкое сочетание: желания и возможности.

И сегодня на уроке, оказавшись в роли историков-исследователей, вспомним события и обсудим проблему, вынесенную в качестве темы: “Петр I – революционер на троне”

Обратите внимание, что в конце не поставлено никакого знака. Хотелось, чтобы вы сами определились с ним - (.), (?), (…), ( ).

Эпиграфом к уроку стали слова еще одного великого человека, поэта А.С.Пушкина.

В качестве вопросов для обсуждения вынесены следующие:

1. Россия на рубеже веков: нуждалась ли она в изменениях (преобразованиях)?
2. Имел ли Петр I четкий план действий?
3. Становление личности правителя

I. Россия на рубеже веков: нуждалась ли она в изменениях (преобразованиях)?

Россия на рубеже столетий. Позади – “Смутный”, “Бунташный”, “Новый” XVII век, а что впереди - ?

Может быть, страна могла так же спокойно развиваться дальше, без болезненных реформ, стоивших жизни десяткам тысяч людей?

Вопросы:

  1. Как развивалось мануфактурное производство в России в конце XVII века? (Медленно, мануфактур было мало)
  2. Какие трудности существовали в развитии торговли? (Отсутствие выходов к морям)
  3. Каким? Кто хозяйничал? (Черному, Балтийскому, где хозяйничали Швеция, Турция)
  4. Почему нельзя было использовать моря, омывающие страну с севера и востока? (Территория слабо освоена)
  5. Какой город являлся единственными морскими воротами России? (Архангельск)
  6. Какие трудности существовали в развитии внешней торговли через Архангельск? (Климат, льды, далеко)
  7. Какой город являлся центром торговли на юге? (Астрахань)
  8. С какими странами Россия обеспечивала экономические связи через Астрахань? (Иран, Средняя Азия, но они отставали в своем развитии)
  9. Какова была важнейшая историческая задача, стоявшая перед Россией? (Выход к Черному, Балтийскому морям)
  10. Попытки овладеть ими предпринимались и в веке XVI, и в XVII веке. Но безрезультатно. Сказывались недостатки. А какие? (Отсутствие регулярной армии, флота; слабое развитие промышленности; отсутствие грамотных людей)

Таким образом, вывод - страна нуждалась в реформах.

А что предстояло сделать?

- Тяжелые упорные войны с Польшей и Швецией в XVII в.; неудачная попытка пробиться к Балтийскому морю; неполнота успехов достигнутых с поляками; незащищенность южных границ – определяли необходимость военной реформы.

- Финансовые затруднения, бунт 1662г., множество налогов, постоянные недоимки – ставили задачей финансовую реформу.

- Неустроенность внутренней жизни, бунты, восстания. Медлительность приказов, Думы – требовали реформы управления.

- Церковный раскол – реформирования церкви и просвещения.

Для проведения преобразований необходим был импульс, толчок – появление такой личности как Петр I.

II. Имел ли Петр I четкий план действий?

Вопросы и задания:

Попытаемся проследить логический путь, пройденный реформами Петра I.

Задача, стоявшая перед Россией – выход к морю. Пути ее решения – война.

1. Главное требование войны – армия – именно она стала первой заботой Петра I.
Что изменилось в комплектовании армии? (Рекрутчина)
Какие события войны подтолкнули Петра I к активной деятельности по созданию армии? (Поражение под Нарвой)
Борьба за выход в море не может ограничиться сухопутными сражениями, нужно доказать свое превосходство и на море. Отсюда, создание флота.

Используя карту, назовите города, ставшие центром судостроения? (Санкт-Петербург, Лодейное Поле, Воронеж, Астрахань)

2. Армию надо еще одеть, прокормить, обзавестись артиллерией, военным снаряжением. В связи с этим вставала задача ускоренного экономического развития.
Вспомните первые меры царя, направленные на обеспечение армии вооружением? (Переливали колокола)
Это мера временная. А дальше? (Создание мануфактур)
На какие средства создавались мануфактуры? (Государства, частных лиц)
Какие мануфактуры были созданы? Почему? (Металлургические, полотняные, судостроительные – военная необходимость)

То есть, производились товары, прежде всего для удовлетворения нужд государства, а не народа.

3. Содержание войска требует денег, их надо найти именно сейчас. Где взять? (Займы у иностранных государств, налоги с населения)
Какой вариант выбирает Петр I? Почему не иностранные займы? В чем состояла суть налоговой реформы? (Введение подушной подати)
Для чего в 1719 г. Петр I проводит перепись населения? (Вычислить размер подати)
Кто платил налоги, кто был освобожден? (Крестьяне, посадское население; освобождены – дворяне, духовенство)
Какие еще налоги, повинности существовали? (Оброк, барщина, гербовый сбор и т.д.)

4. Чтобы обеспечить постоянное и правильное поступление в государственную казну податей и налогов, необходимо создать соответствующие органы, как следствие – реформа управления.
Какой орган управления стал высшим законодательным, распорядительным органом при царе? (Сенат)
Подумайте, чем можно объяснить его появление, именно в 1711 г.? (Прутский поход)
Какой орган управления заменил Сенат, а на смену чего пришли коллегии? (Боярская Дума, приказы)
Чем коллегии отличались от приказов? Сколько их было? Назовите.
Какая была создана позднее всех? Когда? (Синод, 1721)
Почему именно в это время, позднее всех?
Какой орган управления вообще прекратил свое существование так и не найдя себе преемника? Почему? (Земский Собор)

5. Допустимо ли, однако ограничиваться, в заботах о пополнении государственной казны, одним только взиманием податей и налогов, только черпать из народного капитала, не пополняя. В свою очередь также и его? Убыль необходимо возместить новыми поступлениями, напомню, что с этой целью Петр I проводил политику протекционизма – поощряя развитие отечественной промышленности, ограждая ее от конкуренции с иностранными промышленниками.

6. Военное дело, управление, экономическое благосостояние страны требовали знания. Опытных людей, соответствующей обстановки для их развития – все это вызывало меры просветительского характера.

Определите направления просветительской деятельности Петра I. (Школы, специальные учебные заведения, издание книг, учебников, открытие библиотек и музеев, издание газеты, поездки за границу и т.д.)

Мысленно представим все, о чем уже было сказано. Что же получается, Петр I создал совершенно новое государство? Или что-то еще напоминало о старом? И оно было определяющим в строе государства?

Строить новое всегда трудно. На много легче следовать образцу. Но в том и сложность для революционеров, что они строят то, чего не было. Чаще всего, действуя интуитивно, решая ту проблему, которая возникла, затем – другую и т.д. Петровские реформы выросли из самой жизни постепенно, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты. Поэтому в преобразованиях есть и недоделанное и противоречивое.

III. Становление личности правителя

Возвращаясь к пушкинским строкам, невольно восхищаешься таланту поэта, который в четырех строчках вскрыть саму суть: Бездну, узду, высоту, все это позволяет согласиться с эпитетом – “властелин”.

Властелин судьбы … Какой? Чей? (Cтраны, народа, своей)

Сегодня у нас есть возможность: “Остановиться! Оглянуться!” заглянуть в то время, когда закладывался характер будущего властелина – в его детство. И подумать: благодаря чему? Или вопреки чему? Он смог стать тем, кем стал.

Вопросы:

Готовили ли Петра к занятию престола? (Нет)

Вспомните возможных наследников Алексея Михайловича? (Федор Алексеевич, Иван и только потом Петр)

Где проходило детство Петра? (Село Преображенское)

Заботились ли о его воспитании и образовании? (Практически нет)

Кто составлял окружение Петра в детстве? (Дворовые люди)

Его любимые развлечение, увлечения? (Война …)

Мы смело можем сказать, что те качества характера, которые наблюдаем у Петра – деловитость, практицизм, любознательность – сформировались не благодаря системе воспитания, а вопреки ей. Петр действительно неординарная личность. Говоря словами того же Пушкина:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Он уже родился революционером, человеком, стремящимся к изменениям, новшествам. Такие бывают одна – на столетие. Он сам – эпоха. Как в одном человеке могло сочетаться: простота в общении – рукоприкладство; патриотизм – преклонение перед западной культурой; “сухопутное” происхождение – тяга к морю…

А хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему?

(В ходе изучения темы учащимся было предложено выполнить творческую работу – написать письмо Петру I от имени человека того времени. Заслушиваются работы)

Вопреки времени, историческая память сохранила его в веках как Петра Великого, что уже свидетельствует о его революционности. За четверть века он смог создать державу, с которой стали считаться в мире, прорубив “окно” он “открыл” Россию для мира и мир для России.

Творческие работы учащихся, подготовленные к уроку:
Петр Великий – революционер на троне

Письмо Петру Первому

“О, Великий государь, России матушки! России гордой, да великой! Да осмелилась написать тебе дочь боярина Василия да из роду то из Ивановых. Да пишу я тебе ночкой темною, да пишу я к тебе с благодарностью за перемены в моей жизни девичьей, за платья роскошные на европейский лад. Наряжаясь в них, я лишь радуюсь, да мне кажется, что я лучше всех. Да за великолепные, мною любимые ассамблеи. Я на них танцую, да все радуюсь. Ведь до селе отец меня и на улочку не пускал. Без тебя, о, великий царь, жизнь моя была затворною, без тебя, о, великий царь, жизни мне не было.

Да прими ты мою благодарность искреннюю, да пойми, что освободил ты меня от муки затворной”.

Ученица 7 В класса,
Екатерина Богатова

Петр Первый

Жестокий век бывал когда-то на Руси прекрасной.
Был слышен голос тленный и жестоко властный.
Он правил где-то полстолетья,
Он – знак судьбы, знак долголетья.
Он рос в тиши, был неспесив,
И по-своему был даже очень красив.
Он часто задумывался и мечтал.
О чем же? Его мыслей никто не знал.
А мысли его про Россиюшку - мать.
А как бы ее из упадка поднять?
Он долго не думал, просто так не сидел.
Много реформ провести он успел.
В войне с врагами он тоже побеждал,
Армию шведов легко он порвал.
Но…не все так было хорошо –
Восстаний много по стране прошло.
Жестокий век бывал когда-то на Руси прекрасной.
Был слышен голос тленный и жестоко властный.

Ученик 7 В класса,
Николай Сергеев

Письмо Петру Первому

Величайший наш царь Петр Алексеевич!

Я, вечный раб и преданный слуга, купец из славного города Архангельска, шлю тебе челобитную, в надежде, что ты внемлешь моей просьбе. Мы чтим твои заслуги перед Россией: ты одержал победу в войне, ты создал новые мануфактуры, создал новый стольный град, не уступающий в красоте своей городам России-матушки. Но постройка Петербурга помешала торговле Архангельска, так как русским купцам приказано для продажи и покупки товаров ездить не в Архангельск, а в Петербург. Очень просим тебя, великий царь Петр Алексеевич, сделать Архангельск как прежде торговым городом.

Твой верный раб, купец Трифон из роду Беловых.

Ученица 7 В класса,
Татьяна Пахмутова.