Урок по теме: "Обобщение знаний об именах прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания об именах прилагательных.
  • Организовать дифференцированную работу на уроке.
  • Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
  • Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.

Оборудование: сигнальные карточки, раздаточный материал, картины природы, музыкальное произведение Л.И. Чайковского “Апрель”, учебник Т. Г. Рамзаева 4 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Начнём урок с проверки домашнего задания.

С.163, упр.371 - Приготовили (сигнальные карточки)

1 группа:

- прочитайте наизусть четверостишие;
- какие словосочетания выписали?

Назовите род, число, падеж и безударное окончание прилагательных.

Снег последний (м.р., ед. ч., И.п.)
Теплый пар (м.р., ед. ч., И.п.)
Кувшинчик синий (м.р., ед. ч., И.п.)

2 группа:

- Ребята 2 группы, прочитайте эти словосочетания в Д.п. и П.п. Назовите безударное окончание.

К последнему снегу (м.р., ед. ч., Д.п.),   CCC о последнем снеге (м.р., ед. ч., П.п.)
По теплому пару (м.р., ед. ч., Д.п.),   о теплом паре (м.р., ед. ч., П.п.)
К синему кувшинчику (м.р., ед. ч., Д.п.),   о синем кувшинчике (м.р., ед. ч., Д.п.)

3 группа:

- ребята 3 группы прочитайте четверостишия собственного сочинения на тему “Весна”;
- какие средства художественной выразительности использовали? (Эпитеты)

Эпитеты – художественное, образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета. Чаще всего выражен полным прилагательным.

- Оказывается дословный перевод названия “прилагательное” с греческого – эпитет.
- Вы можете продолжить начатую работу и принять участие в конкурсе “Проба пера”.

III. Ведение в тему урока.

- Прочитайте высказывание.

- Что это? (Пословица)

- Докажите

Пословица – это произведение УНТ. Это краткое, меткое изречение, которое имеет форму законченного суждения.

Вместе – служба, вместе – дружба.

- Как понимаете смысл данной пословицы?

(Например, речь идёт о дружбе людей)

-А если вспомнить части речи, то о каких частях речи можно так сказать?

(Прилагательное + существительное)

- Почему вы так думаете?

Прилагательное связано с существительным. Прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме: “Имя прилагательное”

- Как всегда работать будем в группах.

- Чтобы мы не делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его качественную сторону. По частоте употребления имя прилагательное занимает 3 место после имени существительного и глагола.

- Сейчас я предлагаю вам на несколько минут перенестись в театр. Мы увидим отрывок из произведения Фонфизина “Недоросль”.

- Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка.

Правдин: Грамматика, что ж в ней вы знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Которая дверь?

Правдин: Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена так та покамест существительна.

Правдин: Да, в грамматике он силён.

- Мы от души смеёмся над дворянским сыном Митрофанушкой, лентяем и невеждой, который учил много лет и все таки не сумел толком уяснить разницу между существительным и прилагательным.

- А как вы отличите имя прилагательного от существительного?

1) Вопрос 2) Значение 3) Грамматические признаки 4) Роль в предложении.

V. Разминка

- А теперь зарядка для ума.

- Назовите прилагательное, отвечающее на вопрос (какой?)

1) Начинающий стареть, немолодой (Какой? (пожилой))
2) С более темной кожей, чем обычно (Какой? (смуглый))
3) Заслуживающий большую славу (Какой? (знаменитый))
4) Способный вынести многие трудности (Какой? (стойкий, выносливый))
5) Сделанный собственно домашними средствами (Какой? (самодельный))

VI. Словарная работа

- Вы знаете, что такое имя прилагательное и умело используйте их для характеристики предмета.

- Выполним 1 задание.

- Прочитайте слова второго столбика.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Докажи.

- Какая орфограмма во всех встречается словах? (Безударная гласная непроверяемая ударением)

- С помощью сигнальной карточки заполним пропуски.

Солнце CCC п __года
Весна мес __ ц
Мокро д__рога
Голодать м__дведь
Шустро в__робьи
Пар м__олоко

- Прочитайте слова первого столбика

- Назовите орфограмму и части речи.

- Образуйте словосочетание прилагательное + существительное, заменяя слова первого столбика однокоренными прилагательными и согласуя их существительными второго столбика.

- Какие слова называются однокоренными?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Запишите словосочетание в столбик, графически выделите орфограмму корня.

- Самопроверка по образцу. (+) на полях, если верно.

Солнечная   CCC погода
Весенний   месяц
Мокрая   дорога
Голодный   медведь
Шустрые   воробьи
Парное   молоко

- На сколько групп можно разделить данные словосочетания? (4) (2)

- Определите род, число прилагательных (1 человек за доску)

- Взаимопроверка. (+)на полях, если верно.

Вывод:

- Как определить род, число прилагательных?

- У каких прилагательных род определить нельзя?

VII. Упражнение в выборе словосочетаний прилагательное + существительное.

Задание №1

Определение рода, падежа прилагательных.

- Что мы с вами записали? (Словосочетание)

- Что такое словосочетание? (Два или несколько слов связанных по смыслу)

От одного слова к другому можно задать вопрос.

Задание №2

- Прочитайте стихотворение.

Чуть солнышко пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

(В.Рождественский)

- О каком времени года идёт речь?

- Как вы понимаете смысл слова “откосы”? (Толковый словарь)

- Выпишите словосочетания прилагательное + существительное, выделите окончание прилагательного, определить род, падеж. (1 человек за доску)

- Проверим работу с помощью сигнальной карточки.

- Кто согласен?

- Взаимопроверка работы (+) – выписали верно словосочетание

(+) – верно определили род, падеж

Вывод:

- Как согласуется имя прилагательное с именем существительным?

- Как определить падеж имени прилагательного и проверить безударное окончание?

VIII. Физминутка

Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись
Сейчас сделаем наклоны
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомним всё, что повторили,
Без моей подсказки.

IX. Упражнение в подборе синонимов, антонимов. Значение прилагательных.

- Прочитайте словосочетания

1. Теплая погода   ССС (Теплая беседа)
2. Холодный ветер   (Холодный разговор)
3. Сладкая ягода   (Сладкая речь)

- В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).

- К данным словосочетаниям подберите такие словосочетания, где прилагательное употребляется в переносном значении. Используйте слова для справок. Объясни значение нового словосочетания.

Слова для справок: кофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.

- Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).

- Замените прилагательное в словосочетании холодный разговор противоположным по смыслу (задушевный, приятный).

- Как называются слова близкими по смыслу? Противоположные по смыслу?

Вывод: - Какой вывод мы можем сделать?

Прилагательное употребляется в прямом и переносном значении. К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.

- Выполненная работа поможет нам справиться с 3 заданием.

-У каждой группы своё задание I в, II в, III в.

- Прочитайте задание.

- Если нет вопросов, выполняем задание прямо на карточке.

I вариант.

- Ниже написаны пословицы, в которых пропущены противоположные по смыслу слова большой – маленький. Спишите пословицы, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

1. ____________пенёк опрокидывает ______________воз.
2. ____________крючком_____________рыбу не выудишь.
3.  Даже самое ____________дерево выросло из ___________семени.

Укажите род и падеж прилагательных и подчеркните падежные окончания.

Проверка по контрольной карточке. (+) на полях, если всё верно.

II вариант.

В приведённых ниже пословицах вставь вместо точек слово, противоположное по смыслу (антоним).

Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.

1. У короткого ума ____________язык.
2. Ради нового дружка ____________не покидай.
3. Ранняя птичка носок прочищает ____________ глазки продирает

Проверка по контрольной карточке. (+)на полях, если верно.

III вариант.

Подберите к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу.

Свежий хлеб - мягкий
Свежие краски - яркие
Свежая рубашка - чистая
Свежая газета - новая
Свежий ветер - прохладный

Проверка по контрольной карточке (+)на полях, если верно.

Вывод:

Очень важно правильно подобрать прилагательное для того, чтобы оценить предмет, определить его качественную сторону. Ведь прилагательные делают нашу речь яркой, выразительной.

X. Слова выступающие в роли существительного и прилагательного.

- Дело в том, что в русском языке непрерывно совершается процесс перехода прилагательных в существительные. Некоторые прилагательные окончательно перешли в существительные, например, животное. Другие прилагательные выступают и как существительные, и как прилагательные. Например:

- новая столовая;
- столовая ложка.

Задание.

- Прочитайте существительные.

Часовой (Часовой завод)
Легкие (Легкие примеры)
Больной (Больной зуб)

- Придумайте такие словосочетания, чтобы в нём существительное стало прилагательным.

Вывод:

- Что нового вы сможете рассказать своим близким?

- Оказывается в русском языке одни и те же слова могут выступать в роли существительного и прилагательного.

XI. Развитие речи.

- Отгадайте загадку.

По тонкой нитки ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

(Подснежник)

- Подберите прилагательные к существительному подснежник.

- Запишите словосочетание Беленький подснежник.

- Разберите по составу.

- Послушайте произведение П.И. Чайковского “Подснежник ”.

- Опишите картину природы.

- Какую часть речи должны использовать в описании?

- Прочитайте предложения.

Наступила ____ весна. ____ подснежниками покрываются поляны.

- Пропустите 1 строчку и запишите в тетрадь эти предложения, дополняя подходящими по смыслу именами прилагательными.

- Дайте характеристику предложениям.

- Разберите второе предложение по членам и частям речи.

Вывод:

- Какова роль прилагательных в речи?
- Чем является прилагательное в предложении?

XII. Домашнее задание

- Дома вы напишите мини-сочинение по теме “Весна”. Озаглавите.

Вариант №1

Пишу сам (а)

Вариант №2

Воспользуйтесь словами помощниками

Солнце, ветер, снег, деревья, птицы, земля

Вариант №3

Дополни предложения именами прилагательными.

Светит – солнце. Снег стал _______и _______.
Деревья и кустарники ещё ________________.
В____________________ воздухе поют птицы.
Земля наряжается в _________________наряд.

XIII. Итог урока

Вы видите, как богат наш русский язык, сколько существует слов только для названия признаков предмета.

- Что вы узнали об имени прилагательном?

- Закончить наш урок мне хочется вот таким стихотворением.

Очень занимательное –
Имя прилагательное
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будешь спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы “прекрасное”
Не скажем “безобразное”?
Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тель – ные.
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.