В практике дошкольного образования широко используется применение комплексных занятий по разным видам обучения и воспитания. Разработка инновационных программ и технологий вызвана потребностью общества изменения объектно-авторитарного стиля дошкольного образования на субъектно-объектный личностно-ориентированный подход.
Комплексное использование средств обучения усиливает интерес детей к деятельности, повышает работоспособность, активизирует внимание, память, мышление, способствует более глубокому усвоению программного материала.
К сожалению, при том разнообразии предложений комплексных занятий в методической литературе, практически не используются сочетания разных видов деятельности с физкультурными занятиями.
Комплексное занятие предполагает соединение двух или нескольких видов деятельности общей тематики и содержания и направлено на оптимальное решение общих для этих видов деятельности задач.
В зависимости от темы и содержания, выстраивается единая сюжетная линия занятия. Обычно, основные части комплексного занятия подвижны и допускается их замена и перестановка. Но комплексное занятие, включающее в себя физкультурное занятие, имеет одну важную особенность: в ходе активной двигательной деятельности в организме ребёнка происходят функциональные сдвиги, которые необходимо привести в норму к окончанию занятия. Поэтому при сочетании разнообразной деятельности детей с физкультурой, необходимо придерживаться чёткой структурной последовательности отдельных частей занятия.
Структура, разработанных нами комплексных занятий, представлена пятью частями: вводная, две основных, переходная и заключительная.
1- вводная часть предполагает организацию игровой мотивации и нацеливание детей на определённую тему, содержание и сюжет. 3-5 минут.
2 - первая основная часть решает задачи того вида деятельности, который сочетается с физкультурой и задачи нашего исследования. 13-17 минут.
3 - переходная, осуществляя переход от одного вида деятельности к другому, одновременно является вводной частью физкультурного занятия. 4-6 минут.
4 - вторая основная часть решает задачи физического воспитания и задачи нашего исследования. 15-20 минут.
5 - заключительная решает задачи приведения функциональной деятельности организма детей к норме и закрепления полученных знаний и умений, а также здесь проводится анализ и оценка деятельности детей на протяжении всего комплексного блока. 5 минут.
Таким образом, продолжительность двух соединённых занятий составляет 40-50 минут ( продолжительность двух обычных занятий по программе составляет 60-70 минут), что позволяет сэкономить время для самостоятельной и игровой деятельности детей.
Комплексные занятия проводились еженедельно по вторникам. Этот день был выбран неслучайно. Общеизвестно, что работоспособность детей в рамках недельного цикла имеет тенденцию к повышению начиная с понедельника и достигает оптимального уровня к среде, а затем начинает постепенно снижаться. Администрация и медицинский персонал не сочли возможным предоставить среду для проведения эксперимента, так как в этот день еженедельно проводятся музыкальные и физкультурные развлечения для всех детей детского сада, а также по причине расписания работы специалистов. Исключая сразу понедельник и пятницу, оставались только вторник и четверг, где показатели работоспособности имеют примерно одинаковое значение. Но предпочтение отдали вторнику с тем, чтобы проводить эксперимент в процессе повышения работоспособности, а не в процессе её снижения, что уже имеет место в четверг.
Конспект примерного комплексного занятияпо физическому воспитанию в сочетании
с познавательным развитием. Сердце и его работа
Задачи:
1. Закреплять в движении элементарные знания о
сердце и его работе.
2. Упражнять детей в ритмичном и качественном
выполнении ходьбы, бега, прыжков, ползании по
скамейке.
3. Упражнять детей в умении самостоятельно
находить пульс на запястье.
4. Формировать потребность в здоровом образе
жизни.
Пособия:
- плакат “Сердце и кровеносные сосуды”;
- эмблемы сердца ярко-красного и тёмно-вишнёвого цвета по количеству детей;
- шапочка маска воронёнка, письмо, скамейка, ребристые доски, 11 кеглей, 2 кассеты, свисток.
Построение в одну шеренгу.
Влетает воронёнок: “Кар-кар, это подготовительная группа? Вам письмо, а я тороплюсь, улетает.
Педагогог: Отгадайте загадку:
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей
И однажды бегемота
Вытащил он из болота
Он известен, знаменит
Это доктор ... ?
Читает письмо: “Дорогие дети, как ваше здоровье? Занимаетесь ли вы в детском саду физкультурой? Ведь кто со спортом дружен, тому и доктор не нужен. Жду от вас весточки. Доктор Айболит.”
Дети, а вы дружите с физкультурой? Почему? (Ответы детей)
Отгадайте загадку: “Не часы, а стучит?” (Педагог и дети показывают сердце)
Да, сердце – это неутомимый мотор, который позволяет нам двигаться, дышать и жить на земле. Сегодня мы будем помогать нашим сердцам лучше работать.
1 часть
Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках и пятках. Обычная ходьба. Ходьба широким шагом. “Артерии и вены”. Обычная ходьба. Бег в колонне по одному. Бег змейкой. Обычная ходьба. Дыхательная гимнастика. Построение в 2 колонны. |
Сердце непрерывно гонит кровь по сосудам и заставляет её обегать всё тело за 26 секунд. Ярко алая кровь, весёлая, полная кислородом очень быстро разбегается по всем артериям, а потом по венам медленно течёт в лёгкие, чтобы очиститься от углекислоты, становится, грустной, грязной, тёмно-вишнёвой. Капелька крови кажется ярко алой потому, что в ней плавает огромное количество кровяных шариков. Они забирают кислород из воздуха, а потом передают его по всем клеточкам нашего организма. |
2 часть
Общеразвивающие упражнения “Поможем нашему сердцу”.
Сердцу нужен кислород, руки вверх, потом вперёд
- Поднимание рук – И.П. узкая стойка, руки на поясе. 1- руки вверх, 2 – руки вверх, 3 – руки в стороны, 4 – И.П. (8 раз)
- Друг на друга поглядим, головою повертим. Повороты головы. И.П. тоже. 1 – поворот влево, 2 – и.п., 3 – 4 – тоже вправо. (10 раз)
- А теперь рывки руками, помогаем сердцу сами. Рывки руками. И.п. – узкая стойка, руки перед грудью. 1 – 2 – энергичные рывки перед грудью, 3 – тоже вправо, 4 – тоже влево, (10 раз)
- Вращение кистями. И.п – стойка на коленях, руки в стороны. 1 – 4 вращение кистями вперёд, 5 – 8 тоже назад. (8 раз)
- Чтобы быть здоровыми, надо спортом заниматься,
вправо – влево наклоняться. Наклоны И.п. ноги на
ширине плеч, руки на поясе.
1 – наклон влево, правую руку вверх, 2 – и.п., 3 – 4 тоже вправо - Раз прыжок, два прыжок, мы потрудимся, дружок. Прыжки. И.п. – основная стойка. 1 – ноги врозь, руки в стороны, 2 – и.п., 3 раза, чередуя с ходьбой
- Надуем воздушные шары. Упражнение на дыхание
Основные движения.
Путешествие из порта “Сердце” по рекам “Артерия” и “Вена”.
I серия
- Ползание по скамейке на коленях и ладонях.
- Ходьба по ребристой доске, руки в стороны.
- Бег между кеглями.
II серия
- Ползание на животе, подтягиваясь руками.
- Ходьба по ребристой доске.
- Прыжки между кеглями на двух ногах.
Между сериями основных движений с целью восстановления организма, выполнять несложные ОРУ.
Сердца наши потрудились, давайте за них порадуемся, что они так громко и весело стучат: “Здоровому – всё здорово!”
Современный быстрый танец 5 – 6 минут.
Как учащённо бьётся сердце. Шофёр машины определяет работу мотора по спидометру. Живой спидометр есть и у нас. Это пульс – тоненькая голубая жилка на запястье. Она может рассказать, с какой скоростью бьётся наше сердце. Положите три пальца на запястье (показ) и прислушайтесь. Слышите толчки тук-тук-тук. Сердце бьётся учащённо.
3 часть
Давайте отдохнём под приятную инструментальную музыку – элементы психо-мышечной тренировки – 3 минуты. Сердце работало и успокоилось.
Упражнение “Найди пульс”, изменился пульс или нет? Почему? А ещё можно найти пульс на сонной артерии. Педагог и дети показывают.
Построение в одну шеренгу.
Давайте напишем письмо доктору Айболиту о том, что все дети подготовительной к школе группы здоровы и болеть не собираются, потому что физкультурой занимаются. Ведь недаром народная мудрость говорит: “Быстрого и ловкого болезнь не догонит”