Ох, уж это умножение многозначных чисел!

Разделы: Начальная школа


Тема: Письменное умножение на однозначное число.

Цели:

  • повторить особые случаи умножения с числами 0 и 1;
  • учить пользоваться сформулированными правилами при решении примеров;
  • ознакомить со случаями письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нули (2407 х 9);
  • развивать логическое мышление при решении задач с величинами: выработка в единицу времени, время работы, вся выработка.

Оборудование: наглядные таблицы, карточки, перфокарты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель: Мы уже познакомились с умножением многозначных чисел на однозначное число. Сегодня на уроке познакомимся со случаями умножения, когда в записи первого множителя есть нули.

– Ребята, как вы думаете, какие это случаи?

(Если ребята затрудняются ответить, то предлагаются случаи умножения: 7056 x 8; 402 x 5; 30702 x 4; 6002 x 9)

III. Устный счет

Вспомнить правила умножения с числами 0 и 1. Игра “Молчанка”.

(Учитель показывает на число, стоящее вне прямоугольника, на знак умножения и на число, стоящее рядом. Учащиеся говорят только ответы, не читая пример.)

Ответы обобщаются и записываются:

IV. Письменное умножение на однозначное число

1. Устно

0 дес. x 5 + 3 дес. 0 сот. x 3 + 2 сот. 0 тыс. x 7 + 4 тыс.

2. Решить, записывая вычисления столбиком (у доски работают 4 человека).

803 · 5 = 50801 · 4 = 70032 · 8 = 41008 · 6 =

При решении примеров используется алгоритм умножения многозначного числа на однозначное:

  • умножение начинать с единиц, в полученном произведении единицы подписываются под единицами, десятки запоминаются;
  • умножаются десятки на число, к полученному произведению прибавляются десятки, они записываются под десятками, а сотни запоминаются и т.д.

3. Среди данных решений найдите правильное:

Учитель: Почему правильным является решение 3)? Докажите. (При этом используется алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число)

– Какие ошибки допущены в остальных примерах?

Дети:

1) вместо 20 тыс. записали 2 тыс.,
2) 0 сот. · 5 = 5 сот., а надо 0 сот. · 5 = 0 сот.,
3) после умножения десятков на число забыли прибавить десятки, которые запоминали.

4. Физминутка (устный счет).

Показываю карточку с числом 240, нужно встать, с числом 360 – встать, поднять руки к плечам. При других ответах – сидеть за партой.

Примеры:

60 · 4   CC 120 · 3   CC 80 · 4   CC 70 · 8   CC 80 · 3   CC 90 · 4
120 · 2   80 · 5   180 · 2   70 · 9   30 · 8

V. Самостоятельная работа (работа в парах)

        I ряд

        CC

        II ряд

        CC

        III ряд

        4019 · 7

        6705 · 9

        7056 · 8

        90048 · 6

        81005 · 3

        80509 · 7

Самопроверка (правильные ответы на доске)

        I ряд

        CC

        II ряд

        III ряд

        28133

        5445

        56448

        540288

        243015

        563563

За безошибочное выполнение работы пара поощряется отметкой “5”.

VI. Решение задач

Задача. С двух полей комбайнер убирал в день по 805 центнеров зерна, работая при этом на первом поле 5 дней, на втором – 4 дня. Сколько всего центнеров зерна убрал комбайнер с полей?

Фронтальная работа – составление краткой записи задачи в виде таблицы.

Учитель: О ком говорится в задаче?

Дети: О комбайнере.

Учитель: Кто такой комбайнер?

(Заранее подготовленный ученик рассказывает о комбайнере).

Учитель: Что известно в задаче о нем?

Дети: Одинаковое количество зерна убирал в день – по 805 ц. На первом поле работал 5 дней, на втором – 4 дня.

Учитель: Что надо узнать?

Дети: Сколько всего центнеров зерна убрал комбайнер с полей?

Учитель: Как удобнее записать условие задачи?

Дети: В виде таблицы.

        Убирал в день Кол-во дней Всего убрал
      I поле

      по 805 ц

      5 дн.

      II поле

      по 805 ц

      4 дн.

Один учащийся решает задачу на доске.

I способ

1) 805 · 5 = 4025 (ц) – с первого поля.
2) 805 · 4 = 3220 (ц) – со второго поля.
3) 4025 + 3220 = 7245 (ц) – всего.

Учитель: Каким еще способом можно решить данную задачу?

II способ

1. 5 + 4 = 9 (дн.) – всего дней.
2. 805 · 9 = 7245 (ц) – всего.

Учитель: Какой способ рациональней и почему? (Сравниваем ответы и в тетрадях записывают оба способа решения задачи).

Дополнительно: составь выражения для решения задачи к обоим способам.

      (805 · 5 +805 · 4 = 7245(ц) 805 · (5 + 4 ) = 7245(ц))

Дополнительное задание: Начертить треугольник и прямоугольник так, чтобы прямоугольник находился внутри треугольника (рассмотреть разные случаи).

VII. Итог урока

Учитель. Чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось? Что было трудно?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

VIII. Домашнее задание