Объяснительная записка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, современная песня в Гимназии- школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 80
часов на индивидуальную и концертную
деятельность.
2 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 85
часов на индивидуальную и концертную
деятельность.
3 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 90
часов на индивидуальную и концертную
деятельность.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 15 лет.
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
- На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
- Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
- Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
- СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
- ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
- МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Творчество понимается как нечто сугубо
своеобразное, уникально присущее каждому
ребенку и поэтому всегда новое. Это новое
проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов, в первую очередь в
сольном пении, ансамблевой импровизации,
музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности
преподавателя и члена вокального кружка
проявляется неповторимость и оригинальность,
индивидуальность, инициативность,
индивидуальные склонности, особенности мышления
и фантазии.
Содержание программы:
Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения.
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка.
Первый год обучения:
№ п/п |
Тема |
Кол- час |
Груп.занятия |
Инд. занятия |
Т П |
||||
1 | Введение, знакомство с голосовым
аппаратом, Использование певческих навыков. |
10 |
3 7 |
|
2 | Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. |
15 |
3 6 |
6 |
3 | Использование элементов ритмики,
сценической культуры. Движения под музыку. |
20 |
4 10 |
6 |
4 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая
позиция. Вокально-хоровая работа. |
25 |
4 11 |
10 |
5 | Сценическая хореография. | 15 |
2 8 |
5 |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 20 |
2 10 |
8 |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. |
39 |
6 20 |
13 |
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.В году – 36 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.Второй год обучения:
№ п/п |
Тема |
Кол. час |
Групп. занятия |
Инд. занятия |
Т П |
||||
1 | Введение, владение своим голосовым
аппаратом, Использование певческих навыков. |
10 |
2 5 |
3
|
2 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 15 |
2 3 |
10 |
3 | Знакомство с произведениями различных
жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. |
15 |
2 8 |
5 |
4 | Использование элементов ритмики,
сценической культуры. Движения под музыку. |
10 |
2 4 |
4 |
5 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая
позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. |
10 |
2 5 |
3 |
6 | Сценическая хореография. | 10 |
2 5 |
3 |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 30 |
2 15 |
13 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. |
44 |
5 28 |
11 |
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.В году – 36 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.Третий год обучения:
№ п/п |
Тема |
Кол. часов |
Групп.занятия |
Инд. занятия |
Т П |
||||
1 | Введение, владение своим голосовым
аппаратом, Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. |
10 |
2 5 |
3
|
2 | Работа над собственной манерой
вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. |
20 |
4 10 |
6 |
3 | Знакомство с произведениями Различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал. |
20 |
2 10 |
8 |
4 | Использование элементов ритмики,
сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. |
15 |
2 10 |
3 |
5 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая
позиция. Обработка полученных вокальных навыков.
Дикция и артикуляция. Расширение диапазона
голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. |
15 |
2 5 |
8 |
6 | Сценическая хореография. | 10 |
2 5 |
3 |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 20 |
2 5 |
3 |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. |
34 |
4 15 |
15 |
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.В году – 36 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.
Планируемый результат.
Первый год обучения:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год обучения:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Рекомендуемая литература.
Методология:
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.