Сценарии КВН по истории и природоведению в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


КВН по ИСТОРИИ (3-4 класс)

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ МОСКВУ.

КВН проводится после изучения темы “Путешествие в древнюю Москву” (учебник “Введение в историю. 4 класс” авт. Саплина Е.В., Саплин А.И.).

Класс разделен на 3 команды (по рядам). Команды должны придумать название, приветствие соперникам, подготовить по 1 вопросу для своих соперников, подобрать материал для домашнего задания

I. Конкурс ''Приветствие''.

1   ccc 2   ccc 3
Мы команда "Знатоки",   Наша команда – "Юный историк"   Перед вами "Следопыты",
Нам сдаваться не с руки.   И за победу готовы мы спорить.   Все дороги нам открыты.
Проиграем – не заплачем,   Покажите, кто что знает -   Пусть мы спорим и играем,
Но желаем всем удачи.   Пусть сильнейший побеждает.   Но успеха всем желаем.

II. Конкурс ''Разминка''.

Команды задают друг другу подготовленные вопросы.

III. Конкурс ''Выбери вопрос''.

Капитаны команд вытягивают карточки с вопросами. Команды совещаются 30 секунд и дают ответ.

  1. Кто такой Ермак? Чем он знаменит? Где и когда он погиб?
  2. Что такое шапка Мономаха? Почему ее так назвали? Для каких целей ее использовали?
  3. Кто такие опричники? Что было привязано к их седлам? Почему?
  4. Какое время на Руси называли “смутным”? Почему?
  5. По приказу какого московского князя была построена Грановитая палата? Почему ее так назвали? Для каких целей использовали?
  6. Когда была одержана первая победа над татарами? Где происходило это сражение? Какой московский князь возглавил русское войско?

Каждая команда отвечает на 2 вопроса.

IV. Конкурс ''Кто есть кто?''

Для участия в этом конкурсе каждая команда выделяет по 2 человека. Участники получают карточки с заданием.

Карточка.

1. Ермак - …
2. Иван Федоров - …
3. Кузьма Минин - …
4. Евпатий Коловрат - …

Напишите, чем прославился каждый из этих людей.

V. Конкурс ''Какие события произошли в эти годы?''

Для этого конкурса выбираются по 2 человека от команды, которые получают карточки с заданием.

Карточка.

1147 г. – (Основание Москвы)
1237 г. – (Первый поход Батыя на Русь)
1380 г. – (Куликовская битва)
1480 г. – (Конец татаро-монгольского ига)

VI. Конкурс ''Расположи по порядку''.

Проводится для остальных участников команд. Команда получает карточку.

Карточка.

Дмитрий Донской (2)
Иван Грозный (4)
Иван Калита (1)
Иван III (3)

Расположите московских князей по порядку, по времени их правления, начиная с самого раннего.

VII. Конкурс капитанов ''Бегущие минутки''.

(за 1 минуту капитан должен ответить на большее число вопросов).

Вопросы для 1 капитана.

  1. Как переводится слово Москва? (Медвежья река)
  2. Какое прозвище было у Ивана IV? (Грозный)
  3. Какой город Батый назвал “злой город”? (Козельск)
  4. Какой князь основал Москву? (Юрий Долгорукий)
  5. Что такое мыт? (Пошлина)
  6. Назовите первого русского государя. (Иван III)
  7. В каком соборе проходила коронация русских царей? (Успенском)
  8. Что такое панцирь? (Доспехи из металлических пластин)
  9. Какой город первым принял на себя удар монголо-татар? (Рязань)
  10. Памятник каким русским героям стоит на Красной площади? (Минину и Пожарскому)

Вопросы для 2 капитана.

  1. При каком князе на Руси появляется герб – двуглавый орел? (Иван III)
  2. Во время правления какого князя стены Кремля были дубовыми? (Иван Калита)
  3. Что такое зелье? (Порох)
  4. Как стал называться город Кашлык после захвата его Ермаком? (Тобольск)
  5. Кто построил первый на Руси печатный станок? (Иван Федоров)
  6. Кто такой зодчий? (Архитектор)
  7. Что такое кольчуга? (Доспехи из колец)
  8. Какого московского князя стали первым называть “государь всея Руси”? (Иван III)
  9. С каким ханом сражался Ермак? (Кучум)

Вопросы для 3 капитана.

  1. Как называлось государство монголо-татар? (Золотая Орда)
  2. Чье благословение перед Куликовской битвой получил Дмитрий Донской? (Сергий Радонежский)
  3. При каком князе Кремль стал белокаменным?(Дмитрий Донской)
  4. Для каких целей использовали Грановитую палату? (Для приема иностранных послов)
  5. Что значит рядить? (Договариваться о работе)
  6. Как назывались специальные отряды при Иване IV? (Опричники)
  7. Как иначе называют шапку Мономаха? (Венец)
  8. Что такое калита? (Денежный мешок)
  9. Кто велел построить Кремль из красного кирпича? (Иван III)
  10. Какой хан первый предпринял поход на Русь? (Батый)

VIII. Конкурс ''Домашнее задание''.

1 команда “Куликовская битва”
2 команда “Строительство Кремля”
3 команда “Московские князья”

Команды выпускают иллюстрированные газеты на заданную тему.

IX. Жюри подводит итог, команды награждаются грамотами.

 

КВН по ПРИРОДОВЕДЕНИЮ (3-4 класс)

Тема: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ.

(КВН целесообразнее провести после изучения данной темы).

Оборудование: эмблемы, карта “Природные зоны России”, карточки с заданиями, открытки с изображением животных.

Класс разделен на 3 команды (по рядам). Каждая команда придумывает название, приветствие, готовит по 1 вопросу для соперников, домашнее задание (сделать рекламу одной из природных зон).

I. Конкурс “Приветствие”.

1 ccc 2
Вот перед вами команда "Юннат",   Чтоб природу охранять
Каждый из нас победить будет рад.   Очень много надо знать.
Нас ожидает большая игра,   Наш "Турист" желает всем
Соперник, ни пуха тебе, ни пера.   На пути не знать проблем.

3

Наша команда зовется "Родник",
Каждый к победе стремиться привык.
Всем удачи вам, друзья,
Без нее никак нельзя.

II. Конкурс “Разминка”.

Команды обмениваются подготовленными вопросами (кроссворды, ребусы).

III. Конкурс “Заморочки из бочки” (по 2 вопроса).

Капитаны вытягивают из мешочка бочонок с номером. Номер бочонка соответствует номеру вопроса. Команда совещается и дает ответ.

Вопросы.

1. В каком направлении происходит смена природных зон в нашей стране? Назовите природные зоны России. (С севера на юг. Ледяная, тундра, леса, степи, пустыни).

2. Почему происходит смена природных зон в нашей стране? (Солнечные лучи неравномерно прогревают земную поверхность. Северные районы получают меньше тепла от Солнца, а южные – больше).

3. В какой природной зоне грибы вырастают выше деревьев? Почему? (Тундра. Здесь растут карликовая береза и полярная ива. Из-за вечной мерзлоты и сильных ветров они стелются по земле).

4. В каких природных зонах есть где разгуляться ветрам? Какой вред народному хозяйству приносят ветра? (Тундра и пустыня).

5. В каких природных зонах зима длиннее, чем лето? А где наоборот? (Ледяная зона, зона тундры. Зоны степей и пустыни).

6. Жители какой природной зоны вынуждены строить дома на сваях? (Тундра. Вечная мерзлота).

IV. Конкурс “Отгадай природную зону”.

Каждая команда получает карточку с описанием климата природной зоны. Учащиеся должны определить, какой природной зоне соответствует такой климат и показывают зону на карте, и объясняют причины такого климата.

Карточка №1.

Лето продолжительное и жаркое. Жара местами достигает +40 градусов. Погода стоит сухая, солнечная. Бывают сильные ливни. Дуют суховеи, приносящие засуху. Зима короткая, но достаточно холодная, с морозами до –30 градусов. Снега мало.(Зона степей).

Карточка №2.

Зима здесь начинается уже в сентябре. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы, до –50 градусов, сковывают природу. Лето короткое и прохладное. Даже летом бывают заморозки. В августе может пойти снег. (Зона тундры).

Карточка № 3.

Зима короткая, но довольно суровая. Похолодание начинается в октябре. Снега очень мало.

Лето безоблачное и жаркое. Жара местами доходит до +40° в тени. Летом воздух очень сух. Осадков выпадает очень мало. Поверхность земли днем накаляется до +70°, а ночью быстро остывает. (Зона пустыни.)

V. Конкурс ''Насели карту''.

Для этого конкурса от каждой команды выбирается по 2 человека. Ребята выбирают открытки с изображением животных (бобр, тюлень, хомяк). Они должны ''поселить'' на карте животное в нужную природную зону и немного рассказать об этом животном. (Ребятам дается 3 минуты, они могут на время подготовки выйти из класса).

VI. Конкурс ''Найди лишнее''.

В этом конкурсе участвует по 1 человеку от команды. Каждый участник получает карточку с изображением животных или растений, нужно найти на ней лишнее и объяснить свой выбор.

Карточка № 1.

Розовый скворец, орел, дрофа, кайра, жаворонок. (Кайра. Остальные представители зоны степей).

Карточка № 2.

Морошка, карликовая береза, ковыль, голубика, брусника. (Ковыль. Остальные растут в тундре).

Карточка № 3.

Горностай, лиса, антилопа – джейран, заяц, соболь. (Джейран. Остальные животные зоны лесов).

VII. Конкурс капитанов.

Бегущие минутки. (За 30 секунд дать больше ответов, чем соперник).

Вопросы для 1 капитана.

1. Какие районы Земли меньше прогреваются Солнцем? (Северные).
2. Где грибы вырастают выше деревьев? (Тундра).
3. Какое основное занятие местного населения тундры? (Оленеводство).
4. Какая природная зона самая большая в России? (Лесов).
5. Какие почвы в зоне степей? (Плодородные).
6. Что называют ''легкими планеты''? (Лес).
7. Какому жителю пустыни хвост помогает удерживать равновесие? (Тушканчик).
8. Какое растение пустыни может есть только верблюд? (Верблюжья колючка).
9. Какие антилопы живут в пустыне? (Сайгаки).
10. Как называются нераспаханные степи? (Целина).

Вопросы для 2 капитана.

1. В каком направлении идет смена природных зон? (С севера на юг).
2. В какой природной зоне есть ''птичьи базары''? (Ледяная).
3. Основная пища северного оленя. (Ягель).
4. Почему в зоне лесов много животных? (Много корма).
5. Каким грибом лечится лось? (Мухомор).
6. Какая степная птица плохо летает, но хорошо бегает? (Дрофа).
7. Какое растение пустыни может иметь корень до 20 м? (Верблюжья колючка).
8. Где, в основном, скрываются от жары жители пустыни? (В норах).
9. Где обитают дельфины? (Черное море).
10. Кто охотится на леммингов? (Совы, песцы, волки).

Вопросы для 3 капитана.

1. Сколько природных зон в России? (5).
2. Как переводится с греческого слово Арктика? (Северный).
3. Что спасает животных севера от мороза? (Мех и подкожный жир).
4. В какой природной зоне обитают белый журавль и розовая чайка? (Тундра).
5. Что такое тайга? (Хвойный лес).
6. В какой зоне обитают лось, рысь, бобр? (Лес).
7. В какой природной зоне живут суслики и хомяки? (Степь).
8. Что такое барханы? (Песчаные холмы).
9. Какое животное называют ''корабль пустыни''? (Верблюд).
10. В какой природной зоне хозяйничают солнце и ветер? (Пустыня).

VIII. Конкурс ''Домашнее задание''.

Каждая команда ''рекламирует'' выбранную природную зону. Для этой цели подбирался дополнительный, занимательный материал о природной зоне, использовались стихи, песни, национальные костюмы.

IX. Жюри подводит итоги, командам вручаются грамоты.