Данная программа содержит 12 тем.
Границы возрастных возможностей в составе кружка обычно более подвижны, поэтому не имеет смысла жёстко закреплять ту или иную тему за определённым возрастом. К тому же, каждая работа в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка может быть решена более или менее сложно. В связи с этим рекомендуемые темы не распределены по классам. На занятиях одна и та же работа может выполняться как первоклассниками, так и третьеклассниками.
Данная программа решает актуальную задачу – воспитание через народное творчество культуры воображения, возможности увидеть мир по-новому, формирование активной творческой личности.
Цель программы:
формирование у младших школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков.
Задачи:
- развитие общих способностей и творческих дарований учащихся;
- освоение нравственных и эстетических ценностей русского народа и коренных народов Севера;
- осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых как нравственных и эстетических ценностей;
- расширение художественного кругозора;
- развитие и углубление интересов школьников;
- введение детей в увлекательный мир культуры русского народа и коренных жителей Ямала;
- сплочение коллектива, формирование правильных взаимоотношений детей на основе совместной творческой деятельности;
- организация досуга учащихся.
Специфика программы состоит в том, чтобы не только достичь определённого оптимального уровня ручной умелости каждого учащегося, а в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорный этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию, способствуя тем самым общему развитию детей, раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.
Тема | Наименование изделия | Количество часов |
1. Страна Листопадия. Работа с высушенными листьями и цветами. |
Композиция из листьев и веточек. Аппликация по представлению. Аппликация из сухих листьев и цветов “Жар-птица”. |
6 |
2. Соломенное царство. Работа с соломкой. |
Композиция “Иван да Марья”. Объёмная аппликация. Плоская сплошная аппликация “Северный олень”. Цветы из соломки. Сплошная аппликация “Орнамент народов Севера”. |
14 |
3. Лесное царство. Работа с семенами, корой деревьев, хвоей. |
Сувениры из бересты. Аппликация из чешуек шишек. Аппликация из иголок хвойных деревьев “Новогодняя ёлка”. |
12 |
4. Лебединое озеро. Работа с пухом и пером. |
Композиция из пуха “Прощай,
масленица!”. Композиция из пуха и перьев “Мой северный край”. |
9 |
5. Мастерская игрушек. Работа с солёным тестом, глиной, пластилином. |
Композиция из солёного теста “Жизнь
среди снегов”. Композиция из солёного теста “Русская изба”. Дымковская игрушка (пластилин, глина). Семёновская матрёшка (папье-маше). “Северяне” – фигурки из солёного теста. “Русский пряник” – солёное тесто. |
16 |
6. Скорлупа плюс фантазия. Работа с яичной скорлупой. |
Писанки. Капанки. Крашенки. Пингвинёнок в скорлупе. Скорлупа и солёное тесто. Мозаика из яичной скорлупы “Емеля”. |
10 |
7. Чудеса из ткани. Работа с тканью. |
Сувениры-кошельки “Северные мотивы”. Аппликация “Северная сказка”. Аппликация “Русский орнамент”. Аппликация “Орнамент народов Севера”. Игольница “Северные узоры”. Сувенир “Матрёшка”. |
30 |
8. Мягкая игрушка. Работа с тканью, мехом, кожей. |
Куклёныш – ханты. Плоская игрушка. Кукла “Чукчонок”. Оленёнок из меха. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (плоские игрушки). |
20 |
9. Плетение из ниток. | Изонить. Ваза с цветами. Сова. Макраме. Вышивка на одежде русского народа. Вышивка крестом. |
6 |
10. Бабушкина мастерская. Куклы. Работа с тканью и разными материалами. |
Кукла в русском костюме из ткани. Кукла – грелка по мотивам гжели. Крошечка – хаврошечка. Кукла из ткани. Кукла – акань из ткани и бисера. |
20 |
11. Северное сияние. Бисер. Работа с бисером. |
Композиция “Северное сияние” из ткани
и бисера. Украшение для русской красавицы. Северные украшения. Цветы на подставке. |
20 |
12. Занятия-праздники. | Святочные посиделки. Прощай, масленица! Вороний праздник. Пасха. |
8 |