Цели урока:
а) познакомить учащихся со значением приставок пре- и при- и организовать практикум по различению этих приставок;
б) закрепить умение находить приставку в слове, различать фонемные и фонетические приставки, известные учащимся;
в) развивать умение морфемного, фонетического, лексического, синтаксического анализа для формирования в том числе орфографических и пунктуационных навыков;
г) закреплять и развивать умения, необходимые для лингвистического анализа текста.
Оборудование урока:
- компьютерная анимация;
- карточки для тренинга;
- «Толковый словарь» русского языка под ред. С. И. Ожегова разных изданий;
- «Словарь иностранных слов» разных изданий;
- текст «Из снежного плена» (По М. Пришвину) на карточках. Журнал «Русский язык в школе», № 1-2002 г., стр. 27 (Е. В. Колесник (Москва). Статья «Творческий диктант»).
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы вновь встретимся с приставками, повторим все, что мы о них узнали, и познакомимся с самыми трудными из них: пре- при-.
Повторение. Вспомним определение приставки.
Учащиеся говорят.
Приставка – это значимая морфема слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, например, заехать.
Учитель
Умеем ли мы выделять приставку? Вспомним основной прием. (Ученики знакомятся с текстом на экране.)
Приставки.
Правильно выделять приставку помогает прием замены одной приставки другими: например, расстегнул, застегнул, отстегнул, пристегнул.
Учитель
В какие лексические пары можно объединить эти слова, чтобы еще убедительнее доказать, что с помощью приставок мы действительно образовали новые слова.
Ученики
Расстегнул – застегнул
Отстегнул – пристегнул
Это пары антонимов, т.е. с помощью приставок мы образовали слова с противоположным лексическим значением.
Учитель
Какие группы приставок вы изучали в начальной школе и в курсе «Фонетика» в 5 классе?
Ученики
Мы изучали фонемные приставки, которые всегда пишутся одинаково, т.к. буквами обозначаются фонемы (на-, под-, др), и фонетические, которые зависят от произношения, например: разбег, но раскол.
Выделите фонемные приставки, расскажите о фонетических явлениях, которые вы будете наблюдать.
Поехать, перепродавать, предводитель, предвидеть, отгонять, отогнать, надрываться – надорваться, отбор – отобрать, обложить, [з] сбегать, [ж] сжать.
Учитель
В каких словах нет фонемной приставки c-?
Ученики
В русском языке нет приставки з-, а есть приставка с-, которую можно заменить другими приставками (мы это уже повторяли: сделать – переделать).
В словах здесь, здание, здоровье, зги, здравствовать нет приставки, з- является частью корня, и замена здесь невозможна.
Учитель
От какой ошибки нас предостерегает такая задача?
Одинаковая ли приставка в словах: подснежник подорожник. Почему?
Ученики
В слове подснежник приставка под-, т.к. цветок под снегом, из-под снега, корень снег, а слово подорожник, приставка по-, т.к. эта трава растет по дороге, у дороги, корень дорож- (г//ж). Значит, необходимо выполнить сначала лексический, а потом морфемный разбор.
Учитель
Умеем ли мы различать варианты фонетических приставок?
Сравните слова и сделайте вывод, чем они различаются?
Ученики
В 1 столбике в фонетических приставках буква З, т.к. перед звонкими, а во втором столбике буква С, т.к. происходит оглушение перед глухими. Во-вторых, эти слова имеют разное лексическое значение и являются разными частями речи (например, разгрузить – глагол, чрезмерный – прилагательное).
Учитель
Лексическое значение каких слов вам непонятно?
Ученики попросили объяснить слово «чересчур».
Учитель
Послушайте краткую историческую справку. В нашем языке раньше было существительное чур в значении «мера», «предел». Оно сохранилось в разговорном выражении «чура не знаешь», т.е. не знаешь меры, а данное существительное с предлогом слились и образовали для нас наречие чересчур, черес– является фонетической приставкой и пишется с буквой с перед Ч.
Чтобы не ошибиться нам в написании омонимичных выражений, решим несколько задач потруднее.
[1]Лингвистическая задача
Ученики
1-ая группа самая легкая, т.к. здесь реализуется фонетический принцип: «пиши, как произносишь». Слова 2-ой группы содержат двойные буквы ЗЗ-СС Необходимо слово разобрать по составу. Слова 3-ей группы самые трудные, т.к. фонетика не помогает, а мешает правильному написанию, поэтому сначала на основе лексического значения необходимо выполнить морфемный разбор. Например, расщедриться – стать щедрым, значит, корень щедр-, приставка рас- с буквой С перед ИЗ.
Учитель
Запишите, пожалуйста, слова 3-ей группы в тетрадь, выделите корень и приставку, обозначьте орфограмму на стыке морфем.
Ученики записывают слова в тетрадь.
Знакомство со смысловыми приставками.
Учитель
Послушайте, как произносятся приставки в словах «прибавить», «прервать»? Запишите транскрипцию: [пр’ибав’ит’] [пр’ирват’]
Ученики
Приставки безударные и произносятся одинаково, поэтому произношению доверять нельзя.
Учитель
Да, действительно, это самые трудные приставки в русском языке.
Как их отличать друг от друга?
Когда должна «работать» приставка пре-, а когда при-?
Обратимся к учебнику. [2]
(ученик читает вслух информацию о приставке при-, второй о пре-).
Учитель
На экране тренажер. Образец из книги Н.М. Лебедева «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» (стр. 14). Пользуясь информацией учебника и зеленого сектора тренажера, расскажите об основных значениях приставки при-, проанализируйте примеры на тренажере. Пользуясь теми же источниками, расскажите о значениях приставки пре- с примерами в учебнике или на тренажере.
(Учащиеся запоминают основную научную информацию.)
Сравните информацию учебника и тренажера. Что вы узнали из сравнения?
Ученики
На тренажере есть еще 3-ий сектор, который рассказывает о словах с неясными значениями пре- и при-, например, привилегия, прерогатива.
Учитель
Как писать такие слова? Надо узнать лексическое значение слова по словарю иностранных слов (это чаще всего заимствованные слова) и запомнить его написание.
Работа со словарями. Найдите в словарях лексическое значение слов привилегия, прерогатива. (привилегия – лат. исключительное право, преимущество; прерогатива – лат. исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу). Запишите в тетрадь, подчеркните все безударные гласные, чтобы запомнить.
Тренинг-практикум
Тренинг-комментарий. Пользуясь тренажером или учебником, вставьте пропущенные буквы и прокомментируйте свои действия. Если необходимо, пользуйтесь словарем. (Каждый ученик «по цепочке» комментирует только 1 слово. Работа на карточках.)
Пр…морский парк, пр…вилегия при поступлении, пр…образовать мир, опасное пр…ступление, пр…мудрый правитель, пр…открывать дверь, пр…городный поезд, пр…соединить провода, пр…быть в город, пр…рогатива в решении проблемы, пр…зидент, пр…мадонна.
Составьте (устно) предложения со словами президент, примадонна.
Ученики читают свои предложения.
Класс оценивает правильность и выразительность.
Тренинг - «Проверяю себя!»
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свои действия, расставляя знаки препинания.
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Проверка - на экране появляется правильный вариант.
Творческая работа.
Лексико-стилистический эксперимент.
Учащимся на карточках выдается текст [3].
???
В полях тает, а в лесу ещё лежит плотными подушками, и деревья нагнулись ( ), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, замерзли ( ) и ждут освобождения.
Но вот наступает ( ) этот жаркий час, счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнётся еловая веточка, хочется ей подняться ( ).
А под елкой, накрытый ( ) её широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает ( ). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел ( ) столбиком и внимательно смотрит ( ), куда ему бежать. И только встал ( ) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось ( ) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями ( ), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл.
В тексте пропущено заглавие, обозначены скобки, куда нужно вписать нужные слова.
Прочитайте текст. Подберите к нему заголовок. Замените в тексте, где это возможно и целесообразно, слова и словосочетания без приставок пре- и при- однокоренными словами или синонимами с данными приставками. Что изменилось в содержании текста после замены?
Из снежного плена
(По М. Пришвину)
В полях тает, а в лесу ещё лежит плотными подушками, и деревья нагнулись (пригнулись), стоят в снежном плену. Тонкие стволики прижались к земле, замерзли (примерзли) и ждут освобождения.
Но вот наступает (приходит) этот жаркий час, счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной тишине шевельнётся еловая веточка, хочется ей подняться (приподняться).
А под елкой, накрытый (прикрытый) её широкими ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно слушает (прислушивается). Но вот заяц метнулся, побежал, опять сел (присел) столбиком и внимательно смотрит (присматривается), куда ему бежать. И только встал (привстал) он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом целая береза!
Все изменилось (преобразилось) в лесу. Везде прыгают ветки, справляются с затруднениями (преодолевают преграды), вырываются из снежного плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл.
Примерные ответы учеников.
Заголовки: Пробуждение природы, лес пробудился, весенняя радость в лесу, из снежного плена.
Ученики подобрали слова: пригнулись, примерзли, приходит, приподняться, прикрытый, прислушивается, присел, присматривается, привстал, преобразилось, преодолевают, преграды – и сделали вывод, что наш вариант очень похож по смыслу на подлинник. Текст Пришвина ярче, действия обитателей леса у него смелее, а у нас природа в основном только в самом начале пробуждения.
Домашнее задание:
а) списать текст, экспериментальный, обозначить все приставки в словах текста, объяснить их написание, основную мысль.
б) определить тип и стиль текста М. Пришвина.
в) № 105, выучить значение приставок пре- и при-.
Литература:
- Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М.: Просвещение – 1991. – С. 12
- Русский язык. Учебник для 5 класса средней школы/ И.С. Ильинская, М.В. Панов и др. – 2-е изд., - М.: 1995. № 105, стр. 305-306.
- Колесник Е.В. Творческий диктант. Журнал «Русский язык в школе», № 1 – 2002 г., стр. 27