Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.
Актуальность названной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.
Виды упражнений для развития орфографической зоркости на уроках русского языка.
Опыт показал, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.
Анализ учебников и дидактического материала по русскому языку убедил нас в том, что в учебном комплексе содержится разнообразный материал для развития речи и мышления, варианты основных орфограмм предоставлены достаточно полно, рекомендуется ряд ценных приёмов на нахождение орфограмм.
В учебниках предлагаются, например, такие задания: “Назовите слова на знакомые вам правила”; “Подчеркните пять слов с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением”; “Найдите в тексте слово с непроизносимым согласным. Подберите и напишите 2-3 слова на это правило”.
Ряд упражнений направлен на практическое обучение разным способам контроля: “Проверь себя постановкой вопроса к прилагательному”; “Выдели безударные окончания существительных первого склонения. В скобках напиши слово подстановкой которого можно проверить правильность окончания”; “Заметь! В прошедшем времени перед суффиксом –Л- пишется та же гласная, что и перед –ТЬ в неопределённой форме. Но перед –ТЬ тоже может быть безударная гласная. В таком случае написание слова надо проверять по словарю”.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
1. Орфографическое проговаривание.
Целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому “в памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. “В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а также подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) в слове”. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.
При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
2. Комментированное письмо.
Особенно важно учить детей комментировать своё письмо при выполнении домашних упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень. Самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелёт. В окончании глагола гласная е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”.
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти объект объяснения, то есть орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработку навыков грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой.
Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается хорошая дикция.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах ( “вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Важную роль в решении орфографических задач при комментировании играют опорные схемы.
3. Графическое выделение орфограмм (подчёркивание)
Возможно при выполнении всех письменных работ.
На определённой ступени обучения применению правил при объяснении написания слов вместо развёрнутого комментирования (или на ряду с ним) используется письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма. Такое комментирование, как мы наблюдали на практике, создаёт лучшие условия для наглядного выделения орфограмм, сопоставления их признаков, обобщения фактов языка.
В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит её написание. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой предшествующая или последующая (или та или другая вместе) буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Образец письменного объяснения тоже имеет важную роль: он “служит целям разъяснения условий, определяющих написание той или иной орфограммы (опора на зрительную орфографическую память), а в дальнейшем используется как приём письменного объяснения допущенной орфографической ошибки”.
Графическое обозначение орфограмм и их количество в слове позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование орфографической зоркости у детей. При подчёркивании орфограмм (съел, в море) - определить её тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство её правописания, способ проверки. Такую работу нужно проводить систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки, когда учитель просит детей назвать встретившиеся орфограммы.
Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.
В ходе орфографического разбора развиваются внимание, память, мышление, речь учащихся. Орфографический разбор позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знание учеников и проверить их орфографические умения и навыки.
Орфографическая зоркость развивается и в процессе работы с “Памяткой”, в которой дан перечень изученных орфограмм. По программе “школа 2100” на уроках русского языка 3 класса используется следующая памятка.
На уроках русского языка я использую схемы предложений с последующей выпиской орфограмм.
Например: С деревьев дождем сыплются листья.
С е,ь о тся ь .
Эта работа дает хорошие результаты.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: дети определяют место в слове, где возникает орфографическая задача.
4. Перфокарты.
Аналогичным образом орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
Например: Укажите безударные гласные в следующих словах: знамена, площадка, холодный, низина, ленивый, крольчата, связать, далекий, вишневый, держать, кленовый, каток.
Проверять задания следует вдвоем: автор (ученик, выполнивший задание) шепотом читает соседу записанное слово, устно выделяет корень. Сосед оценивает его работу:
а) ставит около слова “+”, если считает слово подходящим;
б) ставит “?” если неуверен, а сосед не смог его
убедить (тогда с
этим вопросом следует обратиться к учителю);
в) зачеркивает слово, если нашел его
“неподходящим” и сумел
доказать автору его неправоту.
При выполнении упражнений возможен дифференцируемый подход. Для сильных учащихся предлагается дополнительное орфографическое задание, например: написать пять имен существительных - название животных с парными согласными на конце ( лев, жираф, медведь, лось, волк); подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное с парными согласными на конце или перед согласными (солнечный город, интересный рассказ, заботливый друг, радостная улыбка, легкая походка, редкая книжка, крепкая веревка).
5. Взаимоконтроль по процессу по работе в парах.
Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и в полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.
Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
6. Корректировка письма.
Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки ( свои или чужие ). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Учителю следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверки выполненной работы. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетради учителю полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях палочки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки и сам исправляет их.
Работу над ошибку лучше выполнять по памятке в которой указаны названия орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способа ее проверки. Например:
- Прочитать слово
- Поставить ударение
- Выделить корень
- Подчеркнуть безударную гласную в корне
- Подобрать проверочное слово
Изменяю слово | Подбираю однокоренное слово |
1.Один – много: волна-волны 2.Много – один: паруса-парус 2.По вопросу: где? В лесу – лес Что делал – что делает? Писал - пишет | 1.Большой – маленький: ковёр- коврик 2.Маленький – большой: площадка – площадь 3.Назови ласково: зима – зимушка 4.Кокой? (признак) – что? (предмет): зелёный – зелень 5. что делал? (действие) – что? (предмет): плясал - пляска |
Напиши слово (вставь буквы; исправь ошибки ).
Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
На уроках русского языка я использую развивающие игры и упражнения.
1. Игра “лучший капитан”
Кто может слова-корабли с пропущенными буквами провести к острову “о”, или “а”, “е”, “и” или “я” ?
2. поставьте слова-цветы в вазы. В одной вазе - слова с Ь, а в другой – без мягкого знака.
3. выпишите из загадки слова с безударными гласными в корне слова. Объясните их правописание.
4.Весной веселит, летом холодит Осенью питает, зимой согревает.
5. Словарная работа.
- Сейчас мы проведем необычную работу. Я буду описывать животных, читать стихи или загадывать загадки. Вы должны узнать, кто это, назвать его, просигналить в этом слове опасное место, записать слово в тетрадь. Откройте тетради и приготовьте записывать слова. Но сначала посмотрите на схему - опору, (схема - опора с опасными гласными - ёлочка с шишками)
• Крупное хищное животное с большим грузным телом.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной .... (медведь).
• Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто же это ? (лиса)
• По полю скачет, ушки прячет.
Встанет столбом -Ушки торчком, (заяц)
• И в лесу заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и (совы)
- Какие слова записали? (медведь, лиса, заяц, сова).
Какие из этих слов из словаря? (медведь, заяц).
Возьмите с елки шишки - буквы и вставьте их в наши слова, (четверо учеников по очереди выходят к доске, срывают шишки, вставляют в слова, орфографически проговаривая).
Какое слово здесь лишнее (сова)
Почему (это птица)
Можем ли слово сова записать без раздумий? Почему? (слышится без ударения “а”, а надо писать “о”. Проверочное слово “совы”)
- Вспомните правило (если буква гласная вызвала сомнение, ты ее не медленно ставь под ударение).
6. Подчеркни в словах парные звонкие и глухие согласные буквы. Обозначь звуки.
а) Дуб - суп, рукав - жираф, круг - звук, народ - пилот, вез - нес,
[] [ ] [ ] [] 11 [] [ 1 [][][]
еж - ерш.
[ ] [ 1
б) дубы - супы, рукава - жирафы, круги - звуки, народы - пилоты,
[] [] [ ] п [ ] [] [ 1 и
вези - неси, ежи - ерши. [] [ ] I 1 []
7. Вставь пропущенные буквы. Слова первого столбика соедини с подходящими по смыслу словами из второго. Прочитай полученные словосочетания.
Неуклюжий Прекрасный
Медведи - медве.ь Колючий
Львы - ле. Изворотливый
Лебеди-лебе.ь Важный
Ужи - у. Горбатый
Свирепый Неповоротливый Косолапый
8. Обозначь звуки. Вставь в слова пропущенные буквы.
Дуб-ду... -ду...ки-ду...рава
[] []
Глаза-гла... -гла...ки-гла...ной
[] []
Зубы-зу... -зу...ки-зу...ной
[] []
9. Тест.
- Обведи парные согласные.
б, р, с, х, д - Обведи слова с сомнительной согласной.
дом, кот, шарф, раки. р - Найди и обведи проверочное слово к слову дуб.
Дубок, дубки. - Поставь, где нужно, букву “т”.
Тор..., са..., канна..., пара.... - Подчеркни “лишнее” слово.
Лук, пилот, жар, лед.
10. Выборочный диктант
- Я буду читать отрывки из разных художественных произведений, вы должны записать только слова с парными согласными на конце.
Выпал снег на порог Кот слепил себе пирог
Жил был поп, Толоконный лоб.
Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, Друг прелестный?
- Какие слова выписали? Какую согласную писали на конце слов и почему?
(Дети читают слова и сразу называют проверочные)
- Какие из написанных вами слов нельзя переносить? (снег, кот, поп, лоб, друг)
- Почему эти слова нельзя переносить? (слова можно переносить с одной строки на другую по слогам, а в этих словах по одному слогу.
11 .Чтобы дети лучше запомнили правила парных согласных я дарю им стихотворение: Парные звуки согласные Бывают такие опасные ! Звук не четко слышится... Буква какая пишется? Но поставим рядом гласный -И согласный не опасный!