Найти выход из сложной ситуации возможно только после полного анализа складывающейся обстановки.
Тема урока:
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.Цель урока:
Этапы урока:
1. Понятие ЧС.
2. Классификация ЧС: по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу последствий.
3. ЧС природного и техногенного характера.
4. Определение опасных факторов ЧС.
5. Способы и приёмы защиты от опасных факторов ЧС.
6. Разбор проектного задания.
Оборудование: Слайды: схема “ Классификация ЧС”, схемы “Действий при ЧС”, раздаточные таблицы-задания, правила совместной работы, критерии самооценки, листы успеха, компьютер, мультимедийный проектор.
Формы и методы урока: беседа, работа в группах, мозговой штурм, выполнение проекта.
Ход урока:
1. Вводная часть:
- Объявление темы и цели урока.
- Проверка домашнего задания.
II. Основная часть.
Алгоритм действия учителя:
- Переход от предыдущей темы к новой.
- Дать определение чрезвычайной ситуации.
- Мозговой штурм:
- Назовите, какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас?
- Какие общие признаки у группы ЧС: землетрясение, бури, наводнение и т.д.?
- Как можно назвать эту группу ЧС?
- Какие общие признаки у группы ЧС: взрывы, автомобильная авария, авария на химическом предприятии?
- Как можно назвать эту группу ЧС?
- А по каким ещё признакам можно различить ЧС? (Пожар в одной комнате и пожар в многоэтажном здании).
- Где возникают ЧС?
Заполнить таблицу 1, выданную каждой группе примерно по такой схеме:
Группа ЧС |
Вид ЧС |
Опасные факторы |
План действий |
ЧС природного характера | Землетрясение | Разрушения | Эвакуироваться на открытое пространство, при невозможности - встать подальше от окон, в дверной проем, под несущую стену. |
ЧС техногенного характера | Пожар | Высокая температура, задымлённость помещений | Эвакуироваться ползком или пригнувшись, прикрывая органы дыхания мокрой тканью. |
Давайте определим опасные факторы некоторых ЧС. Чем опасно землетрясение?
- Как уберечься во время землетрясения от обрушения?
- Чем опасен пожар в здании?
- Как защитить себя от опасных факторов пожара?
Во время проведения мозгового штурма демонстрация слайдов (приложение 1).
4. Составить списки:
первой группе – ЧС природного характера, присущие для Новосибирской области;
второй и третьей группам – ЧС техногенного характера, возникновение которых возможно в Сузуне.
5. Каждой группе записать алгоритм действия: при пожаре в школе, при пожаре в лесу, при землетрясении, при наводнении, при химическом заражении.
6. Обобщение знаний, полученных на уроке: беседа по вопросам.
- Классифицируйте группы ЧС.
- Назовите ЧС природного характера, техногенного характера.
- Какие опасные факторы они имеют?
- Назовите способы защиты от них или план действий при ЧС.
7.Подведение итогов урока. Анализ и оценка работы учащихся в группах по критериям самооценки:
“5”
|
“4,5”
|
“4”
|
“3,5”
|
“3”
|
“2”
|
“1”
|
Принципы:
|
Кроме этого каждый учащийся оценивает свою работу на уроке, заполнив в конце занятия лист успеха:
Фамилия Имя
Деятельность | Оценка или баллы |
За работу в группе | |
За вопрос или ответ | |
За возражение | |
Всего баллов |
8. Объяснение проектного задания каждой группе: 1 – ой группе: Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе: Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для Сузуна и опишите последовательность действий при их возникновении.
3- ей группе: Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
Каждой группе выполненную работу продемонстрировать на слайдах или оформить в виде текстового сообщения.
На выполнение задания даётся две недели, в ходе которых будут даны консультации.