Важную роль в развитии дошкольников играет психолог, одна из задач которого – помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваивающим учебного материала, соответствующего возрастным возможностям. Психолого-педагогическое обследование позволяет выявить таких детей и составить план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы.
Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.
Предлагаемая система направлена на развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых, навыков коммуникаций), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка.
Основанием для построения этой системы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития, является игра. Именно поэтому коррекционная работа с детьми в соответствии с данной системой осуществляется на основе развивающих игр.
Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Вместе с тем одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Как писал физиолог И.Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".
Именно поэтому предложенная система предусматривает коррекционную работу в двух направлениях: развитие познавательной сферы и развитие мелкой моторики. Она предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы педагогов, облегчает планирование и проведение коррекционных занятий.
Общая продолжительность занятий:
2-4 года – 10-15 минут;
4-5 года – 15-20 минут;
6-7 года – 20-25 минут.
Частота занятий – 2 раза в неделю.
Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей.
Все игры можно разделить на:
- игры на развитие сенсорного опыта;
- игры на развитие знаний об окружающем мире;
- игры на развитие восприятия;
- игры на развитие внимания, памяти;
- игры на развитие пространственных ориентировок;
- игры на развитие мелкой моторики и т.п.
Рекомендации по проведению занятий:
Занятие должно проводиться в игровой форме.
Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
Задания следует применять, учитывая психические возможности ребенка.
Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.
Необходимо поэтапно усложнять виды работ, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.
Стремитесь вместе с ребенком к достижению поставленных целей.
Система игровых упражнений на развитие памяти у детей 6-7 лет
Октябрь |
|
Задачи |
Д/игры, упражнения |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Нарисуй, что запомнил» (5предметов) «Продолжи ряд» (графический диктант №1) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Запомни фигурки» (посмотри 5
геометрических фигур, нарисуй, вспомни цвет и
форму) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) > |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Пропущенная цифра» (читается цифровой
ряд и пропускается цифра) «Продолжи ряд» (графический диктант №2) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Вспомни буквы» (вспомни и напиши буквы
(5), которые только что видел) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v |
Ноябрь |
|
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков |
«Чего не стало?» (с игрушками) «Проведи пунктирные линии сверху вниз» |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Нарисуй, что запомнил» (7 предметов) «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие графических навыков |
«Кого не стало?» (с детьми) «Проведи пунктирные линии слева направо» |
1) Развитие тактильной, зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Кто стоит перед тобой» (у ребенка
завязаны глаза, определяет на ощупь) «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
Декабрь |
|
|
«Нарисуй то что запомнил» (запомнить и
затем зарисовать изображение любых фигур» «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
|
«Повтори движение» (один наблюдает за
несколькими детьми, затем повторяет движения
того, кого выберет ведущий) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ? |
|
«Художник» (не называя ребенка, дать
другому его словесный портрет, не глядя на него) «Продолжи ряд» (графический диктант №3) |
|
«Запомни слова» (запомни и воспроизведи
10 слов) «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
Январь |
|
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Радио» (диктор разыскивает девочку по
описанию) «Продолжи ряд» (графический диктант №4) |
1) Развитие двигательной памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Кукловод» I вариант «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \ |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Повтори рассказ» (воспроизведение
рассказа 2-3 пр.) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие зрительной памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Назови и нарисуй все цвета радуги по
порядку) «Продолжи ряд» (графический диктант №5) |
Февраль |
|
|
«Кукловод» II вариант “Наматываем клубочки” (от центра) |
|
«Запомни порядок» (перечисли,
отвернувшись, кто за кем стоит – 5 чел.) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
|
«Разведчики» I вариант. «Наматываем клубочки» (с края в центр) |
|
«Я помню 5 имен мальчиков…» «Продолжи ряд» (графический диктант №6) |
|
|
|
«Повтори за мной» (отработка
ритмических фраз) «Точки» (копирование группы точек) |
|
«Я помню 5 названий городов…» «Наматываем клубочки» (по часовой стрелке) |
|
«Разведчики» II вариант “Продолжи ряд” (графический диктант №7) |
|
«Запомни порядок» (перечисли,
отвернувшись, кто за кем стоит-7 чел.) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
Апрель |
|
1) Развитие памяти, ориентировки в пространстве 2) Развитие графических навыков |
«Где ты был?» «Нарисуй рисунок по точкам» |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие графических навыков |
«Антонимы» «Графические узоры» (продолжи по клеточкам) |
1) Развитие моторно-слуховой памяти 2) Развитие мелкой моторики |
«Повтори за мной» (отработка
ритмических фраз) «Продолжи ряд» (графический диктант №8) |
1) Развитие слуховой памяти 2) Развитие графических навыков |
«Синонимы» «Нарисуй рисунок по точкам» |
Система игровых упражнений на развитие внимания у детей 6-7 лет
Октябрь |
|
Задачи |
Д/игры, упражнения |
|
«Переплетенные линии» (проследи
глазами все линии без помощи рук и найди конец
каждой линии) «Продолжи ряд» (графический диктант №1) |
|
«Сложи картинку» (складывание целого из
частей) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) > |
|
«Помоги Коту в сапогах найти второй
сапог» «Продолжи ряд» (графический диктант №2) |
|
«Слушай хлопки» (слушай сколько раз я
хлопну в ладоши - нарисуй столько кружков) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v |
|
|
|
«Угадай, чего не стало?» «Проведи пунктирные линии сверху вниз» |
|
«Лягушка» (угадай по голосу) «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
|
«Выложи кружки как у меня» «Проведи пунктирные линии слева направо» |
|
«Запретное число» «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
|
|
|
«Четыре стихии» «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
|
«Чудесный мешочек» (узнай предметы на
ощупь) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ? |
|
«Нарисуй фигуры» (затем выполнить с
ними действия по инструкции) «Продолжи ряд» (графический диктант №3) |
|
«Перепутаница» (найди предмет в
запутанном рисунке) «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
|
|
|
«Угадай: какой буквы не стало?» «Продолжи ряд» (графический диктант №4) |
|
«Опиши…» (кого-нибудь из детей… по
памяти с закрытыми глазами) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \ |
|
«Перепутаница» (что неправильно
нарисовал художник) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
|
«Найди фигуру» (уметь выделить фигуру
из «зашумленного» рисунка) «Продолжи ряд» (графический диктант №5) |
|
|
|
«Слушай» (займи позу на определенное
количество хлопков) «Наматываем клубочки» (от центра) |
|
«Выложи цифры» (в той
последовательности как было) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
|
«Горшочек» «Наматываем клубочки» (с края в центр) |
|
«Что изменилось?» (на столе, в группе,
дети пересели) «Продолжи ряд» (графический диктант №6) |
|
|
|
«Путаница имен» (с мячом) «Точки» (копирование группы точек) |
|
«Улиточка» (узнай по голосу) «Наматываем клубочки» (по часовой стрелке) |
|
«Найди 5 отличий» (чем 2 картинки
отличаются) «Продолжи ряд» (графический диктант №7) |
|
«Вычеркни букву» (газетный вариант) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
|
|
|
«Слухачи» (послушаем звуки) «Нарисуй рисунок по точкам» |
|
«Найди отличия» (чем 2 картинки
отличаются) «Графические узоры» (продолжи по клеточкам) |
|
«Лабиринт» (графический диктант –
помоги человеку добраться до цирка) «Продолжи ряд» (графический диктант №8) |
|
«Нелепицы» (что неправильно сказано) «Нарисуй рисунок по точкам» |
Система игровых упражнений на развитие мышления у детей 6-7 лет
Октябрь |
|
Задачи |
Д/игры, упражнения |
|
«Летает не летает» «Продолжи ряд» (графический диктант №1) |
|
«Найди 2 одинаковых предмета» (из ряда
похожих) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) > |
|
«Съедобное несъедобное» «Продолжи ряд» (графический диктант №2) |
|
«Что лишнее?» (вербально) «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v |
|
|
|
«Найди 5 отличий» (2 картинки) «Проведи пунктирные линии сверху вниз» |
|
Задача-шутка «Сколько ушей у 2 мышей?» «Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь) |
|
«Чего не хватает на рисунке?» (Найди
недостающие детали изображения) «Проведи пунктирные линии слева направо» |
|
«Нелепица» (вербально) «Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши) |
Декабрь |
|
1) Развитие логического мышления 2) Развитие графических навыков |
Задача-шутка «Сколько сапожек Оля
купила, чтобы кошка лапок не замочила?» «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
1) Развитие анализа и синтеза 2) Развитие мелкой моторики |
«Собери танграм» «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ? |
1) Развитие умения обобщать 2) Развитие мелкой моторики |
«Я знаю 5 названий…» «Продолжи ряд» (графический диктант №3) |
1) Развитие умения классифицировать 2) Развитие графических навыков |
«Что лишнее?» (с картинками) «Закончи задание» (с опорой на рисунок) |
Январь |
|
|
Думай и считай : «На столе 3 яблока, одно
из них разрезали пополам. Сколько яблок на
столе?» «Продолжи ряд» (графический диктант №4) |
|
«Нелепица» (вербально) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
|
Отгадай загадку: «Три пушистых кошечки
улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибегала.
Сколько вместе кошек стало?» «Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \ |
|
«Перепутанница» (Что неправильно
нарисовал художник?) «Продолжи ряд» (графический диктант №5) |
|
|
|
«Разложи картинки так, чтобы получился
рассказ» “Наматываем клубочки” (от центра) |
|
«Перепутанница» (Сколько
геометрических фигур здесь нарисовано?) «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
|
«Я знаю 5 названий…» «Наматываем клубочки» (с края в центр) |
|
Задача-шутка: «Росло 4 березы. На каждой
березе по 4 ветки, на каждой ветке по 4 яблока.
Сколько всего яблок?» «Продолжи ряд» (графический диктант №6) |
|
|
|
«В ряду похожих найди предмет,
отличающийся от других» «Точки» (копирование группы точек) |
|
«Что лишнее?» (вербально) «Наматываем клубочки» (по часовой стрелке) |
|
«Найди 10 отличий» (2 картинки) “Продолжи ряд” (графический диктант №7) |
|
Задача-шутка: «В аквариуме, в молоке,
плавали 4 рыбки, к ним добавили еще 2 рыбки.
Сколько рыбок плавает в аквариуме?» «Закончи ряд» (с опорой на рисунок) |
|
|
|
«Чудесный мешочек» (Узнай и назови
предмет на ощупь) «Нарисуй рисунок по точкам» |
|
Задача-шутка: «Бабушка связала внукам
шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6
варежек. Сколько внуков у бабушки?» «Графические узоры» (продолжи по клеточкам) |
|
«Что лишнее?» (с картинками) «Продолжи ряд» (графический диктант №8) |
|
«Синоним-антоним» «Нарисуй рисунок по точкам» |