Физико-математический КВН

Разделы: Математика, Физика


(звучит музыка-вступление к телевизионной программе КВН)

Учитель:

Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это вступление к телевизионной программе КВН: “Мы начинаем КВН - для кого, для чего?”.

Для кого же мы сегодня начинаем КВН – конечно, для вас, мои ученики! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.

А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: “А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!” А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где “мантейн” означает учиться и приобретать знания; “фюзис” - в переводе “природа”. И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют “гимнастикой ума”.

Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика - это не “сухие” науки и что заниматься ими также увлекательно, как и играть в КВН.

Итак, я приглашаю на сцену ведущих КВНа.

Ведущие:

  1. Итак, что такое КВН?
  2. КВН - это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков.
  1. Игроки выигравшей команды заряжаются положительно.
  2. Проигравшей - отрицательно
  1. Жюрии - электоронейтрально.
  2. Наш главный закон - закон сохранения успеха!
  1. Полный запас успеха обеих команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот.
  2. В замкнутой системе зала, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу.
  1. Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.
  2. Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.
  1. Приглашаем команду 11х классов (…), куратор команды…
  2. Приглашаем команду 10х классов (…), куратор команды…
  1. Приглашаем команду 9х классов (…), куратор команды…
  2. Наш КВН сегодня судят: …

Команды все вместе исполняют песню.

  1. Чтоб нам КВНа не нарушать порядок - приветствия ваши мы выслушать рады!
  2. Команды 9х, 10х и 11х классов по очереди показывают приветствия.

  3. Чтоб всё в КВНе прошло без заминки, его мы начнём – ну, конечно же, с разминки!

Слово предоставляется учителю.

РАЗМИНКА

Команды отвечают по желанию, кто быстрее поднимет руку, вопрос не переходит по кругу, а сразу даётся правильный ответ.

В1 :Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма?

( Нет, не воздух. Воздух - вещество. Физических тел без формы и объёма не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма - оно не физическое тело, а чёрт знает что).

В2:Чем: красивыми словами, страстным шёпотом, громким криком, слезами, угрозами, кулаками, холодным оружием, горячими просьбами или чем-то другим можно убедить учёного с мировым именем в достоверности выдвинутой гипотезы? (Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами. Ничем другим настоящего учёного не прошибёшь)

В3:Что мешает десятикласснику Игорю, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? ( Взаимное притяжение между молекулами)

В4:Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? (В газообразном)

В5:В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше)

В6:Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, то какие три графы были бы паспортах? (Модуль, направление и точка приложения)

В7:Злобный Джин, находясь в газообразном состоянии внутри закрытой бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем давит Джин? (Беспорядочно движущимися молекулами)

В8:Однажды физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую работу. “Да за кого вы меня принимаете?!” - закричал он. Что ответили физики? (В данном случае, - сказали физики хором, - мы принимаем тебя за единицу работы)

Ведущие: Просим жюри подвести первые итоги, а команды пока подготовятся к основным конкурсам. Слово предоставляется жюри.

  1. Почему торжественно вокруг?
    Слышите, как быстро смолкла речь.
    Это о царице всех наук
    Поведём сегодня с вами речь.
  1. Не случайно ей такой почёт
    Это ей дано давать советы
    Как хороший выполнить расчёт
    Для постройки здания, ракеты.
  1. Есть о математике молва,
    Что она в порядок ум приводит
    Потому хорошие слова
    Часто говорят о ней в народе.
  1. Ты нам, математика, даёшь
    Для победы трудностей закалку.
    Учится с тобою молодёжь
    Развивать и волю, и смекалку.
  1. И за то, что в творческом труде
    Выручаешь в трудную минуту
    Мы сегодня искренне тебе
    Посылаем гром аплодисментов!

    “МАТЕМАТИКУС”

Следующий наш конкурс называется “Математикус”. Слово предоставляется учителю.

Учитель: Вначале я проведу небольшую разминку. Я задаю вопрос всем командам сразу, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку.

В1:Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате - девять. А чему равен угол в квадрате? (90° )

В2:Как называется наука, которая занимается обработкой компьютерных данных? (Информатика)

В3:Полторы трети километра это сколько?

(Полкилометра. 1,5· (1/3)=1/2=0,5)

В4:Кому принадлежат слова “Математик должен быть поэтом в душе”?

(Самой известной женщине-математику Софье Ковалевской)

А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листике.

Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте наших ведущих, а затем я задам вопрос.

1. Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.

2. Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность, объём.

1. Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.

2. Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом - ускорение.

1. Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь,

2. Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.

Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворение? - собрать листы (15).

Учитель говорит готовый результат.

Учитель: Итак, теперь мы готовы к выполнению серьёзного задания. Каждая команда получает две задачи, на решение которых даётся 4 минуты. Ответ и решение записать на листочке, а мы начинаем игру с болельщиками.

Чёрный ящик №1.

То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой старшеклассник.

Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль)

Итак, возвращаемся к командам.

Задание 1. Вороне, масса которой 1 кг, Бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости, с которой согнувшаяся ветка действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 Н. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике и математике, вычислить массу божественно вкусного сыра? И если да, то какова масса сыра? ( Сможет. Fупр.ветки=Pвор +Pсыра; Pвор=9,8Н. А снизу 10,8Н, значит Рсыра=1Н, следовательно, m сыра=0,102кг=102г. Бог послал вороне кусочек сыра массой в 102 г.).

Задание 2. Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, и каждый раз в её лёгкие входит около 4 дм3 воздуха. Определить, сколько двоек получила Любочка за год, если известно, что, тяжело вздыхая по этому поводу, она в общей ложности вдохнула в себя массу воздуха величиной в 0,2838 кг. Плотность воздуха 1,290 кг/м3.

(Каждый раз Любочка вдыхала по 0,00516 кг воздуха, т.к. 4дм3=4· 10-3м3, то м1=р· V=1,290· 0,004=0,00516кг, тогда N=0.2838/0.00516=55)

Листки с решёнными заданиями передаются жюри.

Ведущие: Просим жюри подвести 2 итог, а мы приглашаем на сцену пришедших к нам гостей из “Джентельмен-шоу”. Встречайте.

1. Благодарим ребят за вступление, а теперь слово предоставляется жюри.

2. Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!

“ЗНАТОКИ ФИЗИКИ”

Наш следующий конкурс называется “Знатоки физики”. Слово предоставляется учителю.

Учитель: Как всегда, начинаем наш тур с разминки. Вопросы предлагаются всем командам сразу.

В1:В какой стране была построена первая атомная электростанция? (Россия, Обнинск)

В2:В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай. В каком стакане чай холоднее? (В стакане с сахаром, т.к. там часть внутренней энергии частично идёт на растворение сахара)

В3:В чём особенность лампы-билюкса? (имеет 2 нити накала, би = два)

В4:В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и “за углом”? (Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы)

Итак, разминка закончилась, а теперь вопросы каждой команде в отдельности. Начинает команда 10х классов, потом 9х, потом 11х.

9 класс *

  1. Геометрическое тело, на которое похожа земля (шар)
  2. Учённый, установивший закон всемирного тяготения (Ньютон)
  3. Название множителя одна сотая (санти)
  4. Сторона, лежащая против прямого угла (гипотенуза)
  5. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус)
  6. Изобретатель радио (А.С.Попов)
  7. Какая физическая величина измеряется в ваттах (мощность)
  8. То, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению Достоевского, спасёт мир (красота)
  9. “Часы жизни” (Время)
  10. Четырёхугольник, у которого все стороны равны (ромб)
  11. Периметр квадрата (4a)
  12. Прибор для измерения сопротивления (омметр)
  13. Ускорение свободного падения (9,8 м/с2)
  14. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое (плавление)
  15. Название функции y=kx+b (линейная)
  16. Луч, делящий угол пополам (биссектриса)
  17. Какое явление мешает остановиться машине мгновенно (инерция)
  18. Самая простая смазка, всегда имеющаяся под рукой (вода)
  19. Прямая, имеющая одну точку с окружностью (касательная)
  20. График квадратичной функции (парабола)

* 10-му и 11-му классам вопросы составляются аналогично.

Ведущие: Как песня не может прожить без баяна, так команда не может без капитана!

Приглашаем пройти сюда капитанов.

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Учитель: Конкурс капитанов начинается также с разминки, вопросы задаются всем сразу, кто быстрее найдёт ответ, поднимает руку.

В 1: Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы (запасное)?

В 2: Где на Земле самые длинные сутки (везде одинаковые)?

В 3: Самая яркая звезда в созвездие Большой Медведицы - Полярная звезда. Верно ли это? (Нет, т.к. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы)

В 4: При смеси извести, песка и соды при высокой температуре получается субстанция, без которой наша сегодняшняя жизнь практически невозможна. Что это? (Стекло)

В5: Музей, теория пяти механизмов, гибель римских кораблей. Какое имя объединяет эти словосочетания? (Архимед. Музей Александрийский, где сосредотачивалась вся научная жизнь того времени, 5 механизмов - рычаг, блок, винт, болт, лебёдка. Гибель римских кораблей-гор. Сиракузы. Архимед участвовал в инженерном обеспечении этой войны - вторая Пуническая война)

В6: Одно тело способно совершить работу, но не хочет. Другое тело хочет, но не способно. Какое из этих тел обладает энергией (Первое)

Итак, разминка закончилась, переходим к конкурсу “Одна минута”. Капитанам завязывают глаза, по счёту три они должны отсчитать минуту и поднять руку. Кто наиболее близко посчитал, получает 3 балла и далее 2 балла,1 балл.

И последнее задание получают капитаны, назовём его “Кто точнее”.

Перед вами банка с конфетами. За одну минуту вы должны прикинуть, сколько здесь конфет и подойти тихонько сказать мне. Кто наиболее точно назовёт мне число, тот получает 3 балла, затем по 2 и 1 баллу.

Ведущие: 1. Просим жюри подвести итог 3. Команды немного отдохнут, а мы продолжаем игру со зрителями.

Чёрный ящик №2.

В 1974 году архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называют “игрой столетия”. Если играть без системы, то для достижения потребуется миллионы лет. Используя определённую систему, можно достичь цели за 23 с. Эта игра полезный спутник в дальней дороге. Внимание, вопрос! Что это за игра и какова фамилия её создателя? (Кубик Рубика)

А теперь разыгрываем приз! Кто соберёт за 1 минуту кубик Рубика - получает приз и отдаёт балл любимой команде.

Математический софизм.

Предлагаем вам математический софизм.

2р=200коп возведём в квадрат 4 р=40000 коп=400 р. Где ошибка? (Возведение денег в квадрат не имеет смысла)

Ведущие: 2. Слово предоставляется жюри.

1. Есть у нас шестёрка слуг
Проворных, удалых
И всё, что видим мы вокруг,
Всё знаем мы от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде,
Зовут их: как? И почему?
Кто? Что? Когда? И где?

“ЭРУДИЦИОН”

Наш следующий конкурс называется “Эрудицион”. Слово предоставляется учителю.

Учитель Вопрос задаётся команде, если команда не отвечает, могут ответить другие команды. Время 1 минута. Дополнительного времени для других команд не даётся. Могут помогать болельщики.

В1: Уважаемые игроки! Двенадцатый месяц у нас называется декабрь. Это слово происходит от греческого “дека”- десять. Отсюда также слово декалитр - 10 литров, декада - 10 дней. Выходит, что декабрь носит название “десятый”. Внимание вопрос! Чем объяснить это несоответствие? (Раньше Новый год начинался с марта)

В2: Космос, косметика - слова одного корня. Как вы считаете, при чём здесь Пифагор? (Именно Пифагор впервые назвал вселенную космосом, что в переводе с греческого - украшенный мир, прекрасно устроенный)

В3: Известно, что в древности большое значение имел счёт на пальцах. Сейчас его в основном применяют дети, которые учатся считать. Внимание, вопрос! А где ещё в наши дни используется только пальцевый счёт? (на биржах)

В4: Назовите 5 великих страстей Альфреда Нобеля. (Медицина, литература, физика, химия, борьба за мир. Именно в этих областях человеческой деятельности и присуждается знаменитая Нобелевская премия)

В5: Известный советский физик Ландау на вступительных экзаменах задавал вопрос: продолжите ряд букв: О, Д, Т, Ч,…Внимание вопрос! Как нужно было его продолжить? (один, два, три, четыре, П, Ш, С, …)

В6: Фирменным знаком, украшающим продукцию Мерседес-Бенц, является трехлучевая звезда. Внимание, вопрос! На что указывают её лучи? (На три среды обитания, где используются двигатели, производимые фирмой: на воду, землю и воздух)

В7: Философ древности, основатель тайного союза, символом которого была пятиконечная звезда, знаток Египта… Процитируйте пожалуйста утверждение этого философа, которое должен знать каждый старшеклассник (Пифагор, “сумма квадратов катетов…”).

В8: Первым в России ученым-медиком, всерьёз изучавшим проблему детской близорукости, был Фёдор Фёдорович Эрисман. Он определил, что расстояние от книги до глаз, при котором глаза не уставали бы, должно быть 30-35 см. В связи с этим он, не будучи инженером, разработал конструкцию, которая получила повсеместное использование. Что это за конструкция? (школьная парта)

В9: При раскопках в Перу был обнаружен аппарат, представляющий собой две высушенные тыквы, между которыми были натянуты растительные волокна. Предшественником какого современного аппарата было это приспособление? (телефона)

В10: Какой способ измерения высоты предметов и зданий подсказала Фалесу из Милета обыкновенная палка? (когда тень от палки, поставленной вертикально, равна её длине, тень любого находящегося предмета равна его высоте, т.е. достаточно измерить тень)

Ведущие: 1. Просим жюри подвести итог 4, команды готовятся к домашнему заданию, а мы проводим последнюю игру со зрителями.

2. Число - как много в этом звуке
Для математики, друзья.
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!

  1. Числа вторгаются в каждый наш день: встать в семь часов, сделать сто отжиманий, успеть к девяти часам в школу, получить оценку пять или не получить два. Мы все привыкли к этому и не придаём числам особого значения. Но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом, часто придавали им сказочный и мифический смысл. Например, 7 считалось магическим, счастливым числом (7 цветов радуги, 7 дней в неделе, 7 тонов в музыке). 13 – наоборот, число несчастливое (чёртова дюжина), 2 лежит в основе противопоставлений (холодно – горячо, день - ночь), число 3 получило значение священного. Древние пифагорейцы считали его совершенным, т.к. оно имеет начало, середину и конец, и обозначают его в виде треугольника.
  2. Сейчас для зрителей конкурс у нас
  3. Они пусть покажут смекалку и класс
    Ведь им от команд отставать не пристало!

Учитель: Итак, времени 3 минуты. В заглавии каких литературных произведений встречаются названия чисел?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Тема домашнего задания “Физика, математика и ученики”. Команды по очереди выступают.
Просим жюри подсчитать число баллов, которые командам принесли зрители.
Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения.