ТЕМА: подготовка к сочинению (урок – лекция); написание сочинения (2 час.)
ЦЕЛИ:
- создать творческую атмосферу, настроение;
- заинтересовать учеников темой;
- учить видеть прекрасное в окружающем мире;
- учить передавать свои чувства, впечатления,отношение к природе в своем сочинении.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- оформление доски;
- магнитная запись П.И. Чайковский “Декабрь” (“У комелька”);
- Георгий Свиридов “Метель” “Вальс”, “Метель” “Тройка”;
- выставка книг с произведениями о зиме;
- картины с изображением зимней природы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Звучит музыка Георгия Свиридова “Метель”, “Тройка”. Входит девочка в костюме зимы.
Зима: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: – Здравствуй, гостья-Зима! Просим милости к нам. Песни Севера петь. По лесам и полям!
Зима: – Спасибо за приглашение. Сегодня я поведу вас в увлекательное путешествие в чудесную страну Сочиняйку.
Учитель: – Кто из вас обьяснит, почему эта страна так называется?
Ученики: – В этой стране сочиняют разные истории.
Учитель: – Правильно, ребята, ведь мы с вами уже не раз путешествовали по этой замечательной стране и сегодня вас ждут интересные встречи и истории. А кто вспомнит что такое сочинение?
Ученики: – Сочинение – это сообщение мыслей на какую-то тему и построение их по порядку. Сочинение – это упражнение в речи.
Учитель: – Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим , какое толкование он дает этому слову.
Ученик: – (читает справку) Сочинение – от “сочинять”.
- То, что сочинили, художественное, научное произведение. Приложение 1. Справка из толкового словаря (у каждого на парте).
- Вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей на заданную тему.
Сочинять (историческое) – чин – порядок, со – значит вместе.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по одной из предложенных тем, познакомимся с отрывками из произведений русских поэтов и писателей, художников и композиторов, а затем сами напишем сочинение по одной из предложенных тем.
Темы сочинений – на доске.
Прочитайте темы будущих сочинений.
- Картинки зимнего дня;
- На лыжах по зимнему лесу;
- Школьный маскарад;
- Рождественская ночь.
– Мы с вами поговорим о зиме, о красоте русской природы, о замечательном празднике – Рождестве, о школьном маскараде, а затем вы выберете тему для своего сочинения и постарайтесь последовательно изложить свои мысли на бумаге так, чтобы у вас получился связный рассказ.
3. Лекция, чтение отрывков из текстов художественных произведений
.Зима, картины родной природы, ожидание Рожества, Нового года навевают особые чувства. Многие поэты, писатели, художники, композиторы с большой любовью относились к русской зиме и прославляли ее красоту в своих произведениях.
Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы (звучит музыка).
“Поет зима, аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка….”“ Еду.Тихо.Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу….”
Это отрывки из стихотворений Сергея Есенина.
А теперь послушайте, как описывает зиму Алексей Николаевич Толстой в своей повести “Детство Никиты” и постарайтесь представить себе картины нарисованные писателем. (Чтение главы “ Сугробы”)
Приложение 2. Текст у каждого на парте, ребята работают с текстом, подбирая эпитеты.
После чтения:
– Какие картины возникли в вашем воображении при слушании отрывка? (Ответы детей).
Писатель тонко приметил особенности зимы. Как восторженно он говорит о снеге (сияющий, нетронутый, чистый, белый, мягкий, сиял и блестел, хрустел) (вывешиваю на доску табличку: снег…).
О сугробах – большие, пушистые, выше крыши;
О воздухе – морозный, тонкий, щипал в носу, колол
иголочками щеки;
О солнце – мглистое, красноватое, сияло,
искрилось, висело над слоистыми облаками;
О следах полозьев – как стеклянные;
О деревьях – огромные, чуть не до неба, широкие,
покрытые инеем, каждая веточка точно из снега,
розоватые, свесили снежные ветки;
Мы с нетерпением ждем наступления зимы, радуемся ее приходу, и эта радость находит отражение и в нашем творчестве.
1. – Смотрю в окно свое родное и вижу: выпал первый снег. “Ура”– кричат ребята хором “Ура! Ура! Пришла зима!” ( Надя Ерыганова)
2.
Зима, зима на улице!
Сугробы намело.
Ребятам очень весело!
Вокруг – белым – бело!Достанем санки, лыжи мы,
Поедем на каток.
И будет очень весело.
И скоро Новый год!
(Катя Донова)
3.
Просыпаясь утром рано,
Я смотрю в окошко,
Жду, когда зима настанет,
Снега бы немножко.
Я соскучилась по санкам
И по лыжам тоже
Поскорей б зима настала!
Все смотрю в окошко!
Физкультминутка:
Я приглашаю вас в лес (звучит музыка П.И. Чайковский – “Декабрь”) :
Заметает пурга белый путь
Хочет в мягких снегах потонуть
Ветер резвый уснул на пути –
Ни проехать в лесу, Ни пройти.
Забежала коляда
На село,
В руки белые взяла
Помело.Гей вы, нелюди-люди,
Народ
Выходите с дороги
Вперед!Испугалась пурга
На снегах,
Побежала скорей на луга.Ветер тоже спросонок
Вскочил
Да и шапку с кудрей
Уронил.
Утром ворон к березоньке
Стук….
И повесил ту шапку на сук…..
Это стихотворение написал Сергей Есенин.
– Тихо, безмолвно в зимнем лесу, лишь снег скрипит под ногами, да изредка упадет с дерева свежий ком. Но кое-где на белоснежном покрывале видны следы; вот крестики тонких птичьих пальцев – сороки оставили; а тут мышиные петли – дорожки; там – хитрые заячьи следы. Тишина. Лишь ветер шумит в верхушках деревьев, да тихо кружась в воздухе, падают снежинки.
– А любовались ли вы красотой и неповторимостью снежинок? (Ответы детей). Читают стихотворение под звуки вальса.
– Как сказочные кружева падают снежинки на землю.
1.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые!
2.
Летят с небес снежинки
Мне на рукавичку.
Как жалко, что так быстро
Падают невелички! (Катя Донова )
– Зиму мы любим еще и за самый прекрасный праздник – Рождество
– Как вы думаете, почему его так называют (ответы ребят)
– Рождество – значит чье-то рождение
– Послушайте, я прочитаю вам стихотворение Бориса Пастернака “Рождественская звезда”, постарайтесь представить себе картины, нарисованные поэтом
Чтение на фоне тихой музыки (Б. Пастернак “Миры” сочинения в 2-х томах, т.1 стр. 285).
(После чтения)
– О чем это стихотворение? (Ответы ребят)
– Морозная ночь походила на сказку. В эту ночь родился Иисус Христос, и в честь его рождения на небе зажглась новая звезда – Рождественская.
В преданье старом говорится,
Когда родится человек,
Звезда на небе загорится,
Чтобы светить ему весь век.
– Как говорит, поэт о морозе? О звездах?
(Было холодно, дул ветер; небо – полное звезд)
– Какие картины возникли в вашем воображении?
(Стояла зима. Младенец. Кругом снег. Небо полное звезд, отдельно – мерцала звезда, она росла, возвышалась. Много людей пришло посмотреть на младенца. Светало. Рассвет последние звезды сметал с небосвода. Новая звезда спустилась на землю.)
– Иван Сергеевич Шмелев рассказывает нам о Рождестве. Послушайте, как он об этом говорит. (И.С. Шмелев “Лето Господне” главы “Рождество”, “Святки” в сокращении).
(После чтения)
– Как описывает автор Рождество?
– Какие картины вы себе представили? (Ответы детей)
(Очень холодно. Мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, дымно, туманно. На площадках города продают елки. Небо в дыму – меловое, в огне На елках – иней На стеклах – лед, с мороза. Вот, брат, красота-то! Вот появилась на небе одна звезда, Вторая звезда все больше… И звон! Как - будто это звон звезды. Звездный звон певучий, плывет, не молкнет; звон чудо, звон – веденье, славит Бога в вышних – Рождество! Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды!)
4.
Слушание музыки.(Георгий Свиридов “Метель” “Вальс”)
– Послушайте музыку и постарайтесь представить себе то, о чем хотел рассказать композитор.
(После слушания)
– О чем хотел рассказать композитор?
– Какие картины возникли в вашем воображении?
(Ответы ребят)
5. Непременный атрибут праздника – новогодний маскарад.
– Вспомните, как долго вы ждали этого праздника, как готовились, кто вам помогал.
– А как прошел Новогодний маскарад?
– С каким настроением вы ушли домой?
(Ответы ребят)
6. Работа с картинами, подготовка к написанию сочинения.
Рассмотрите картины, нарисованные нашими ребятами, подумайте, что хотел изобразить на картине художник и как у него это получилось.
– Какой теме лучше подходит каждая из картины?
– Прежде, чем приступить к написанию сочинения, послушайте сочинения ребят – ваших сверстников.
Приложение № 5 (сочинения мои учеников).
( Работа в тетрадях стр. 34)
1) Прочитайте темы, подчеркните в каждой формулировке ключевые слова. Подумайте, на какую тему вы будете писать сочинение.
2) Подумайте, какое свое отношение к событию или описанию ты выразишь, как ты закончишь свое сочинение. Запишите свой вариант. (Приложение 4)
3) Подберите и запишите слова.
4) Подумай, о чем ты расскажешь в сочинении, какие описания включишь в текст; что самое главное вы хотите рассказать своим читателям, запишите на черновике главную мысль, она поможет вам построить сочинение.
5) Перечитайте свои записи на стр. “Зима” в тетради. Какие цитаты ты используешь в сочинении?
6) А теперь запишите свои мысли по порядку, использую в своем сочинении цитаты о зиме.
7. Самостоятельная работа.
8. Чтение сочинений. Их анализ.
9. Итог урока.
– О зиме написано много: поэты и писатели рисуют зиму словами, художники – кистью и красками, композиторы – звуками. Я надеюсь, что вам непременно захотелось прочитать и другие произведения о зиме, и, поэтому, вы можете воспользоваться книгами с нашей книжной выставки.
Наше путешествие по сказочной стране “Сочиняйка” подошло к концу, нашим проводником была Зима, скажем ей “спасибо”!
10. Домашнее задание
.Поделитесь своими впечатлениями от путешествия со своими близкими; прочитайте им свои сочинения, и, может быть, кому-то из вас захочется нарисовать иллюстрации к своему сочинению.