Открытый урок по информатике. Тема: "Работа с текстовыми файлами в Norton Commander"

Разделы: Информатика


Цели:

  • отработать навыки выполнения основных операций с текстовыми файлами в оболочке Norton Commander;
  • способствовать развитию мыслительных способностей; навыков оформления результатов работы, навыков взаимооценки;
  • способствовать воспитанию ответственности за результат работы.

Тип урока: самостоятельная работа.

Форма проведения: обучающая игра.

Межпредметные связи: английский язык, история, география.

План-конспект урока

1. Организационный момент

  • приветствие;
  • актуализация цели.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Дайте понятие “интерфейс”.
  2. Как организован интерфейс в MS DOS и Norton Commander?
  3. В чём преимущества организации интерфейса в Norton Commander?

Вывод: работа с файлами и каталогами в оболочке Norton Commander более проста, удобна и наглядна для непрофессионального пользователя.

Сейчас мы с вами проведём обучающую игру “Поиск клада”, целью которой является, используя операции: смена каталога и просмотр файла, собрать 5 ключевых слов и составить из них фразу. Полученный результат вы должны записать в текстовый файл otvet.txt.

Повторение основных операций с текстовыми файлами средствами NC (создание, просмотр, редактирование).

Давайте вспомним, как выполняются основные операции с файлами и каталогами в Norton Commander:

  • создание текстового файла;
  • просмотр текстового файла, выход из режима просмотра;
  • редактирование текстового файла, выход из режима редактирования;
  • как “войти” в каталог, “выйти” из каталога;
  • как перейти на другой диск.

Для успешного выполнения заданий, вы должны воспользоваться имеющимися у вас знаниями по истории, географии, английскому языку и ранее изученной нами теме “История развития вычислительной техники”.

Давайте немного вспомним английский язык: прочитайте и переведите следующие названия государств: USA, USSR, ENGLAND, GERMANY, FRANCE.

Оформление работы в тетради (тема, цель).

Откройте рабочие тетради, запишите: число; тему урока: Обучающая игра “Поиск клада”; цель: собрать ключевую фразу, используя операции “смена каталога” и “просмотр текстового файла”; ниже – Ход работы.

Объяснение правил игры, оформления промежуточных результатов.

Игра начинается с прочтения текста файла begin.txt, находящегося в каталоге HISTORY. В нём содержится подсказка о следующем “пункте назначения”, т.е. каталоге и файле, который нужно прочитать. Если подсказкой воспользовались правильно, то в указанном файле находим одно из пяти слов фразы. Если подсказкой воспользовались неверно, то придётся возвращать в исходный каталог. Будьте внимательны и не торопитесь! В тетрадь нужно записать имена каталогов и файлов, по которым “проходит маршрут”.

Например, HISTORY => begin.txt => …

Отдельно выписываются найденные слова. Когда будут найдены все 5 слов, из них нужно составить ключевую фразу, записать её в тетрадь и создать текстовый файл otvet.txt, в котором записать составленную фразу.

Выигрывает тот, кто быстрее и с наименьшим количеством ошибок найдёт ключевую фразу. Оценивание выполняется в соответствии с набранными баллами (на доске изображена таблица с разбалловкой).

2. Проведение игры

Студенты занимают рабочие места за компьютерами, загружают оболочку Norton Commander и приступают к поиску ключевых слов и составлению фразы.

Правила и ход игры полностью приведены в Приложении.

3. Подведение итогов

Студенты завершают работу с оболочкой, обмениваются тетрадями, в соответствии с указанными критериями подсчитывают набранное количество балов и выставляют друг другу оценки. Преподаватель, фиксируя работу каждого в ходе выполнения заданий, выставляет свою оценку, затем проводится обсуждение полученных результатов и выставляется итоговая оценка.

4. Рефлексия

  • Какие операции с файлами и каталогами использовали?
  • Как организован интерфейс в Norton Commander?
  • Понравилась ли подобная форма проведения урока? Чем?
  • Что запомнилось на уроке?
  • На что нужно обратить внимание ещё? Какие вопросы возникли или остались невыясненными?
  • Так, где же удобнее работать: в MS DOS или Norton Commander?