Цели:
- отработать навыки выполнения основных операций с текстовыми файлами в оболочке Norton Commander;
- способствовать развитию мыслительных способностей; навыков оформления результатов работы, навыков взаимооценки;
- способствовать воспитанию ответственности за результат работы.
Тип урока: самостоятельная работа.
Форма проведения: обучающая игра.
Межпредметные связи: английский язык, история, география.
План-конспект урока
1. Организационный момент
- приветствие;
- актуализация цели.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Дайте понятие “интерфейс”.
- Как организован интерфейс в MS DOS и Norton Commander?
- В чём преимущества организации интерфейса в Norton Commander?
Вывод: работа с файлами и каталогами в оболочке Norton Commander более проста, удобна и наглядна для непрофессионального пользователя.
Сейчас мы с вами проведём обучающую игру “Поиск клада”, целью которой является, используя операции: смена каталога и просмотр файла, собрать 5 ключевых слов и составить из них фразу. Полученный результат вы должны записать в текстовый файл otvet.txt.
Повторение основных операций с текстовыми файлами средствами NC (создание, просмотр, редактирование).
Давайте вспомним, как выполняются основные операции с файлами и каталогами в Norton Commander:
- создание текстового файла;
- просмотр текстового файла, выход из режима просмотра;
- редактирование текстового файла, выход из режима редактирования;
- как “войти” в каталог, “выйти” из каталога;
- как перейти на другой диск.
Для успешного выполнения заданий, вы должны воспользоваться имеющимися у вас знаниями по истории, географии, английскому языку и ранее изученной нами теме “История развития вычислительной техники”.
Давайте немного вспомним английский язык: прочитайте и переведите следующие названия государств: USA, USSR, ENGLAND, GERMANY, FRANCE.
Оформление работы в тетради (тема, цель).
Откройте рабочие тетради, запишите: число; тему урока: Обучающая игра “Поиск клада”; цель: собрать ключевую фразу, используя операции “смена каталога” и “просмотр текстового файла”; ниже – Ход работы.
Объяснение правил игры, оформления промежуточных результатов.
Игра начинается с прочтения текста файла begin.txt, находящегося в каталоге HISTORY. В нём содержится подсказка о следующем “пункте назначения”, т.е. каталоге и файле, который нужно прочитать. Если подсказкой воспользовались правильно, то в указанном файле находим одно из пяти слов фразы. Если подсказкой воспользовались неверно, то придётся возвращать в исходный каталог. Будьте внимательны и не торопитесь! В тетрадь нужно записать имена каталогов и файлов, по которым “проходит маршрут”.
Например, HISTORY => begin.txt => …
Отдельно выписываются найденные слова. Когда будут найдены все 5 слов, из них нужно составить ключевую фразу, записать её в тетрадь и создать текстовый файл otvet.txt, в котором записать составленную фразу.
Выигрывает тот, кто быстрее и с наименьшим количеством ошибок найдёт ключевую фразу. Оценивание выполняется в соответствии с набранными баллами (на доске изображена таблица с разбалловкой).
2. Проведение игры
Студенты занимают рабочие места за компьютерами, загружают оболочку Norton Commander и приступают к поиску ключевых слов и составлению фразы.
Правила и ход игры полностью приведены в Приложении.
3. Подведение итогов
Студенты завершают работу с оболочкой, обмениваются тетрадями, в соответствии с указанными критериями подсчитывают набранное количество балов и выставляют друг другу оценки. Преподаватель, фиксируя работу каждого в ходе выполнения заданий, выставляет свою оценку, затем проводится обсуждение полученных результатов и выставляется итоговая оценка.
4. Рефлексия
- Какие операции с файлами и каталогами использовали?
- Как организован интерфейс в Norton Commander?
- Понравилась ли подобная форма проведения урока? Чем?
- Что запомнилось на уроке?
- На что нужно обратить внимание ещё? Какие вопросы возникли или остались невыясненными?
- Так, где же удобнее работать: в MS DOS или Norton Commander?