Из всех искусств премудрых мастеров
Хороший слог важней иных даров.
В деле образования и воспитания
обучение
красноречию следовало бы считать неизбежным.
А. П. Чехов
Цель: формирование понятия объявления как речевого жанра.
Задачи:
- учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления;
- формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством коммуникативной игры;
- воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;
- учить самостоятельно создавать устные и письменные объявления.
Тип урока: изучение нового материала.
Основной метод: игровой.
Форма урока: работа в группах.
Средства обучения, оборудование: фрагменты мультфильма “Малыш и Карлсон” и кинофильма “Приключения Буратино”, запись песни В. Шаинского “Пропала собака”, фломастеры, маркеры, листы ватмана, карточки к играм.
Предполагаемый результат: самостоятельные и грамотные высказывания детей в виде устных и письменных объявлений.
Ход урока
- Организационный момент.
- Целеустановка.
- Повторение ранее изученного о тексте.
- Формирование представления о письменном объявлении.
- Создание самостоятельных текстов письменных объявлений, анализ деятельности.
- Выполнение заданий учебника.
- Формирование представления об устном объявлении, создание текстов, анализ.
- Обобщающая игра с последующим обсуждением результатов.
- Подведение итогов урока.
1 этап — целеполагание
Сегодня мы начинаем изучать большой раздел в риторике: “Тексты”. Вы уже знакомились с этим понятием на уроках русского языка, вы работаете с текстами на уроках литературы, истории, природоведения. Как вы понимаете, что такое текст?
А вот на уроках риторики вы познакомились еще с одной особенностью текстов: тексты представляют собой многообразие речевых жанров. Какие речевые жанры вы знаете?
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним речевым жанром, но прежде чем мы запишем тему, я предлагаю отгадать риторическую загадку.
(Звучит песня В. Шаинского “Пропала собака”).
Догадались, как называется такой текст? Где вам приходилось с ним встречаться?
Итак, тема нашего урока…Как вы ее определите сами?
Запишите тему нашего занятия: “Объявление”. Сегодня мы научимся создавать объявления, узнаем, как они строятся, из чего состоят, какие бывают.
(Предлагаю детям не закрывать тетради, чтобы в дальнейшем записать в них “риторические секреты”).
Итак, с объявлениями вам приходилось встречаться. О чем в них сообщают?
О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!В.Кривин
Для чего нужны объявления?
2 этап — формирование представлений о письменном объявлении
Предлагаю ученикам прочитать объявление о предстоящем собрании для родителей первоклассников, написанное с нарушением законов жанра. О чем сообщается в объявлении?
Дети определяют, что из небольшого текста можно узнать многое: что, когда и где будет происходить, для кого написано это объявление и кто его написал. По вопросам учителя: “Легко ли читается информация?” и “Что не так?” пятиклассники, возможно с помощью учителя, определяют неправильность оформления объявления. Предлагаю детям вместе его переделать.
Какая информация главная? (Сообщение о собрании). Она выделяется в отдельную строку, используется шрифт и цвет.
Если главная информация нас заинтересует, мы прочитаем объявление дальше и узнаем информацию дополнительную. Какую? (Где и когда будет происходить собрание). Чтобы было легче сориентироваться, дату и время проведения собрания можно выделить другим цветом. Обязательно — подпись! И помните про знаки препинания!
Итак, что мы сейчас делали? (Читали объявления и писали). Такие объявления, которые сообщают нам о том, что, где, когда происходит, — это объявления-сообщения. Информации много, но записать нужно кратко, без лишних слов, чтобы каждое слово имело смысл.
А чтобы объявление читалось и запомнилось, что необходимо использовать? (Цвет, шрифт, расположение информации).
3 этап — создание письменных объявлений
Предлагаю детям посмотреть фрагмент мультфильма “Малыш и Карлсон”. (Малышу дарят щенка. Мальчик спешит поделиться радостью с другом, но Карлсон обижается: “А как же я, Малыш!? Ведь я же лучше!?”- и улетает).
Кто герои фильма? Что произошло? Почему улетел Карлсон? Как чувствует себя Малыш?
Игра “Сыщики”
Задание для групповой работы. Представьте себе, что Малыш поделился с вами своей бедой, и вы решили ему помочь. Составьте от имени Малыша письменное объявление о пропаже Карлсона. Подумайте, какую самую важную информацию вы сообщите. Уместны ли будут рисунок, фотография? Постарайтесь правильно расположить информацию в объявлении.
Что вы подчеркнете в объявлении? А что напишите другим цветом?
После того как работа закончена, дети зачитывают созданные тексты объявлений. Вместе обсуждаем, оцениваем детские высказывания (см. Приложение №1).
4 этап — работа с учебником
О чем еще могут рассказать объявления?
Что за странный вопрос?- можете подумать вы. Не спешите. Оказывается, иногда объявление может рассказать многое о том, кто его составлял: о его характере, скрытом умысле.
Предлагаю детям выполнить задания к упр.52, 54 в учебнике “Школьная риторика”5-й класс II часть (под ред. Т.А. Ладыженской).
5 этап — формирование представлений об устном объявлении
Можно показать детям фрагмент из к/ф “Приключения Буратино”. (Буратино пытается продать азбуку, чтобы купить билет в театр Карабаса-Барабаса. Звучит голос зазывал).
Почему Буратино не попал в школу? Почему удалось зазвать его на представление?
Объявления могут быть не только письменными, но и устными (объявления-приглашения, объявления-запреты, объявления-предупреждения). Где вам приходилось их слышать?
Сообщаю детям, что устные объявления тоже строятся по определенным правилам. Что необходимо для того, чтобы их услышали?
После обсуждения пятиклассники делают записи в тетради.
Устные объявления имеют следующие части:
- слова, привлекающие внимание слушателей “Внимание! Внимание!..”, “Слушайте! Слушайте!..”, в том числе обращение;
- сообщение (приглашение, предупреждение, запрет).
При произнесении устных объявлений говорящий должен помнить некоторые секреты:
- правильно распределять дыхание (с учетом информации);
- если объявление произносится по телевидению, помнить о роли мимики и жестов;
- если объявление содержит просьбу кого-то найти, использовать голосовой нажим, более теплую интонацию, доверительный тон;
- если предстоит произнести объявление-запрет, уместны глаголы повелительного наклонения, использование слов: нельзя, запрещается, категорически, частицы не).
Игра “Лесное радио сообщает”
Раздаю карточки (см. Приложение №2).
Представьте себе, что однажды в лесу поднялся ветер, сорвал листочки с лесной доски объявлений и занес к нам в класс. У вас есть возможность озвучить их. Сделайте это, подражая голосом лесным обитателям, чтобы слушателям были понятны настроение, характер персонажей-авторов объявлений. А мы все вместе попробуем отгадать: кто это?
По окончании игры обязательно оцениваем, кому лучше удалось озвучить объявления. (См. Приложение №1).
6 этап — подведение итогов
Итак, ребята, что вы узнали нового на уроке? Как вы поняли, что такое объявление?
Предлагаю пятиклассникам попробовать сформулировать определение самим. Обсуждаем варианты ответов. Дети делают запись в тетрадях:
Объявление — устный или письменный текст, в котором кратко и четко сообщается, что, где, когда происходит. Объявление содержит точную, конкретную информацию и строится по определенной схеме.
А вот чему научились, лучше проверить себя, играя. Назовем нашу обобщающую игру “Риторы и одноклассники”.
(Дети вспоминают, что ритор — это человек, владеющий правильной, эффективной, искусной речью).
Две команды: “Риторы”и “Одноклассники”. Представьте себе, что вам поручили сделать объявление (устное или письменное) для одноклассников.
Перемена. Все шумят...Как вам выполнить поручение?
“Риторы”получают карточки с указанием темы объявления (см. Приложение №3). Им необходимо дополнить информацию так, чтобы объявление было понятно адресату.
Предлагаю подумать, что они сообщат; напоминаю о важности жестов, тона, громкости, темпа.
“Одноклассникам”- подумать над вопросами, которые необходимо будет задать, чтобы уточнить не совсем понятную информацию.
Выигрывает тот, чье объявление передает информацию наиболее кратко и четко.
Анализ детских высказываний.
Литература
- Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов. Под ред. Ладыженской Т.А. М., 1994.
- Русская словесность. 2000. №1.
- Развитие речи. Школьная риторика 5 кл. Учебное пособие Ладыженская Т.А. М., 1995.
Список приложений
Критерии оценки детских высказываний:
- корректность;
- точность;
- эффективность (достижение коммуникативной цели).
К оценке письменных объявлений. Игра “Сыщики”
- Чье объявление, на ваш взгляд, оказалось наиболее удачным? Почему вы так считаете?
- Чья информация была передана наиболее точно?
- Чей текст составлен оригинальнее? Как это удалось?
- Удалось ли решить речевую задачу?
К оценке устных объявлений. Игра “Лесное радио сообщает”
- Чье объявление озвучено лучше?
- Кто был самым оригинальным?
- Кто из “риторов”оказался наиболее искусным? Почему вы так считаете?
- Чья речь была наиболее точной? Удалось ли “ритору”решить свою задачу ?
- Уместно ли были выбраны тембр, громкость речи, удачно ли были использованы жесты?
- Точно ли “одноклассники”сформулировали свои вопросы?
Игра “Сыщики”
- “Учу всем наукам. Из птенцов за короткое время делаю птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу исключительно ночью! Ух!”
- “Что-то очень стало скучно одному выть на Луну. Кто составит мне компанию?”
- “Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья!”
- “Тому, кто найдет мой хвост. Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! И не беспокойте меня с такими мелочами.”
- “Мяу, мяу. Ушел зализывать раны. До встречи в марте.”
- “Помогу всем, у кого сломался будильник.”
- “Надоело ползать. Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?”
- “Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше с медом!”
- “35 июля состоится общее собрание птиц, зверей, насекомых и пресмыкающихся. Прибегать! Прискакать! Прилетать! Приползать всем обязательно!”
- “Я — самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству! Патрикеевна больше не называть!”
Игра “Риторы и одноклассники”
- Попросите вернуть оставленный вчера в кабинете русского языка орфографический словарь.
- Сообщите, что в воскресенье вы отправляетесь в поход.
- Пригласите принять участие в конкурсе “Алло, мы ищем таланты” или в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.
- Сообщите, что ваш класс едет в бассейн.
- Сообщите, что урок риторики отменяется.
- Сообщите, что предстоит экскурсия по городу.
- Сообщите, что каникулы не отменяются.