Основные аспекты преемственности
Система образования в своем развитии поднялась, за последнее время, на более высокий уровень. Изменились подходы к решению традиционных для образования проблем. Наглядный тому пример – преемственность.
Сегодня идет много разговоров о преемственности. Много трактовок этого понятия. Сейчас преемственность трактуется как непрерывный процесс, на каждом этапе которого могут быть как общие, так и специфические цели и задачи.
Общие цели непрерывного образования:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- всестороннее развитие детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- воспитание нравственного человека.
Знания, умения и навыки в системе непрерывного образования рассматриваются в качестве средств, а не целей развития ребенка.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
Дошкольная ступень |
Ступень начальной школы |
Приобщение детей к ценностям здорового
образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). |
Осознанное принятие ценностей
здорового образа жизни и регуляция своего
поведения в соответствии с ними; готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. |
Реализация общей цели и задач образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого – педагогических условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку возможности выбора: деятельности, партнера, средств и пр.;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успеваемости (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- создание образовательной среды, способствующей, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
Вышеперечисленные цели и задачи определены “Концепцией содержания непрерывного образования”.
Но в педагогике науке и практике существуют различные подходы в понимании преемственности.
1-й подход
Понимание вопросов преемственности как организацию в ДОУ процесса подготовки ребенка к школе.
В случае если мы предполагаем психологическую, физическую, эмоциональную готовность ребенка к обучению в школе – подход верен.
Если же мы рассматриваем вопрос как поступление детей в школу с определенным объемом знаний, то подход в корне не верен. Тестируя ребенка при поступлении в школу мы нарушаем “Конвенцию о правах ребенка”.
2-й подход
Преемственность дошкольного и начального образования связана с идеями самоценности дошкольного детства.
Не надо готовить детей к будущей счастливой жизни, дошкольник должен прожить каждый день счастливо и комфортно.
3-й подход
Определяется необходимостью самоактуализации личности в свободной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие, проявление индивидуальных способностей и формирование умения учиться как ведущего новообразования.
В период дошкольного возраста необходимо создать ребенку условия, при которых он перейдет к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию, где он научиться учиться.
Проанализировав цели, задачи, подходы и терминологию в понимании преемственности, определили: преемственность – это осуществление в порядке преемства, последовательности от одного к другому.
Передача, переход чего-либо или кого-либо от предшественника к приемнику.
Следуя данной формулировке, мы выступаем в роли предшественника. Предшественник – это тот, который своей деятельностью подготовил что-нибудь или кого-нибудь для дальнейшей передачи преемнику, т.е. продолжателю.
На протяжении всей жизни человек поднимается по ступеням:
- раннее детство;
- школа (начальное звено);
- школа (среднее звено);
- высшее звено и т.д.
Переходя от одного этапа к другому, требуется определенный период адаптации. У каждого он протекает по-своему.
Каким образом смягчить эти сложные периоды? Ответ на этот вопрос мы нашли в Концепции “Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека”.
Это школа социального партнерства, в которой ребенок в зависимости от его способностей и возможностей, ощущает, осознает необходимость своего существования.
Наша школа – это школа духовного опыта детей, воспитателей, родителей.
Под духовностью следует понимать свободу выбора, но свободу – в границах величия разума, чувств, воли.
Наша задача – найти пути, способные помочь ребенку ощутить себя частицей целого, осознать нравственную ответственность за свою свободу, за свободу рядом живущих и всего человечества. Любить себя, свою семью – осознать и ощутить себя частицей семьи, детского сада и т.д.
Основная проблема, над которой работают все участники эксперимента – “Духовное и физическое развитие личности ребенка как раскрытие гуманистической природы человека” предполагает формирование в нем трех начал:
- Разума, как способности нравственно-целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека.
- Культуры чувств, как стремления к свободному единению отдельного “Я” с окружающим миром.
- Самостоятельности – как умению сделать собственный выбор.
Однако даже развитие этих факторов в их единстве не дает нам полного основания для утверждения, что мы сможем раскрыть гуманистическую природу человека. Есть нечто более серьезное, о чем в последнее время педагоги предпочитают или не говорить, или говорить вполголоса. Речь идет о глобальной идеологии учебных заведений. Они менее всего должны быть связаны с политическими установками времени, ибо их природа имеет не сиюминутный характер (сегодня так, а завтра по-другому), а непреходящий.
Глобальной установкой данного проекта является ориентация жизни ребенка, его родителей, учителя на идеал нации и человечества. Отсюда исходит и своеобразие основного метода образования и воспитания – познание себя и мира, на основе соотнесенности опыта ребенка с опытом народа.
Эти качества лежат в основе духовного развития человека и обеспечивают его движение к трем равновеликим идеалам человечества – Истине, добру, свободе.
Интеллект и самостоятельность – это опора духовного человека.
Центральный момент – нравственность.
Говоря о преемственности, мы пришли к осознанию следующего: если опорой наших детей станет интеллект и самостоятельность, если мы будем больше внимания уделять социальному, эмоционально-чувственному развитию ребенка, становлению его потребностно-мотивационной сферы, не игнорировать его индивидуальные особенности и собственную творческую активность, то проблема преемственности будет решена, т.к. выше перечисленные качества ребенка будут стержнем не только для его будущего обучения в школе, но и для проживания на любом возрастном этапе жизни.