Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  • Образовательные
  1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными причины. Закрепить умение определять границы главного и придаточного предложений.
  2. Научить детей не только расставлять знаки препинания на границе главного и придаточного предложений, но и видеть внутри простых предложений все виды обособленных членов предложения и слов, грамматически не связанных с членами предложения, и расставлять знаки препинания.
  • Воспитательные
  1. Помочь детям научиться концентрировать свое внимание на выполняемой работе.
  2. Адекватно реагировать на замечания и пожелания.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • схемы расстановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • дидактический материал;
  • схемы предложений;
  • индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

  1. Упр. 86 – прочитать, расставить знаки препинания.
  2. Взаимопроверка. Работа в парах: рассказать о СПП с придаточными времени, условия.
  3. У доски работает учащийся с карточкой: записать предложение, расставить знаки препинания, определить вид придаточного, построить схему предложения:

По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах.

II. Объяснение нового материала

1. Материал наблюдений.

  • Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания.
  • На дне океанов всегда бывает ночь, потому что солнечные лучи не могут пройти через толщу воды.

2. Учащиеся должны определить предложения по строению, найти основы предложения; если предложение сложное, найти главное и определить придаточное.

3. Вывод.

  • На что указывают придаточные предложения?
  • На какие вопросы отвечают придаточные причины? (почему? от чего?)

4. Чтение учащимися материала учебника, параграф 8, стр.31.

III. Закрепление

1. Объяснительный диктант.

Записать предложения, объяснить знаки препинания, определить вид предложения.

Бурундуков нельзя свободно пускать по дому, потому что они очень шаловливы.

В лесу всегда стоял шум, потому что это был старый дремучий бор. Красное море зовется так потому, что грунт у его берегов красного цвета. Древние народы считали письмо даром богов потому, что оно казалось им чудом.

Вследствие того, что ветер не утихал, мы не могли выйти из палатки.

Батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому что (не) приятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех (ни) кем (не) защищенных пушек. (Л. Толстой).

Я заметила что уже смеркалось только потому что летучая мышь вдруг беззвучно влетела под парусину террасы и затрепыхалась около моего белого платка. (Л. Толстой).

2. Составление предложений по схемам.

Используя данные схемы, составить сложноподчиненные предложения, определить вид придаточных.

(если …), ( то…)
(...), (если бы…)
(...), (так как…)
(так как), (то... )

3. Творческая работа.

Добавьте к предложениям придаточные причины:

Я очень устал ________ .
Мы были в отчаянии_______.
Сразу потемнело_______
_____________ все попрятались.
_____________ мы были очень довольны.
Туристы остановились _____________.
Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.
Андрей подошел к скверу ___________.
Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань __________.

4. Работа по развитию речи.

Учащимся предлагается ответить на заданные вопросы, используя СПП с разными видами придаточных.

  • Почему озеро Байкал называют жемчужиной Сибири?
  • Чем Байкал восхищает туристов? (Грандиозная дикая природа, которая волнует, восхищает и возвышает душу).
  • В чем заключаются замечательные свойства байкальской воды? (Чистота, прозрачность, минерализация, вкусовые качества, исключительная насыщенность кислородом).
  • Почему Байкал стал главной ареной борьбы за родную природу? (Нерадивое отношение к природным ресурсам, жизни людей).
  • Что можно предпринять, чтобы сохранить природу озера?

После выполнения работы учащиеся читают составленный рассказ, объясняют знаки препинания, указывают вид придаточных.

5. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения , определить их вид.

1) Мама закрыла шторы
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того
4) Я плохо спал этой ночью
что самолет улетел рано утром
так как было душно
потому что свет мешал малышу спать
так как болота уже начали замерзать.

6. Проверочная работа.

В индивидуальных картах расставить в предложениях знаки препинания, определить вид придаточных, вставить в словах пропущенные буквы.

I вариант.

Плотик на воде и (в) плотную (не) виден так что обн…ружение почти исключе(н, нн)о. (А.Афиногенов). Он п..ступил так (не) обдума(н, нн)о только потоиу что (с) утра был в бесп..койном с..стояни.. . (Л. Толстой). П..года была холодная ветре(н, нн)ая так что сугробы нам..ло выше окон. (Л. Толстой).. (Не) буд(?)те равнодушны ибо равнодушие см..ртоносно для души человека. (М. Горький).Слова хозяйки были прерва(н, нн)ы стра(н, нн)ым шипением так что гость было испугался. (Н. Гоголь).

II вариант.

Он пришел н.. (по) тому что был обязан при..ти а (по) тому что ему инт..ресно было послушать доклад. (Л. Толстой). Ромашов пот..хоньку встал с кровати и сел с ногами на открытое окно так что его спина и его п..дошвы уп..рались впротивоп..ложные кос..ки рамы. (А. Куприн). Она видно не очень разборчива ибо стех пор отв..чает на его поклон самой милой улыбкою.(М. Лермонтов). До глубокой осени лилась с неба вода так что нельзя было на поля (н..) войти, (н..) в(?)ехать. (В.Солоухин).

IV. Обобщение

На какие вопросы отвечают придаточные причины?

V. Рефлексия

На вертикальной прямой указать снежинкой степень усвоения материала:

* снежинка вверху – материал усвоен полностью.

* снежинка посередине – материал усвоен частично.

* снежинка внизу – материал не усвоен.

VI. Домашнее задание

Выставление учащимся оценок.