“Действительное изображается в
мышлении
не в целых числах, а в дробях”.
Фейербах Л.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания, полученные по данной теме.
Оборудование: графопроектор, ответы на прозрачных пленках, задание каждому ученику на листочках.
Жюри: для подсчета баллов из старшеклассников.
Ход урока
I. Разминка (5 минут)
1. Решить задачу: “Половина от половины числа равна половине” (5 баллов).
2. Заполните числами магический квадрат (от 6 до 10 баллов).
Рядом сидящие дети меняются работами. Ответы проецируются на экран:
1. Число равно двум.
2. Магический квадрат
Ученик проверяет работу соседа, подсчитывает общее количество баллов, передает жюри.
II. Конкурс “теоретиков” (5 минут)
- Что такое числитель?
- Что такое знаменатель?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Какие дроби называются равными?
- Найдите дробь равную 1/3 со знаменателем 15, 18, 30.
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как выделить из неправильной дроби целую часть?
- Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
Отвечает ученик, первым поднявший руку. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
III. Конкурс “практиков”
Решение тестовых заданий с выбором ответа (30 минут).
1. Круг разделили на 8 равных долей. Три покрасили. Какая часть круга осталась непокрашеной? (1 балл).
а) 3/8; б) 5/8; в)1/8
2. На каком рисунке закрашено 3/4 квадрата? (1 балл).
3. Какая из точек лежит правее на координатном луче: М (3/7), N (6/7), P (2/7)? (1 балл).
а) М; б) N; в) P.
4. Определите координату точки А по рисунку (1 балл).
а) 13/7; б)10; в)11/7.
5. В классе 23 ученика. Из них 12 девочек. Какую часть всего класса составляют мальчики? (2 балла).
а) 11/12; б) 12/23; в) 11/23.
6. Сравните 1 и 9/4: а) 1> 9/4; б) 1< 9/4; в) 1 = 9/4 (2 балла).
7. За первый час расчищено 5/11 всей дороги, а за второй час 4/11 всей дороги. Какую часть дороги осталось расчистить а) 9/11; б) 1/11; в) 2/11 (2 балла).
8. Какие числа можно поставить вместо числа m, чтобы дробь 7/m была правильной? (1 балл).
а) 7, 6, 5, 4; б) 7, 8, 9, 10; в) 8, 9, 10, 11.
9. Пешеход прошел 17 км за 5 часов. Найдите скорость пешехода (1 балл).
а) 5/17 км/ч; б) 22/5 км/ч; в) 32/5 км/ч.
10. Найдите сумму чисел 12/3 и 41/3 (2 балла).
а) 6; б) 51/3; в) 53/6
11. Урок длится 3/4 часа. Сколько времени займут 4 урока? (2 балла).
а) 12/16 ч; б) 9/4 ч; в) 3 ч.
12. Найдите разность чисел 41/7 и 15/7 (2 балла).
а) 34/7; б) 34/14; в) 23/7.
13. Вычислите значения выражения: (8 – 27/12)+(37/15 + 28/15) (3 балла).
а) 821/30; б) 116/13; в) 127/13.
14. Ширина прямоугольника 6 см, что составляет 2/3 его длины. Найдите площадь прямоугольника. (3 балла).
а) 54 см2; б) 24 см2; в) 30 см2.
15. Решить уравнение x – 38/17 = 510/17 (2 балла).
а) 81/17; б) 91/17; в) 22/17.
16. На огороде собрали 56 кг огурцов и 7/8 всех огурцов засолили. Сколько килограммов огурцов засолили? (2 балла).
а) 49 кг; б) 64 кг; в) 7 кг.
17. Решить уравнение: y + 21/3 = 4 (2 балла).
а) 12/3; б) 61/3; в) 21/3.
18. Бабушка сварила брусничное варенье и разлила его в банки, вмещающие по кг варенья. Сколько ей понадобится таких банок, чтобы разлить в них 31/2 кг варенья? (3 балла).
а) 6 банок; б) 7 банок; в) 3 банки.
19. Решите уравнение (26 + x)/5 = 10 (3 балла).
а) 76; б) 24; в) 28.
20. Геологи прошли маршрут длиной 75 км. В первый день они прошли всего маршрута, а во второй 4/25 всего маршрута. Какой путь прошли геологи за эти два дня? (3 балла).
а) 12 км; б) 9 км; в) 21 км.
Проверка проводится аналогично первый части урока. Дети меняются работами. Проецируется на экран таблица правильных ответов:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
№ правильного ответа | б | б | б | а | в | б | в | в | в | а | в | в | б | а | б | а | а | б | б | в |
баллы | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 |
У каждого ученика подсчитывается общее количество баллов соседом, работы передаются жюри.
4) Жюри оценивает работы:
- меньше 26 баллов – “2”
- от 26 до 30 баллов – “3”
- от 31 до 35 баллов – “4”
- больше 35 баллов – “5”