Использование новых программных средств на уроках информатики позволило более тщательно отслеживать качество знаний и умений учащегося.
Например: используя программу “Radmin”, учитель может, не вставая со своего рабочего места, посмотреть чем занимается учащийся (делает задание сам или пользуется чьей-то работой), а также подсказать в нужный момент ученику, если возникла трудность в выполнении задания.
Дифференцированный подход в обучении стал, как никогда, более доступным и открытым. Выполнив задание раньше других, ученик получает дополнительное задание, тем самым повышая свой профессиональный уровень и, конечно, не мешает заканчивать свои задания другим ученикам.
Очевидно, что на уроках информатики дети развивают логическое мышление, интеллектуальные способности, навыки работы с персональным компьютером и т.д., но отстают в развитии речи, активизируя свое внимание на создании компьютерной программы.
Используя в обучении метод проектов, ученик получает задание и работает над проектом под руководством учителя.
Метод проектов обязывает ученика не только выполнить задание, но и грамотно, используя специфику и терминологию предмета, объяснить учителю и другим ученикам каких результатов он добился, что в свою очередь развивает творческую и разговорную речь учащегося. Таким образом, можно говорить о формировании социокультурной компетенции учащихся. Профильное обучение “оператор ЭВМ” в Межшкольном Учебном Комбинате затрагивает большее количество учебного материала, чем, например, информатика (как обязательный предмет в школе), что позволяет более широко определить возможности ребенка и подобрать наиболее подходящий метод и форму обучения.
Мною был разработан материал для обучения и самообучения работы на ПК. Взяв эту разработку, можно, начиная с самых азов, познать современный компьютер (ни разу не работав на нем) или использовать, как методическое пособие, в котором указаны: тема, цель, изучаемый материал, способы контроля проверки полученных знаний, а также контрольное задание для проверки усвоенного материала. Методическая разработка состоит на сегодня из 25 практических работ. Каждая практическая работа содержит теорию (основные определения, формулы, ссылки) и тренировочные задания.
Разработка была выполнена в 1999 году и за четыре года была апробирована и неоднократно доработана с учетом пожеланий коллег и требований к методике и качеству знаний учащегося.
В ХРИПК и ПРО г. Абакана весной 2004 года методическое пособие было успешно защищено как курсовая работа, а также одобрено и оценено педагогами и методистами г. Абакана и других регионов Республики Хакасия. Кроме того, работа получила высокую оценку директора НОУ ШКО (независимое образовательное учреждение – школа компьютерного образования).
Начиная с 1999/2000 учебного года Межшкольный Учебный Комбинат начал присваивать старшеклассникам квалификацию “Системный оператор ПЭВМ”, что, несомненно, служит высоким показателем уровня обученности школьников работе на компьютере и является стимулом для повышения их мастерства.
В связи с тем, что информационные технологии совершенствуются не по годам, а ежемесячно, необходимо научить детей умело использовать любые источники информации для нахождения нужных знаний, т.е. научить их учиться. Несомненно, использование компьютерных технологий в обучении позволяет расширить возможности образования вообще, воспитать всесторонне развитую, мобильную личность, способную в жесточайших условиях нынешних рыночных отношений быть востребованными обществом.
Примечание
Системный оператор ПЭВМ имеет не только базовые знания по предмету “Информатика”: составлять компьютерные программы, использовать новейшие информационные технологии, но и может устанавливать программное обеспечение (операционные системы, прикладное программное обеспечение), собирать и разбирать персональный компьютер, настраивать на оптимальное быстродействие, а также выполнять частичный ремонт персонального компьютера, разрабатывать новое программное обеспечение для персонального компьютера.
Для средней школы Российской Федерации это считается высоким уровнем подготовки учащихся.
Для сравнения откроем первую (№ 1) и последнюю (№ 25) практические работы. Первая начинается с основных правил и приемов работы в среде WINDOWS, последняя заключает в себе работу с документами.
На этом примере можно проследить, как при последовательном выполнении данных практических работ у учащихся формируются навыки работы с ПК. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Теме текстового редактора MS WОRD отводится 5 практических работ (№ 10-14).
Первая тема (п.р. № 10) предполагает ознакомление школьников с данной программой. Цель этой работы – научиться пользоваться установкой полей и отступов в MS WORD. В ходе работы описаны правила установления на странице с текстом поля любой ширины. Каждая линейка установки отступов и полей вынесена и обозначена своим именем. После описания хода работы учащимся дается упражнение, на котором они могут закрепить полученные знания.
Рассмотрим практическую работу № 12 – рисование в MS WORD. Цель данного задания – научить детей использовать основные инструменты панели рисования в MS WORD. В ходе работы описаны правила пользования панелью рисования, обозначены основные пункты меню действия.
Выполняя упражнения к этой практической работе, учащиеся могут убедиться, что рисунки, созданные средствами MS Word, являются векторными изображениями, то есть всегда можно изменить размер рисунка, его цвет и другие параметры, не опасаясь за потерю качества изображения. Умея пользоваться панелью рисования в MS WORD, дети могут создавать в документе как простые, так и сложные графические изображения.
Рассмотрим тему практических работ MS Excel. Для изучения данной программы отводится 7 практических работ (№ 16-23). Первая практическая работа по данной теме (№ 16) включает в себя основные понятия и сведения. Она предназначена для формирования начальных сведений о данной программе у учащихся. По мере выполнения заданий у школьников формируются навыки работы с элементарными таблицами MS EXCEL.
Умение пользоваться данными программами имеет большое практическое значение в жизни детей. Хорошо усвоенные программы MS WORD и MS EXCEL помогут школьникам правильно оформлять рефераты, сообщения, доклады.
Умение пользоваться практическими работами развивает у детей навык и интерес к самостоятельному обучению.
Во время изучения пакета MS Office дети изучают ГОСТы оформления документов.
Например, деловая переписка, заявление о принятии на работу, исковое заявление и т.д. Предлагаю вниманию коллег 4 из 50 практических работ . К концу текущего учебного года вся разработка из 50 практических работ будет представлена в Министерство образования и науки Республики Хакасия как авторская программа.
Информатика в школе
За последние годы большинство школ нашей страны обеспечили компьютерными классами. Нужны ли современным школьникам уроки информатики? Конечно же, нужны!
Сегодня компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они оказывают неоценимую пользу при подготовке к экзаменам, выполнении домашних заданий, развивают логическое мышление, оказывают помощь в изучении языков и даже дают возможность общаться на дальних расстояниях.
На уроке информатики учитель уделяет большое внимание текстовым редакторам MS WORD и MS EXCEL. Эти программы имеют огромное практическое значение. Курсовые работы, рефераты, отчёты, планы и многое, многое другое необходимо выполнять в печатном или электронном варианте. Вышеназванные программы позволяют справиться с этой задачей.
Изучение возможностей программ-приложений пакета MS OFFICE делает изучение предмета ОИ и ВТ существенно интересней и помогает в обучении учащихся как сейчас, так и в будущем.
Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, пробуют создать сами подобные работы, что развивает в них творческую личность.
В качестве итоговой работы 11-е классы выполняют творческий проект, который разрабатывается на протяжении всего учебного года в индивидуальной форме на уроках ИВТ под руководством учителя. И, при необходимости, с участием учителей-предметников создаются презентации по предметам, ведущимся в школе, а также разрабатываются новые практические работы, которые после доработки могут быть использованы для обучения будущих поколений.
Некоторые учащиеся выбирают проект в форме презентации на тему “Наш класс”. Выполнив его, все учащиеся имеют возможность насладиться этой работой.
Некоторые практические работы по данной программе обучения см. в Приложении.