Уважаемые коллеги, учителя английского языка!
Хотелось бы поделиться с Вами одной находкой, которая помогает мне сформировать у студентов представление о системе времен английского глагола в целом. Хотя первоначально идея подобного объяснения возникла при работе со студентами физико-математического факультета на понятном им языке, она одинаково доступна и физикам, и лирикам.
Начинаю с расшифровки каждого слова в названии темы занятия “Система видо-временных форм английского глагола активного залога”, сопоставляя грамматические явления в русском и английском языках.
Активный залог:
Любое наше высказывание представляет собой предложение, которое включает: подлежащее + сказуемое (действие)
Подлежащее в предложении может выступать субъектом и объектом действия, в зависимости от этого различают:
Активный (действительный) залог Подлежащее = субъект действия, активное лицо Я строю дом |
Пассивный (страдательный) залог Подлежащее = объект действия, пассивное лицо Дом строится мной |
Вид и время глагола:
В русском языке временные формы глагола представлены 3 временами: настоящим, прошедшим и будущим. Наглядно это можно представить в виде трех отрезков на прямой (рис.1), то есть время глагола в русском языке – понятие одномерное.
Вид глагола определяется по вспомогательному вопросу:
несовершенный - что делать? (рисовать)
совершенный – что сделать? (нарисовать)
<Рисунок 1>
В английском языке количество временных форм активного залога гораздо больше – 12. Это объясняется тем, что для выражения времени глагола недостаточно ответить только на вопрос “когда?”, необходимо добавить вторую характеристику “как?”, которая определяет вид. Таким образом, английской глагол имеет не просто временную, а видо-временную форму и представляет собой понятие двухмерное. Для объяснения этого понадобится уже не прямая, а система координат. Подобно любой точке в пространстве, видо-временная форма английского глагола складывается из двух координат: время (когда происходит действие) - Past, Present, Future и вид (как совершается действие) (рис.2).
<Рисунок 2>
В зависимости от характера совершения действия в английском языке принято выделять 4 группы времен:
Simple (Indefinite) Tenses – простые неопределенные времена, обозначают регулярное, часто повторяющееся действие (ФАКТ).
Continuous (Progressive) Tenses – длительные времена, обозначают протекание действия в момент речи (ПРОЦЕСС). На русский язык всегда переводятся глаголом несовершенного вида.
Perfect Tenses – завершенные времена, обозначают завершенность действия к определенному моменту речи (РЕЗУЛЬТАТ). На русский язык всегда переводятся глаголом совершенного вида.
Perfect-Continuous (Perfect-Progressive) Tenses – завершенно-длительные времена, обозначают действия, начавшиеся в прошлом и длящиеся на момент речи уже какое-то время (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ и ЗАВЕРШЕННОСТЬ). На русский язык всегда переводятся глаголом несовершенного вида.
Таким образом, глагол в английском языке может обозначать действие, совершаемое в каждом из времен (прошедшем, настоящем или будущем) 4-мя разными способами. Например:
Я делаю уроки каждый день (ФАКТ в настоящем) – на рис.2 точка B
Я делаю уроки сейчас (ПРОЦЕСС в настоящем).
Я делаю уроки вот уже полчаса (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ и ЗАВЕРШЕННОСТЬ в настоящем).
Я уже сделал уроки (РЕЗУЛЬТАТ к настоящему).
Заметьте, что при переводе на русский язык используется глагол в настоящем времени в сочетании с разными наречиями.
Еще несколько примеров:
Я делаю уроки в данный момент (ПРОЦЕСС в настоящем).
Я делал уроки вчера в 2 часа дня (ПРОЦЕСС в прошедшем).
Я буду делать уроки завтра в полдень (ПРОЦЕСС в будущем).
Сочетание названных 4 групп (Simple, Continuous, Perfect, Perfect-Continuous) в 3-х временах (Past, Present, Future) образуют СИСТЕМУ из 12-ти видо-временных форм английского глагола в активном залоге (табл.1).
После этого объяснения предлагаю студентам применить информацию на практике в виде следующих заданий:
1. Используя рис.2, определите, какая точка имеет следующие координаты:
1. факт в будущем; 2. процесс в настоящем; 3. результат в прошлом; 4. длительность и завершенность в настоящем; 5. факт в прошлом; 6. процесс в прошлом; 7. длительность и завершенность в будущем.
2. Дайте название видо-временных форм 1-7 из упр.1 на английском языке.
3. Соотнесите видо-временные формы А-Г с русским переводом следующих предложений (задание выполняется со зрительной опорой):
1. Я пишу письма обычно. | А. Continuous (процесс) |
2. Я пишу письмо сейчас. | Б. Perfect (результат) |
3. Я пишу письмо уже неделю. | В. simple (факт) |
4. Я только что написал письмо. | Г. perfect-continuous (длительность и завершенность) |
4. По характеру совершения действия определите видо-временную форму глагола в следующих предложениях (задание выполняется на слух без опоры на предложения). Если ребята затрудняются сразу назвать видо-временную форму, можно начать с характеристики действия (факт, процесс, результат и т.д.):
- Катя еще не пришла.
- Вася изучает английский язык вот уже 10 лет.
- Мы сейчас внимательно выполняем упражнение.
- Студенты любят каникулы.
Когда студенты научились определять время глагола “по английской мерке” в вышеописанных заданиях, переходим непосредственно к образованию английских глагольных форм, пользуясь таблицей 1. Задача на данном этапе мне видится в том, чтобы ребята узнавали видо-временные формы (особенно сложные аналитические конструкции) в английском тексте, знали особенности их перевода в соответствии с характером совершения действия.
Условные обозначения, используемые в таблице:
V – словарная форма смыслового глагола (инфинитив без частицы to)
- вспомогательный глагол (изменяемая часть сказуемого, участвует в образовании вопросительной и отрицательной формы; не переводится на русский язык; выражает ВРЕМЯ).
V-ing, V-ed, V2, V3 - формы смыслового глагола (неизменяемая часть сказуемого, выражает ВИД).
yesterday, just и др. – наречия-ориентиры
<Таблица 1>
Во время работы с таблицей 1 даю понятие о правильных и неправильных глаголах, знакомлю с правилами чтения окончания –ed (табл.2), учу пользоваться списком неправильных глаголов с транскрипцией [1; С.38-41], обращаю внимание студентов на типичные для каждого времени наречия-ориентиры.
<Таблица 2>
После глухих согласных (кроме t) и после sh, ch, ce |
После звонких согласных (кроме d) и гласных |
После t, te, d, de |
V+ed =[ t ] |
V+ed =[ d] |
V+ed =[Id] |
helped asked wished danced |
lived played answered |
visited created needed divided |
Запомни! stop – stopped, ad – added, stir - stirred |
Способы работы с таблицей могут быть разные. Привожу лишь некоторые примерные задания:
1. Назовите предложенные глагольные формы по-английски; определите изменяемую и неизменяемую части сказуемого (используйте условные обозначения табл.1):
1. was doing 2. will learn 3. have finished 4. had been writing 5. will be reading
6. is translating 7. will have returned
2. Образуйте формы V2, V3 следующих глаголов:
правильные глаголы (V-ed): to advise, to explain, to report, to invite, to dress
неправильные глаголы: to bring, to get, to know, to put, to speak, to understand.
Прочтите их правильно.
3. Определите соответствие глагольных форм и их названий:
1. writes | А. Present Perfect-Continuous |
2. were sleeping | Б. Future Simple |
3. had prepared | В. Future Continuous |
4. will begin | Г. Past Continuous |
5. have been repeating | Д. Past Perfect |
6. will be doing | Е. Present Simple |
4. Определите, какой английской форме соответствует данный русский перевод:
1. write | А. пишу (сейчас) |
2. am writing | Б. пишу (уже… с…) |
3. have been writing | В. написал (уже) |
4. have written | Г. пишу (регулярно) |
5. Соотнесите русские и английские предложения:
1. Она нарисовала картину. | А. She has painted the picture. |
2. Сейчас она рисует картину. | Б. She is painting the picture now. |
3. Она рисует уже час. | В. She paints every day. |
4. Она рисует каждый день. | Г. She has been painting for an hour. |
Используемая литература:
- Левицкая Е.Г., Василенко М.В. Грамматика английского языка в таблицах. – М.: Издат-школа 2000. – 80 с.
- Клементьева Т.Б. Повторяем времена английского глагола. – М.: Дрофа, 2000. – 208 с.