Содержание
I. Чтение – одно из важнейших средств формирования личности.
II. Понятие скорочтения.
III. Оптимальное чтение. Основные причины важности овладения им младшими школьниками.
IV. Резервы обучения чтению.
1. Жужжащее чтение.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
3. Чтение перед сном.
4. Использование зрительных диктантов.
5. Упражнение для развития техники чтения.
а) многократное чтение,
б) чтение в темпе скороговорки
в) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
г) упражнение для развития угла чтения
д) “Губы”
е) “Буксир”
ж) “Бросок-засечка”
з) “Молния”
V. Приемы стимулирования.
VI. Причины получения отрицательных результатов по развитию техники чтения.
VII. Рекомендации для проверки домашних заданий по чтению.
VIII. Приложения.
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.
Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.
Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
Иногда можно услышать, что младшим школьникам нужно овладеть скорочтением. Но тогда давайте обратимся к терминологии.
Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников. В США и других развитых странах не возьмут на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не утонет в потоке бумаг! Финские специалисты считают, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально читать! Словом за скорочтение в начальных классах ратовать не имеет смысла.
Чтение в темпе скороговорки – это от 180 до 300 слов. Этого тоже не нужно добиваться.
Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем показателе 130 слов.
Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Я сторонник того, что к концу начального обучения, ученики должны достигать оптимальной скорости чтения.
Представьте себе ученика 7 класса, который читает около 50 слов в минуту. В 7 классе домашнее задание составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 50. Получается примерно 130 минут, или около двух часов, необходимых ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, что этот ученик за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты – это уже 4 часа; еще прибавим 6 часов занятий в школе – уже 10 часов. А еще письменные задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, английскому языку, сочинения по литературе. Уходит целый день. Таким образом, этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.
Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо довести вначале до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.
В последние годы резко возросла роль Японии, как экономически развитой страны. Почему? Потому, что многие рабочие имеют высшее образование. В их число входят не только служащие, не только руководящие работники, но и многие представители рабочего класса. Это не случайно: для японца образование – это средство выжить. Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
Запишем дробь. В числителе 40000, в знаменателе 80. 40000 слов – это объем газеты “Труд” на шести страницах, а 80 слов в минуту – такую скорость имеют многие наши десятиклассники, идущие в ПТУ, т.е. без пяти минут рабочие. Значит, будущий рабочий прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий день.
Думается, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения.
Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение. Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.
В реальных условиях каждая школа хотела, чтобы большая часть ее учеников /т.е. более 50%/ занимались на “4”. И поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Значит, сангвиники и холерики вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии Украины, более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе.
Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень, какие резервы обучения использовать.
Я хочу рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, резервы обучения чтению.
Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.
Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.
Проанализируем, что получается. Если учитель работает по обычной методике и в 3 классе, он имеет 5 уроков чтения, то при наполняемости классов 30 человек он за неделю опросит по одному разу каждого ученика. При этом ученик будет иметь для тренировки всего 3 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне можно научить детей читать.
Хорошо, если ребенку повезло с семьей, и дома его научат хорошо читать. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж его сводится к этим трем минутам, естественно , что такой ребенок читать не научится.
Давайте проследим, что делают ежеурочные пятиминутки. Запишем:
5*5*5=125
5 минут за урок, пять уроков в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 125 минут. Очевидно, если время увеличилось от 3 минут до 125 минут, то результат будет положительный.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Приведу общественные примеры этой закономерности.
Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Второй пример. Частенько, когда мы советуем ребенку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко /см.приложение/. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том числе и о зрительных диктантах.
В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени /время указано для каждого предложения/ читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить.
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.
На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени.
Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает. И еще одна деталь: если тексты не будут соответствовать по содержанию теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.
А теперь расскажу о тех упражнениях из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко, которые я использую в своей работе.
1. Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.
2. Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.
При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.
3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
4. Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
а) чтение первого и последнего слогов на строке.
Например,
Барсучий нос
(отрывок)
К. Паустовский
… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
от жадности…
б) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.
Таблица Шульте
10 | 4 | 28 | 9 | 14 |
20 | 24 | 18 | 1 | 5 |
13 | 8 | 30 | 25 | 11 |
2 | 22 | 15 | 27 | 17 |
26 | 6 | 12 | 3 | 21 |
16 | 23 | 19 | 29 | 7 |
5. В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении вводилось упражнение “Губы”.
При команде “Губы” к плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” дети убирали палец и читали вслух текст.
По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подавалась все реже и, наконец, отменялась совсем.
6. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.
Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.
7. Следующее упражнение называется “Бросок – засечка”. Заключается оно в следующем.
Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
8. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Учителя начальных классов имеют на своем вооружении много приемов стимулирования. Однако я бы хотела остановиться на двух из них.
В конце урока чтения я оставляю 3-4 минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст /каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам/, замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.
Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке.
Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение “Спринт”. К доске выходят несколько учеников /3-5/, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
У некоторых учителей не получаются хорошие результаты из-за ошибок в использовании рекомендаций.
1. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.
2. Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения, ученики не могу судить, каковы их успехи.
3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память.
А сейчас я хочу поделиться опытом проверки домашних заданий. Чтобы проверка домашнего задания не состояла из скучных пересказов и прочтений текстов, ее можно разнообразить.
1. Учитель читает домашний текст /при этом у учащихся книги закрыты/ и специально делает замены слов, дети должны на слух уловить эту замену и исправить учителя.
“Лиса и козел”
/Русская народная сказка/
Бежала лиса, на кур /правильно ворон/ зазевалась и попала в яму /колодец/. Воды в колодце было много /немного/: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет баран /козел/, глупая /умная/ голова. Идет бородой /бородищей/ трясет, рогами /рожищами/мотает…
2. Учитель зачитывает или записывает на доске начало, конец или середину предложения, входящего в домашний текст, а дети должны отыскать его в тексте и полностью зачитать.
“Два жадных медвежонка”
/Венгерская народная сказка/
а) В этом нехоженом, невиданном густом лесу …
б) …все припасы у них…
в) … с теми, кто жадничает.
3. Учитель пишет на доске предложение, заранее исказив его. Дети отыскивают его в тексте и правильно зачитывают.
Лиса Патрикеевна.
К. Ушницкий.
Кума хорошо приодета: пушистая шерсть, золотая; жилеточка на груди, белый галстучек на шее. Правильный вариант: Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
4. Если к тексту в классе составлялся коллективный план, учитель может зачитать предложение из текста, а дети определяют, к какому пункту плана относится это предложение.
5. Детям может быть предложено дома сделать рисунки к тексту и подписать их предложениями из текста. Остальные ребята класса определяют, на сколько точно подобраны предложения.
Постоянно используя на уроках чтения вышеописанные методику и рекомендации по развитию техники чтения у младших школьников, могу сказать, что результаты проверки техники чтения показали достаточно высокий уровень чтения у детей моего класса.
Литература:
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.
- Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. с.с. 52-62.
- Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
- Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. сс. 20-24.
- Программы средней общеобразовательной школы: 1-3 кл. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
- Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. сс. 46-47.
- Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
- Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный перид. // Начальная школа. 1994. №8 сс. 14-19.
Приложение 1.1
Конспект урока чтения.
Тема: Л.Н. Толстой. “Прыжок”
Цели: познакомить детей с новым произведением Л.Н. Толстого; формировать навыки беглого, осознанного, правильного, выразительного чтения и развитой речи; развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом; воспитывать понимание необходимости обдумывать свои поступки.
Оборудование: таблицы Шульте, секундомер, детские рисунки, таблицы с деформированными предложениями.
Ход урока.
- Организация класса.
- Сообщение темы и задач урока.
- Разминка.
- Работа над скороговоркой.
- Развитие угла зрения. Использование таблиц Шульте /30 секунд/
- Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения.
- Проверка домашнего задания
- Учитель читает домашний текст “Акула” с ошибками, дети их исправляют.
- Найти в тексте предложения по заданным началу, середине и концу.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Работа с таблицами / №10/
С ладони, белка, брать, начала, орехи за орехом.
- Дети коллективно зачитывают слова.
Учитель задает вопрос: “Мы с вами прочитали предложение?”
Ответ : “Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу”.
Затем детям предлогается восстановить предложение.
а) Перед закатом солнца…
б) … понеслись, что было силы…
в) посмотрел на море.
3. Анализ рисунков, сделанных по тексту.
4. Пересказ текста.
- Вступительное слово учителя.
- Чтение текста учителем.
- Ответы на вопросы учителя.
Для детей задание: прослушать текст и сказать почему он так называется.
а) О чем рассказывается в тексте?
б) Почему текст назван “Прыжок”?
в) Что послужило причиной этого прыжка?
- Словарная работа.
а) какие слова и выражения вам были непонятны?
б) как понимаете такие выражения:
“еще больше расходилась”
“живо взобралась”
“мальчика разобрал задор”?
- Работа с текстом.
- Прием многократного чтения. Двойной замер техники чтения. /Дети начинают читать текст с самого начала/.
- Чтение этого же отрывка в темпе скороговорки.
- Выразительное чтение отрывка с переходом на незнакомую часть.
- Упражнение “Буксир” выполняется совместно с учителем.
- Детям предлогается самостоятельно дочитать текст, исползуя упражнение “Губы”.
- Анализ прочитанного текста. Ответы на вопросы учебника.
- Описание мальчика, его характера и поведения.
- Выразительное чтение текста детьми.
- Игра – соревнование “Спинт”
- Итог урока.
- С каким произведением и кто его автор?
- Чему учит этот текст?
- Домашнее задание.
Текст выразительно читать и пересказывать.
Приложение 1.2
Конспект урока чтения.
Тема: Л.Н. Толстой “Булька”
Цели: продолжить работу с произведениями Л.Н. Толстого; развивать речь и технику чтения; отрабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к животным.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Метод: эвристическая беседа.
Оборудование: таблицы согласных букв, полоски бумаги.
Ход урока.
- Организация класса.
- Сообщение темы и задач урока.
- Разминка.
- Проверка домашнего задания./”Колосок” Украинская народная сказка/.
1. Работа над скороговоркой.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
2. Работа с таблицами согласных букв /см.. приложение/
Дети четко проговаривают согласные буквы в отдельности и в соединении с гласными звуками.
3. Работа над дыханием:
а) звукоподражание
Шум леса- Ш-ш-ш
Полет пчелы- З-з-з
Полет жука – Ж-ж-ж
Накачивание воздуха – Ф-ф-ф
Сдутие мяча – С-с-с
б) работа с полосками бумаги:
Дети ставят полоски на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.
1. Учитель зачитывает отрывки предложений, дети их отыскивают и зачитывают полностью.
а) Выскочили Круть и Верть…
б) … играли в чехарду.
в) … петушок дров, затопил…
г) … выложил на стол…
д) … на мельницу носил?
2. Чтение текста по ролям .
3. Пересказ текста.
- Знакомство с новым текстом.
1. Вступительное слово учителя.
2. Чтение текста сильными детьми.
3. Ответы на вопросы:
- Кого звали Булькой?
- Какой вы себе ее представляете?
- Какой случай приключился с Булькой на охоте?
4. Словарная работа.
- Какие слова и выражения вам не понятны? /Верста – 1,06км./
- Работа с текстом.
- Чтение первого и последнего слогов на строке.
- Двойной размер техники чтения.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
- Упражнение “Буксир” /третий вариант/.
- Упражнение “Молния”.
- Самостоятельное чтение текста с использованием упражнения “Бросок-засечка”.
- Ответы на вопросы в конце текста.
- Выразительное чтение текста детьми.
- Игра – соревнование “Спринт”.
- Итог урока.
- Чем понравился рассказ?
- Домашнее задание: выразительно читать и пересказывать.
Приложение 1.3
Конспект урока чтения.
Тема: Джанни Родари “Чем пахнут ремесла?”
Цели: познакомить детей со стихотворением итальянского писателя; развивать навыки осознанного и выразительного чтения; воспитывать понимание важности любой профессии.
Оборудование: таблицы Шульте, секундомер, рабочие инструменты.
Ход урока:
- Организация класса.
- Пятиминутное жужжащее чтение.
- Постановка учебной задачи и сообщение темы урока.
- Разминка.
- Скороговорка.
- Работа с таблицами Шульте /25 сек/
- Проверка домашнего задания. /А. Барто “Веревочка”/
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
- Выразительно прочитать стихотворение. Передать при чтении весеннее настроение.
- Подготовка к чтению стихотворения Дж. Родари.
- Расскажите, кем работают ваши родители? Чем важна их работа?
- Учитель показывает инструменты для выполнения различной работы, дети определяют - люди каких профессий ими пользуются.
Например: скрипка – для музыканта, шприц – для врача, бинокль – для военного и т.д.
А далее учитель говорит, что у каждого ремесла /идет пояснение этого слова/ есть еще и свой запах..
- “Чем пахнут ремесла?”
- Первичное восприятие текста. Чтение учителем.
- Ответы на вопросы:
- Как поэт различает людей разных ремесел?
- Как он отличает бездельников и лодырей?
- Как вы к ним относитесь ? Почему?
3. Вторичное восприятие. Чтение и работа с текстом.
- А теперь будем читать это стихотворение и уясним, как же автор относится к людям разных профессий и какой запах он относит к каждой из них.
- Дети читают первые четыре строки. Чем же пахнет в булочной? Почему? Как вы понимаете слово “сдоба”? Кто был на хлебозаводе? Вы согласны с тем, что пишет автор?
- Что же можно сказать о запахе в столярной мастерской? Что изготовляют в столярной мастерской? /чтение следующих четырех строк/
- Найдите и прочитайте отрывки, в которых говорится о маляре, стекольщике, шофере и рабочем. Дети читают следующие восемь строк. Объясните слова “скипидар” и “блуза” /если дети затрудняются, им помогает учитель/
- Давайте посмотрим, о каких ремеслах автор говорит дальше и чем они пахнут? Дети читают следующие десять строк. Словарная работа – мускатный орех, плуг.
- Чем же пахнут люди всех ремесел? /своей работой/. Для чего нужно работать? /ответы детей/
- Как вы думаете, чем же пахнут бездельники? Чтение последних шести строк стихотворения.
4. Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Использование упражнения “Губы”, “Молния”.
5. Чтение стихотворения вместе с учителем. “Буксир” III вариант.
6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
7. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения.
- О запахе каких профессий, не упомянутых в стихотворении, вы могли бы рассказать?
- Замер техники чтения по дополнительным книгам.
- Итог урока.
- Кем вы бы хотели стать в будущем? Почему?
- Домашнее задание. Выразительно читать, по желанию выучить наизусть.
Приложение 1.4
Конспект урока чтения.
Тема: В.Бианки “Купание медвежат”
Цели: познакомить детей с В.Бианки, как с писателем о животных и его произведением; формировать навыки правильного и выразительного чтения; развивать речь и технику чтения; воспитывать любовь к животным.
Ход урока.
- Организация класса.
- Пятиминутное жужжащее чтение.
- Постановка учебной задачи и сообщение темы урока.
- Разминка.
- Скороговорка.
- Мама мыла Милу Мылом.
- Звукоподражание /см. приложение 2/
- Проверка домашнего задания. / Дж. Родари “ Чем пахнут ремесла?” /
- Выразительно прочитать стихотворение.
- Желающие рассказывают наизусть.
- Подготовка к восприятию текста.
1. Рассказ учителя о В. Бианки и его произведениях о животных.
2. Какие произведения дети знают о животных? Рассказать о некоторых из них.
- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, как купаются межвежата.
- В. Бианки “Купание медвежат”.
1. Двойной замер техники чтения.
2. Чтение рассказа сильными детьми.
3. Обсуждение прочитанного.
- Кого напоминают вам медведица и медвежата?
- Как медведица-мать обращалась с медвежатами? Как она “приласкала” шалуна?
4. Вторичное, осмысленное восприятие рассказа.
- Чтение 1 абзаца текста. Как автор показал, что из лесу выйдет большое животное? /громкий треск сучьев/ Испугался ли мальчик? /Да, т.к. он влез на дерево/.
- Далее читается отрывок, в котором рассказывается о купании медвежат. Какими словами автор передает, что медведица была большая? /она вывалилась из чащи/ А какие были медвежата? /веселые, т.к. они выскочили на берег/
- Нравилось ли медвежатам купаться? /нет/ Найдите и зачитайте эти строки /визжал и барахтался, пустился удирать в лес/.
- Учитель предлагает прочитать оставшуюся часть текста.
- Чем закончилось купание? /медвежата забыли о своих “неприятностях”, они были очень довольны купанием/.
- Чем вам понравились медвежата? Нравятся ли они автору?
5. Самостоятельное чтение рассказа детьми.
а) упражнение “Молния”.
б) упражнение “Бросок – засечка”.
6. Выразительное чтение рассказа вслух.
- Итог урока.
- О каких интересных поведениях животных вы знаете?
- Домашнее задание. Выразительно читать и пересказывать.
Приложение 2
Зрительные диктанты /по И.Т. Федоренко/
№ | Предложения | число букв | Время экспозиции |
набор №1 |
|||
1 | Тает снег | 8 | 4 |
2 | Идет дождь | 9 | 4 |
3 | Небо хмурое | 10 | 5 |
4 | Коля заболел | 11 | 5 |
5 | Запели птицы | 11 | 5 |
6 | Поле опустело | 12 | 6 |
набор №2 |
|||
1 | Трещат морозы | 12 | 6 |
2 | Я ищу землянику | 13 | 6 |
3 | В лесу росла ель | 13 | 6 |
4 | Наступила осень | 14 | 7 |
5 | Дни стали короче | 14 | 7 |
6 | В лесу много берез | 15 | 8 |
набор №3 |
|||
1 | Прилетели птички | 15 | 8 |
2 | Ярко светит солнце | 16 | 8 |
3 | Лида вытерла доску | 16 | 8 |
4 | Весело бегут ручьи | 16 | 8 |
5 | Подул резкий ветер | 16 | 8 |
6 | Зоя прилежно учится | 17 | 8 |
набор №4 |
|||
1 | Дятел дробил дерево | 17 | 8 |
2 | Я хочу посадить цветы | 18 | 7 |
3 | Иней запушил деревья | 18 | 7 |
4 | Без воды цветы завянут | 19 | 7 |
5 | Пролетело жаркое лето | 19 | 7 |
6 | Возле дома посадили ель | 20 | 7 |
набор №5 |
|||
1 | Солнышко светит и греет | 20 | 6 |
2 | Федя решал задачу у доски | 21 | 6 |
3 | Загорелась в небе зорька | 21 | 6 |
4 | На деревьях сверкал иней | 21 | 6 |
5 | Город Киев стоит на Днепре | 22 | 6 |
6 | В лесу собирают землянику | 22 | 6 |
набор №6 |
|||
1 | Зимой река покрылась льдом | 23 | 5 |
2 | Мальчик подарил маме цветы | 23 | 5 |
3 | Дежурные стерли пыль с доски | 24 | 5 |
4 | Колхозники работают на лугу | 24 | 5 |
5 | На огород забрались цыплята | 24 | 5 |
6 | Мы жили возле березовой рощи | 24 | 5 |
набор №7 |
|||
1 | Небо покрылось серыми тучами | 25 | 4 |
2 | Дети посадили во дворе акацию | 25 | 4 |
3 | Бабушка купила внуку букварь | 25 | 4 |
4 | Землю согрело теплое солнышко | 26 | 4 |
5 | Моя сестра работает на фабрике | 26 | 4 |
6 | Ласково грело весеннее солнце | 26 | 4 |
и так далее, всего 18 наборов текстов зрительных диктантов.
Приложение 3
Набор скороговорок подобранных И.Т. Федоренко.
Скороговорки
- Водовоз вез воду из-под водопада.
- Говори, говори, да не заговаривайся.
- На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
- Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
- Наш дуда и туда и сюда.
- Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
- Летят три пичужки через три пусты избушки.
- В один, Клим, клин колоти.
- Каково волокно, таково и полотно
- Клюет курка крупку, курит турка трубку.
- Либретто “Риголетто”.
- Полили ли лилию, видели ли Лидию?
- Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
- Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Приложение 4
Набор деформированных предложений.
- стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
- дали каши Маше манной нашей
- летом одним и зимой цветом
- рыбу на ловят рыбаки рыбалке
- ко мне друзья пришли мои на праздник
- у деда, Мороза красивые легкие сани были
- любимое дерево мое белая береза
- в саду в нашем расцвела клубника
- мы электричке на доехали до станции
- ледяная , крутая и длинная горка была
Приложение 5
Таблицы согласных букв.