Цели проекта:
1. Обратить внимание детей на обыденные вещи, находящиеся рядом с нами.
2. Познакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Россия, Япония, Европа).
3. Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека.
4. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство).
5. Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие.
6. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.
I этап – накопление знаний
"Какие бывают куклы"
1. Чтение глав из книги М. Левиной "365 кукол со всего света".
2. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.
3. Знакомство с историей появления кукол на Руси.
4. Домашнее задание: "Куклы ваших мам и бабушек" (беседы с родителями, рассматривание старых кукол).
"Куклы разных народов"
1. Сюжетно-ролевые игры с куклами, "живущими" в нашей группе.
2. Знакомство с куклами Японии, Украины, Индии, Грузии, Прибалтики и т. д., национальные игры.
3. Особенности национальных костюмов народов разных стран.
II этап "Играем с куклами"
1. Знакомство с бумажными куклами. Рисуем и играем.
2. Лепим куклы из соленого теста.
3. Изготовление театральных кукол (перчаточных).
4. Игра с современными куклами (куклы Барби, роботы-трансформеры).
5. Игры с суклы-сувениры (фарфоровые, необычные, поющие и танцующие куклы).
III этап – результат. Организация "Музея кукол"
1. Знакомство с музейной работой.
2. Создаем свой музей кукол.
3. Совместная работа воспитателя и детей по созданию рекламного проспекта музея кукол.
4. Экскурсоводческая работа (дети-экскурсоводы) в музее кукол.
Конспект занятия
“Куклы, в которые мы играем”
Цель:
Расширить и уточнить представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол, с куклами разных народов; развивать монологическую речь детей и речь-доказательство, продолжать учить составлять описательные рассказы; развивать познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие.
Методические приёмы:
1. Дети находятся в музее, где собраны разные коллекции кукол. Беседа об истории кукол, о первых куклах.
Вопросы к детям:
- Как появились куклы?
- Какие они были? Из чего сделаны?
2. Первая коллекция – коллекция кукол прошлого века
Предложить детям рассказать об этой коллекции гостям: из чего делали кукол в XX веке, чем они похожи друг на друга, в какую одежду одеты, как, в какие игры можно играть с этими куклами, какими куклами играли мамы, бабушки.
Воспитатель показывает детям куклу начала 50-х годов XX века, дети рассматривают ее, рассказывают, из чего она сделана. Воспитатель сообщает, что куклу зовут Леля, и спрашивает, почему кукол часто называют Ляля, Леля (это повелось с тех времён, когда у древних славян была богиня любви Лада, которую ласково называли Ляля).
3. Вторая коллекция – современные куклы
Предложить детям рассказать, как называются эти куклы, почему их называют Барби (так звали первую куклу этого типа), похожи ли эти куклы на старых кукол, чем отличаются. В этой же коллекции представлены куклы для мальчиков: трансформеры. Мальчики рассказывают, чем интересны эти куклы, как можно с ними играть, нравятся ли им эти игрушки.
4. Коллекция - коллекция театральных кукол
Дети рассматривают куклы Би-Ба-Бо (перчаточные), рассказывают, как с ними играть, любят ли они с ними играть, каких еще театральных кукол они знают.
Вниманию детей предлагаются две новые большие объёмные театральные куклы: Баба Яга и Снегурочка. Дети рассматривают их, определяют, как с ними нужно действовать, разыгрывают сценку-диалог доброй Бабы Яги и Снегурочки.
Воспитатель предлагает вспомнить, какие еще бывают театральные куклы (рассказ о вьетнамских куклах-марионетках).
Воспитатель предлагает детям решить кроссворд по произведению А. Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”, вниманию детей предлагается новая кукла-марионетка Арлекин (персонаж из “Золотого ключика”).
5. Коллекция сувенирных кукол
Эта коллекция разделена на три: куклы народов мира, необычные куклы, фарфоровые куклы.
Дети рассматривают необычные сувенирные куклы из фарфора, соломы, поролона, волокон льна, кукол в национальных костюмах (русская, грузинская, японская).
Вопросы к детям:
- Как назвать эти куклы одним словом?
- Для чего эти куклы?
- Какая нравится больше всего? Почему?
6. Коллекция бумажных кукол
Рассматриваем коллекцию плоскостных бумажных фабричных кукол.
Вопросы к детям:
- Нравятся ли эти куклы?
- Почему любите играть с ними?
- С какими интереснее играть: с самодельными или фабричными?
Вниманию детей предлагается коллекция двусторонних бумажных кукол в национальных костюмах. После знакомства с этой коллекцией дети приступают к работе в дизайн-студии: “одевают” плоскостные бумажные куклы в национальные костюмы, детали которых дети подбирают из готовых форм, дорисовывают, вырезают, подклеивают. Получилась ещё одна коллекция бумажных кукол, созданная детьми.
7. Экскурсия по музею завершена. Дети увидели много интересных, необычных, красивых кукол. Воспитатель предлагает детям представить себе самую красивую, самую интересную, самую замечательную куклу, которую они бы хотели иметь в своём музее. После обсуждения облика этой чудесной “незнакомки” воспитатель сообщает, что такую красавицу детский сад подарил для нашей группы и показывает куклу-принцессу. Дети рассматривают куклу, её одежду, определяют, в какую коллекцию будет помещена эта кукла (сувенирная коллекция).
8. Дети дарят гостям куколки-сувениры, которые они сделали сами.
Предварительная работа:
1. Чтение книги М. Левиной “365 кукол со всего света”.
2. Чтение статьи Т. Петрова “Где куклы так похожи на людей” (журнал “Трамвай” №10, 1991 г.).. Рассматривание иллюстраций в журнале "Lovely and Amusing Russian Dolls".
4. Рассматривание иллюстраций в журнале “История костюма”, “Костюмы к празднику в детском саду”.
5. Изготовление бумажных кукол – коллективная и индивидуальная работа.
6. Рисование панно “Моя любимая игрушка”.
7. Изготовление кукол из бумаги, теста на занятиях по художественному труду, в индивидуальной работе.
8. Совместная работа воспитателя и детей по созданию рекламного проспекта “Музей кукол” (рисунки и рассказы детей).