Использование сказок о животных в нравственном воспитании младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок, они адресованы детям. Обычно с этими сказками дети знакомятся ещё до школы. Вероятно, они знают и те, что представлены в учебнике.

Читая русские народные сказки о животных, учащиеся как бы входят в “единое духовное пространство” и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, но в сказках отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и справедливость, ум и доброта, храбрость и достоинство, честность и верность, а неприятие вызывали скупость, глупость, трусость.

На уроках чтения дети не просто читают тексты сказок, а еще и учатся их анализировать, оценивать поступки животных, учатся вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить.

Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро восторжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Поэтому, недостаточное содержание сказок о животных в учебной программе надо восполнить его через знакомство с ними в процессе внеклассной работы. Такая системная работа со сказкой о животных будет плодотворна для нравственного развития детей.

За последние годы издано немало различных пособий и книг по оптимизации учебно-воспитательной деятельности в школе. Значит, у педагога есть широкий выбор литературы для работы. Поэтому на подготовительном этапе, учителю необходимо внимательно изучить литературу и правильно выбрать материал. Соответственно, подобранный материал способствует успешному проведению всей дальнейшей работы.

Далее, по формированию нравственного развития младших школьников, следует использовать различные методы и формы работы. Методы и формы нравственного воспитания младших школьников должны соответствовать для детей этого возраста. В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов и средств. Педагогу следует выбирать и использовать систему методов соответственно поставленным целям, поскольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности ребенка. Также при работе надо выбирать только те методы, с которыми педагог знаком, которыми владеет. Ему необходимо создавать ситуации, способствующие эмоциональному переживанию на практике. Один из методов создания таких ситуаций – беседа.

Беседа является диалогическим методом изложения материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель, путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению, к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений к самостоятельному формированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

В процессе нравственного воспитания учащихся большая роль принадлежит этическим беседам. Этическую беседу следует проводить систематически, желательно во внеурочное время. При проведении этических бесед надо учитывать, что моральные нормы и правила имеют слишком сложный и многоплановый характер и их нельзя раскрыть сразу в полном объеме. В младших классах целесообразнее беседовать с детьми по конкретным вопросам. Все беседы на моральные темы в начальных классах должны строиться на живом и убедительном материале.

Содержание и логика изложения нравственного материала определяют структуру беседы.

При проведении беседы учителя могут следовать по такой структуре:

  • определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала;
  • обоснование важности обсуждаемой темы;
  • раскрытие темы беседы на примере, а также на материале окружающей жизни;
  • анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой темой и определение конкретных задач по улучшению работы и поведения учащихся;
  • обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

С педагогической точки зрения такая беседа должна быть содержательным и глубоко эмоциональным уроком нравственности, обогащающим моральные знания учащихся и стимулирующим их к положительным поступкам и действиям.

При организации работы по нравственному развитию рекомендуем включить кукольный театр. Использование кукольного театра в школе способствует воспитанию гармонически развитой личности школьника. А спектр применения творческой деятельности самого учителя, который посвятит себя организации работы с куклами в детском коллективе, безграничен. Оформление кукольного театра должно быть глубоко продуманным и художественно оправданным, помочь донести содержание спектакля до сознания и сердца юного зрителя.

Кукольный театр займет определенное место в учебно-воспитательной работе при условии:

  • наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
  • разнообразия костюма и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок;
  • овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;
  • серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Педагог, наблюдая за играющими, должен отмечать разнообразие сюжетов, качество управления куклой, обращать внимание на культуру поведения за ширмой, хвалить за удачные находки и показывать как правильно построить сцену или ввести куклу, отмечать ошибки, находить время для индивидуальной работы.

Учителю начальных классов рекомендуем в учебно-воспитательной работе использовать потенциал сказки. При этом необходимо учитывать и правильно выбрать изучаемую сказку. Сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуют детской психологии.

Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Сказка наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу.

На все эти особенности сказки учитель должен обратить внимание при планировании работы.

В организации нравственного образования следует учитывать такие возрастные особенности младших школьников: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; детская непосредственность; внушаемость и подражательность; способность живо откликаться на слово учителя; активный интерес ко всему новому, к знаниям, стремление использовать их также советуем учителю при проведении работы создать благоприятные условия.

Для выявления уровня восприятия материала сказки о животных предоставляем методику работы со сказкой. В качестве материала выбирается сказка, соответствующая возрастным особенностям детей и доступная для восприятия. Критерии восприятия материала сказки у младших школьников проводится по уровням: высокий, средний и низкий.

Уровни восприятия

Высокий уровень: Исходя из поступков животных умеет выводить мораль сказки и может объяснить это другим, может свободно излагать смысл сказки, аргументирует свое мнение.

Средний уровень: Исходя из поступков животных умеет выводить мораль сказки, но не умеет объяснить это другим, не может свободно излагать смысл сказки и аргументировать свое мнение.

Низкий уровень: Может пересказать содержание сказки, но не умеет выводить мораль и определить смысл сказки.

Работа проводится в три серии.

Первая серия проводится в форме индивидуальной беседы, которой задача ребенка состоит в самостоятельном выявлении морали сказки о животных. Учащимся предлагается прочитать русскую народную сказку о животных. Затем задается вопрос:

Что ты понял из этой сказки?

Ответы учащихся оцениваются по 5-балльной системе:

5 баллов - сразу улавливает мораль сказки;

4-3 балла - пытается определить мораль;

2-1 балл - делает краткий пересказ;

0 баллов - не может ответить.

Вторая серия проводится в виде теста открытого типа. По содержанию данной сказки предлагается ответить на вопрос: Какими словами можно охарактеризовать поступки героев сказки? Напиши. Подсчет результата теста проводится по 5-балльной системе. Каждому перечисленному слову прибавляется 1 балл.

В третьей серии используется работа с карточкой. Задача ребенка выбрать карточку со словами, которые соответствует личностным качествам героев сказки: например, хитрость, храбрость, доброта, чуткость, справедливость. Итог подводится по количеству выбранных карточек, по 5-балльной системе.

Такую методику можно использовать при работе с любым материалом (волшебные, бытовые сказки, рассказы, сюжеты из жизни…).

Таким образом, пользуясь представленными материалами, учителя смогут грамотно определить место, время и цель проведения работы, а значит, значительно улучшить и повысить уровень нравственного развития младших школьников.