Цели:
Учебная: закрепление умений правильного написания числительных, различение количественных и порядковых числительных, определение морфологических признаков этой части речи, знакомство с разрядами количественных числительных.
Развивающая: развитие творчества, логического мышления, речи.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма.
Оснащение:
- карточки с текстами;
- светофоры;
- макет газеты “Волшебное число”.
Межпредметные связи: русский язык и математика.
План урока:
1. 2 мин. – организационный момент.
2. 4 мин. – лексическая работа.
3. 5 мин. – синтаксическая разминка.
4. 10 мин. – работа над рубрикой “Вести из школы”.
5. 10 мин. – работа над рубрикой “Повторенье –
мать ученья”.
6. 7 мин. – работа над рубрикой “Узнаём новое”.
7. 4 мин. – контроль.
8. 2 мин. – итог.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме: “Мягкий знак в середине и на конце числительных”, познакомимся с разрядами количественных числительных. А проведём урок в форме деловой игры: “Редакция”. Попробуем сами выпустить газету, которая будет называться “Волшебное число”. Мы привыкли записывать числа цифрами. Теперь мы знаем, числа можно записать и словами. Вот об этих удивительных, волшебных числах и наша газета – о правилах написания числительных, о разрядах, о правилах склонения.
2. Лексическая работа.
Учитель: На доске записаны новые слова, которые будут сегодня звучать на уроке:
Редактировать, Редакция
Рубрика
Журналист
Запишите их в тетрадь, запомните написание и подумайте над лексическим значением.
Редактировать – проверять и исправлять текс при подготовке к печати.
Редакция –
1. Помещение, где редактируют какое-нибудь издание.
2. Группа работников, редактирующих текст.
Рубрика –
1. Раздел, подразделение.
2. Заголовок раздела в газете.
(На доске вы видите в нашей газете три рубрики)
Журналист – литературный работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в журналах, газетах.
На прошлом уроке мы с вами знакомились со словами корректор и корреспондент. Напомните, чем занимаются эти люд?
Учащиеся: (эталон ответа) Корректор – работник типографии, занимающийся исправлением ошибок на оттиске типографического набора. Корреспондент – автор сообщений о текущих событиях.
Учитель: В нашей редакции будет три отдела: редакторов, корреспондентов и журналистов.
Все ли готовы работать в нашей редакции покажет синтаксическая разминка. Запишите предложение, которое я продиктую, и сделайте полный синтаксический разбор.
пр. | прил. | сущ. | пр. | прил. | сущ. | гл. | пр. | гл. | числ. | прил. | сущ. |
При | солнечном | свете | в | соседнем | окошке | сидели | и | грелись | две | серые | кошки. |
Учащиеся разбирают в тетради. (Эталон ответа):
(Повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое, двусоставное, полное, осложнено однородными членами.)
Учитель проходит и смотрит, как учащиеся справляются с заданием.
Проверка: один ученик читает, как он выполнил, остальные проверяют, обсуждают.
Учитель: Теперь я вижу, что все готовы к работе в редакции. Приступаем. Работаем дружно, сосредоточенно. Экономим время. Газета должна быть готова к концу урока.
1-я рубрика: “Вести из школы”
Задание для всех отделов на повторение.
(Учащиеся получают карточки с текстом )
Учитель: Наши корреспонденты побывали на отчётном собрании в 6-А классе. Вот их сообщение.
В редакцию они предоставили выступление командира класса.
Товарищи одноклассники! В этом месяце наш шестой “а” класс добился огромных успехов. Мы завоевали первое место в соревновании с шестым “б” классом за лучшую успеваемость и лучшее поведение. В этом месяце нами получено сто пятьдесят семь двоек. Это на две двойки меньше, чем в “б” классе. Количество окон, разбитых в этом месяце, составило девятнадцать штук. Это, товарищи, на три окна меньше, чем в “б” классе… В этом месяце мы дернули Сидорову за косичку три тысячи семьсот раз. Это, правда, на двести косичек больше, чем в прошлом месяце, но зато на восемь косичек меньше, чем в “б” классе. И, наконец, в этом месяце мы дрались тридцать один раз. То есть не только в будни, но и по выходным дням. Правда, этот показатель у нас одинаков с “б” классом, но это потому, что дрались мы всегда только с “б” классом…
Задание:
1. Определить, какими частями речи являются
выделенные слова.
2. У числительных определить грамматические
признаки – простое или составное,
количественное или порядковое.
Ответ: (учащиеся записывают в тетрадь)
1. шестой – числительное, простое, порядковое;
2. первое – числительное, простое, порядковое;
3. сто пятьдесят семь – числительное, составное,
количественное;
4. две – числительное, простое, количественное;
5. двойки – существительное;
6. девятнадцать – числительное, простое,
количественное;
7. три – числительное, простое, количественное;
8. три тысячи семьсот - числительное, составное,
количественное;
9. двести - числительное, простое, количественное;
10. восемь - числительное, простое, количественное;
11. тридцать один - числительное, составное,
количественное.
Проверка – светофорами.
2-я рубрика: “ Повторенье – мать ученья”
Учитель: При работе над этой рубрикой нам придётся разделиться, чтобы собрать как можно больше материала. Редакторы займутся редактированием упражнения №353. Здесь числа в предложениях записаны цифрами. Ваша задача записать их словами.
Журналисты, творческие личности, постараются вспомнить и записать как можно больше пословиц, поговорок и загадок с числительными. Сверху над числительными укажите разряд (количественные или порядковые).
Корреспонденты отправятся на урок математики и попробуют решить задачу.
Задача: В стране Числительное, в Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 110 м школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б . Шестиклассник от нечего делать стал читать все надписи вслух.
Задание:
1. Запишите числительные, которые читал мальчик,
словами.
2. Посчитайте, сколько раз была написана вами
буква ь.
3. Сколько сложных числительных он назвал?
Ответ:
1. Восемьсот девяносто, семьсот восемьдесят,
шестьсот семьдесят, пятьсот шестьдесят,
четыреста пятьдесят, триста сорок, двести
тридцать, сто двадцать, десять.
2. 11 раз.
3. 8 сложных числительных.
Проверка:
1. Вслух зачитываем пословицы журналистов. (Предполагаемый
ответ: Семеро одного не ждут. Один в поле не
воин. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Два конца,
два кольца, посередине гвоздик. В пяти колодчиках
сидят пять молодчиков. Пять братьев годами
равные, ростом разные. Семь пятниц на неделе.
Четыре брата стоят под одной шляпой, одним
кушаком подпоясаны.)
2. Выполнение упражнения проверяется
взаимопроверкой.
3. Решение задачи разбирается вместе с учителем.
Корреспонденты называют свои ответы, написание
числительных сверяют с правильной записью на
доске.
(Учитель перед уроком записывает на закрытой части доски.)
3-я рубрика: “Узнаём новое”.
(Запись на доске и в тетради)
Целые (целые числа)
Количественные дробные (дробные числа)
Cобирательные (несколько предметов как одно целое)
Работа с учебником. Упр. №356
Задание дифференцированное:
Редакторы – в каждую колонку записать по два правильных словосочетания из упражнения.
Корреспонденты – в каждую колонку записать одно словосочетание из учебника, второе придумать .
Журналисты – в каждую колонку записать по два придуманных словосочетания.
Проверка: взаимная.
Контроль.
Кодовый диктант.
Условные обозначения:
ь – слово пишется с мягким знаком на конце;
(ь) – слово пишется с мягким знаком в середине;
“ - “ - слово пишется без мягкого знака.
Учитель диктует: могуч, мяч, шестьдесят, девятнадцать, пятый, два, съешь, восемьдесят, из-за туч, девяносто, дочь, четырнадцать, хорош, силач, семьсот, испечь, один, сто, тринадцать, семьсот.
Код: - - (ь) ь - - ь (ь) - - ь ь - - (ь) ь - - ь (ь)
Итог:
Учитель: Потрудились хорошо. Создали свою газету для других школьников, которая поможет понять эту удивительную часть речи – имя числительное. (По ходу урока на ватман, где уже оформлены заглавия газеты и рубрик, прикрепляются напечатанные тексты с репортажем, с задачей, с пословицами, с записью нового материала. Получается занимательно-поучительная газета по русскому языку.)
А мы с вами закрепили правописание мягкого знака в количественных числительных и познакомились с разрядами количественных числительных.