Цели урока:
- Ознакомить с четными и нечетными числами.
- Закрепить знания таблицы умножения и деления с числом 2.
- Учить пользоваться предложенным алгоритмом. Учить работе в группах, выслушивать и принимать мнение товарищей.
Ход урока
1.Организационный момент.
Класс разделен на 5 групп по 5 человек.
Скажем здравствуйте руками.
Скажем здравствуйте глазами.
Скажем здравствуйте мы ртом : “Здравствуйте!”
Будет радостно кругом.
Пусть и нашим гостям тоже будет радостно вместе с нами.
-Я рада видеть вас сегодня. И чтобы размяться и проснуться, давайте сделаем нашу кинезиологическую зарядку.
Выполнение комплекса упражнений.
Кинезиологическая гимнастика.
- Массируем верхнее и нижнее веки, не закрывая глаз.
- Массируем щеки круговыми движениями пальцев.
- Массируем подбородок круговыми движениями пальцев.
- Массируем нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания к ноздрям.
- Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10.
- Упражнение “Бабочка”.
- Вытянуть вперед правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисовать в воздухе знак бесконечности, как можно больше. Следим глазами за пальцами.
- Соединить указательный и большой пальцы домиком. То же задание. Смотрим в домик.
- Поднять согнутую в колене ногу и прикоснуться к ней рукой.
- То же упражнение согнутыми в локтях руками.
- Тихонечко сели. Ножки на место. Спинки выпрямили. Проверили расстояние между партами и вами. Приготовили тетради к работе. Записали число и классная работа.
2. Подготовка к учебно-познавательной деятельности
- Сегодня на уроке мы будем повторять таблицу умножения на 2 и соответствующие случаи деления. А ещё сегодня мы с вами узнаем, как называются числа, которые делятся на два.
- В известной детской песенке поётся о том, что учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Давайте постараемся, чтобы сегодня на уроке было весело, и это помогло нам в работе.
Устный счет.
-Давайте посчитаем устно. У вас на столах лежат таблицы. (Приложение №1). Решите примеры и расшифруйте спрятанные там слова.
Расшифровать слова. (Работа по группам).
- Какие слова у вас получились?
Получились слова: яблоки, ягоды, морковь, грибы, помидоры. Первая группа получает “яблоки” и изображение корзины с прорезями, в которые за каждый правильный ответ вставляются яблоки, вторая – “ягоды” в виде нарисованных банок с вареньем и “полочка” с прорезями для “банок”, третья - “морковь” и изображение корзины, четвертая – изображения грибов и веревочку, к которой прикрепляются эти грибы для сушки, изображения помидоров и ящика с прорезями .
-Сегодня на уроке мы займемся “заготовками овощей” на зиму. Каждая группа будет заготавливать расшифрованный продукты. Каждое правильно выполненное задание будет пополнять ваши запасы.
- Для чего делают заготовки на зиму? Зимой нашему организму, особенно в наших северных краях, требуется дополнительное количество витаминов. И заготовленные фрукты и овощи помогут их восполнению.
Эстафета. Работают четыре группы.
-Повторяем по кругу таблицу умножения на 2. Отвечающий встаёт. Закончили – встали все. (Группа, выполнившая первой, кладет свой запас в корзину.)
Повторяем таблицу деления на 2. (Прикасаемся друг к другу)
Работа для 2-4 групп.
Сосчитать от 0 до 10, присчитывая по 2;
от 20 до 10 отсчитывая по 2;
от 6 до 18 присчитывая по 2;
от 16 до 8 отсчитывая по 2.
Работа для 1 группы. ( В данной группе находятся дети более высокого уровня развития)
Перед вами четыре цифры: 1, 2, 2, 6 . В подходящих
местах между цифрами поместите знак “=” и один из знаков “х” или “:” , так, чтобы получилось верное равенство. Укажи два способа. 1 2 2 6 |
Проверка работы 1 группы.
Ученик вывешивает на доску выполненное задание. Читает классу задание по карточке. Объясняет выполнение.
-Все согласны с выполнением?
-Каждая группа может пополнить свои запасы.
- Отметьте плюсиком на полях тетради свой вклад
в устный счет ( + -я все ответил правильно,
полуплюсик – я ошибся, - у меня пока не
получилось)
Задачи. Один человек работает с обратной стороны доски. Остальные в тетрадях записываются только решения.
- Даже делая запасы на зиму, приходится считать.
а) Малиновое варенье очень полезно при простуде. Мама сварила варенье и поставила его в погреб на 2 полки. На каждой полке стоит по 5 банок. Сколько банок с вареньем заготовила мама?
5 х 2 = 10 (б.)
б) Сашина семья запасла на зиму 12 кг свёклы. Её разложили на хранение в 2 корзины поровну. Сколько кг свёклы лежит в каждой корзине?
12 : 2 = 6 (кг)
в) Для засолки огурцов используют не только соль, но и сахар. На 1 банку огурцов кладут 1 ложку соли и 1 ложку сахара. Бабушка заготовила 10 банок. Сколько ложек соли и сахара понадобилось бабушке?
2 х 10 = 20 (л.)
- Проверим. (Дети сравнивают свои записи с
доской. Исправляются ошибки. Особое внимание
уделяется последней задаче).
- Кто решил иначе? Другим способом?
- Чья группа не допустила ни одной ошибки?
Пополните свои запасы.
- Отметьте плюсиком на полях свой вклад в
решение задач ( + -я все ответил правильно,
полуплюсик – я ошибся, - у меня пока не
получается)
4. Физ. минутка. Выполняется сидя за партами.
- Мы сделали часть заготовок и их необходимо
“убрать в погреб”. Сделали руки в замок.
Потянулись вперед - “поставили банку на самую
дальнюю полочку”.
- Потянулись вверх - “поставили банку на самую
высокую полочку”.
- “Поставили банку на левую полку, на правую
полку” - наклонились влево, вправо.
- Прогнулись назад. Чтобы отдохнула спинка.
Отметьте плюсиком на полях как вы выполнили физ. минутку. ( “+” -я старался и даже немного устал, полуплюсик – я не очень старался, “-” я делал кое- как )
5.Усвоение новых знаний
На доске выставлены в два ряда домики, изображающие улицу. В конце улицы изображения деревьев. Таблички с номерами домов убраны.
- Посмотрите внимательно на решения задач в
тетрадях, посмотрите на задание, выполненное
первой группой, вспомните задание – эстафету.
Что объединяет все эти задания? (Таблица
умножения на два). Знание таблицы умножения
пригодится нам и для изучения новой темы.
- Делали мы запасы, делали, и оказалось, что все
закончилось и придется нам отправиться на дачу,
за новыми продуктами. Номер нашей дачи – 8.
Путь наш лежит по улице Огородной. Но вот беда,
вчера был сильный ветер и почти все номера домов
сдуло. Но как же найти дачу под
номером 8. (Варианты
ответов детей. После коллективного обсуждения
возле домов прикрепляются их номера.)
- Посмотрите внимательно на числа в верхнем ряду.
(1 , 3, 5, 7, 9, )
- Чем они отличаются от чисел в нижнем ряду (2, 4, 6, 8)
– Эти числа делятся на 2.
- Сегодня на уроке мы дадим этим числам название.
Может быть кто-нибудь уже знает, как называются
эти числа? (Четные и нечетные). Давайте
проверим, правильно ли сказали нам ребята.
Правило на стр. 34.
- Назовите числа верхнего ряда. Нижнего ряда.
- Возле каждой строчки вывешиваются названия –
четные, нечетные.
- Посмотрите, улица наша не заканчивается, просто
за деревьями не видно домов. А если бы мы шли по
улице дальше, какие бы номера нам встретились с
левой стороны улицы, с правой стороны?
6. Первичное закрепление.
1 группа.
- В нашем классе есть дети, которые занимаются информатикой. И они сейчас составят нам алгоритм, который поможет нам определять четные числа.
2-4 группы.
- Прочитайте ещё раз название чисел каждого
ряда. (четные, нечетные)
- Давайте запишем в тетрадях
2, 4, 6, 8, 10… - четные
1, 3, 5, 7, 9…- нечетные
Зарядка для глаз.
- Разогрейте ладошки (дети потирают ладошкою об ладошку), сделайте “чашечки” (пальцы ладони плотно сжимаются, каждая ладонь изображает чашечку) , прикройте ими глазки, проговорите еще раз шёпотом: какие числа называются четными, нечетными. Откройте глаза, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, сильно зажмурьте глаза, откройте их широко, удивленно, улыбнулись друг другу. Продолжаем работать.
Проверка выполнения задания 1 группой. (Приложение № 2)
Алгоритм вывешивается на доске. Ученик объясняет, как будем по нему работать.
- Давайте посмотрим, поможет ли он нам в работе. Стр.34 № 2. Коллективная работа. 1 человек записывает числа на доске. Определяет первые два числа. Затем по два числа определяют выходящие ученики.
Отметьте плюсиком на полях свой вклад в изучение новой темы ( + -я все делал правильно и все понял, полуплюсик – мне не все понятно , - я ещё затрудняюсь определять четные числа)
7. Физ. минутка. “Товарищи огородники”. Игра на внимание, если перед каждой командой учитель обращается к классу со словами “товарищи огородники” то класс выполняет задание, если команда дается без данного обращения, то упражнение не выполняется. Дети имитируют предлагаемые команды.
- Копаем грядки.
- Собираем яблоки.
- Выдергиваем репу.
- Несем в левой руке тяжелую лейку, в правой руке тяжелую лейку.
- Рассыпалась картошка. Подняли, положили в ведро.
8. Работа над задачей. Текст задачи записан на доске.
Мы с вами шли по улице Огородной. А сколько же домов на этой улице? На этой улице 9 домов с четными номерами, а с нечетными на 1 дом больше. Сколько всего домов на улице Огородной?
(Задача решается самостоятельно в тетрадях)
1). 9+1=10 (д.) – нечётных домов.
2). 10 + 9 = 19 (д.) – всего.Ответ: 19 домов на улице Огородной.
- Какой номер дома последний?
- Это четный или нечетный номер?
Отметьте плюсиком на полях свой вклад в решение задачи ( + -я правильно решил задачу, я ошибся при вычислении, я пока не смог решить задачу).
9. Закрепление.
Учитель спрашивает у детей номера их домов. Предварительно подготовив фамилии тех детей, номера домов которых находится в пределах 20.
- А какой номер дома у Жени Андреева? (12)
- У Саши Андрианова? (9)
- У Ибрагимова Вадима? (2)
-У Кати Пугачевой? (8)
-У Киреевой Есении? (28)
10. Домашнее задание
- Мы с вами знаем только чётные числа до 20, а как вы думаете, можно ли определить четность или нечетность числа больше 20? Дома вместе с мамами и папами определите: четным или нечетным является номер вашего дома, номер дома бабушки и дедушки, ваших родных.
11 .Контроль (РРО)
- Это задание домой, а вот сейчас покажите, как вы усвоили новую тему. Перед вами карточки.(Приложение № 3). Выберите и выполните только одно задание, которое вам хотелось бы сделать.
12. Итог урока.
- Давайте прикрепим на доску все ваши заготовки.(на доску вывешиваются “корзины с морковью и яблоками”, ящик с помидорами, “полка с банками с вареньем” и “грибы на веревочке”. Какая группа сделала больше всего запасов?
- Сколько яблок в корзине? Какое это число, четное или нечетное ?
- Сколько банок с вареньем? Это какое число?
- Сколько грибов на веревке? Четное или нечетное количество?
- Сколько морковок в корзине? Что вы можете сказать об этом числе?
- Давайте посмотрим на помидоры? Какое это число?
- Это то что вы сделали коллективно. А теперь посмотрите на свои отметки в тетрадях. Посчитайте, сколько плюсов заработал каждый. Кто больше? (Опрашиваются несколько учеников)
- На парте у каждого ученика прикреплены два листочка с изображением лица. Один человечек улыбается, а второй грустит. Было ли вам весело на уроке? Покажите своё настроение на человечках. Выйдите к доске и прикрепите их на листок бумаги. Каких мордашек больше?
- Ну что ж, заготовки мы сделали, вот только были они у нас к сожалению не настоящие. Но чтобы вам не было так обидно, я хочу поблагодарить вас за работу и угостить настоящими витаминами. (Детям раздаются яблоки.)